Therion «Leviathan» (2021)
Думаю, по выходу «Левиафана» многие поклонники шведского метал-хора под управлением Кристофера Йонссона вздохнули с облегчением. Речь о тех, для кого главным периодом творческой жизни Therion стали творения, начиная (намёком) с «Lepaka Kliffoth» и (явственнее) «A’arab Zaraq Lucid Dreaming» вкупе с «Theli» и «Vovin» вплоть по самое «Sitra Ahra». Эксперименты с шансоном на «Les Fleurs Du Mal» и опера «Beloved Antichrist» многими были попросту не поняты. «Leviathan» же стал возвращением к песенному формату в духе того самого условно срединного периода. По словам Кристофера, альбом рождался легко и уверенно. Хотя работа шла в период пандемии, когда большинство участников группы находились в режиме самоизоляции и записывались в разных студиях. По ходу выстроилась концепция, которая будет продолжена как минимум в двух следующих альбомах.
«Leviathan» не изобилует самоповторами, хотя отсылки к былым временам имеются. В частности, в текстах встречаются и «A’arab Zaraq…», и «Sitra Ahra». Удивительно, что восточной мифологической символикой проникся Пер Альбинссон, написавший либретто для «Возлюбленного Антихриста». В немалой степени блеснул композиторскими способностями основной вокалист Томас Викстрём. Он создал примерно половину песен в соавторстве с Йонссоном, а музыку для закрывающего трека «Ten Courts of Diyu» сочинил один. В подавляющем большинстве композиций мы слышим его тенор. Хоры никуда не делись, равно как и сольные партии других вокалистов и вокалисток. Женские вокальные партии, как классические, так и те, что на грани поп-музыки, исполнили Лори Льюис, Розалия Сайрем, Таида Назраич (The Loudest Silence), Кьяра Малвестити (Crysalis) и Ноа Груман (Scardust). На «Psalm of Retribution» отметился не нуждающийся в представлении Матс Левен, а на «Tuonela», посвящённой царству мёртвых из финского эпоса «Калевала», мы слышим голос финна Марко Хьеталы. Думается, что он записался ещё до своего решения уйти из Nightwish и приостановить творческую деятельность… В целом, получился вполне «терионовский» альбом, в котором группа вернулась к своей характерной тематике и привычному формату музыки. Есть, правда, несколько забавных моментов, похожих на Rhapsody и Nightwish (и отнюдь не в песне с голосом Хьеталы), но они не портят общей картины. До «Lemuria» и «Sirius B», и уж тем более до «Theli», «Vovin» и «Deggial» новый альбом не дотягивает. А вот до «Gothic Kabbalah» и «Sitra Ahra» – вполне. В целом – хорошая работа, хотя и не шедевр.
Дмитрий Кошелев
InRock #94
symphonic metal 8/10
Nuclear Blast/"Союз Music"