Refuge «Solitary Men» (2018)
Когда в 2015 году в третий раз за тридцать с лишним лет карьеры Питер Вагнер вновь остался единственным участником Rage, фэны пришли в небывалый ажиотаж. «Пиви! – кричали они по всему интернету. – Верни в группу Манни и Криса! Ибо нет ничего лучше Первого трио!» «Хрен вам! – сказал Вагнер. – Я наберу молодых, голодных и неизвестных, готовых сутками пахать за три дойчмарки и отдаваться работе без остатка. А с Манни и Крисом мы, так уж и быть, соберём хобби-группу и поиграем по фестивалям. И помните, горе тому, кто пропустит эти выступления, ибо только старый состав будет играть классические песни, и услышать нас вы сможете только живьём!»
И, как обычно, Пиви соврал. Нынешнее «Третье трио» продолжает играть на концертах материал «Первого», пусть и в сильно сокращённом объёме. А «Первое трио» не только гастролирует, но и выпускает диски. Концертник «Live At Rock Hard Festival 2015» уже выходил в составе бокса Rage «The Refuge Years», теперь пришло время и для студийной работы.
«Solitary Men» производят странное впечатление. Похоже, здесь нет ничего, кроме «фан-сервиса» (Гарантированно работающих отсылок к тому, что уже нравится фэнам, – прим. ред.) Обложку нарисовал Маршалл, название трио взято из одного старого хита этой троицы, название альбома отсылает к другому. Музыка с первых же аккордов кажется до боли знакомой. Да, это типичные «Рога». Я бы даже сказал, архетипичные. Но при этом все эти риффы, гармонии, мелодии и соляки напоминают тот самый банан, который обезьяна ела по пятому разу. Пиви честно признаётся в интервью, что часть идей для песен лежала у него в загашнике аж с начала 90-х. И вполне понятно, почему прежде – а прошло уже больше четверти века – их так и не довели до ума: идеи эти абсолютно вторичные. Пусти их в дело тогда, когда группа была на коне, и получился бы откровенный провал. А сейчас они срабатывают за счёт «олдскульности» и ностальгии. Что не взято из архивов, напоминает отложенные в долгий ящик заготовки для двух последних альбомов Rage. Но поскольку всего этого на диск подобающей длины не хватило, закрывает «Одиноких мужиков» пара перезаписанных песен начала 90-х.
Прискорбно, но, похоже, Пиви взвалил на себя ношу, которая ему не по силам. Параллельно работать с двумя группами, имеющими одну и ту же музыкальную концепцию (а ВИА «Лысый Пётр и Гастарбайтеры» на идейном уровне мало чем отличается от ВИА «Бородатый Вагнер и Старпёры»), ежегодно выпускать альбомы, когда не получается генерировать достаточно толковых музыкальных идей – непозволительная роскошь. Слишком уж заметна потеря качества. Вместо хэви, пауэра или трэша мы получили самый что ни на есть «outtake metal». И поэтому «семёрка» ставится лишь из уважения к сединам Манни, лысине Пиви и шнобелю Криса.
«А как же обложка?! – воскликнет пытливый читатель. – Да за неё одну надо балла полтора накидывать!» Обложка классная, да. Более того, она, пожалуй, лучшая из всех «вагнеровских» обложек последних лет десяти, а то и пятнадцати. Но вы на досуге посмотрите, к примеру, на оформление диска Mago de Oz «La Cuidad de los Arboles» и скажите, где выросшие из дерева лица музыкантов первичны, а где вторичны.
И вот ещё какой момент. Альбом вышел на Frontiers, лейбле, который стал штатным прибежищем «проектных» лабухов и последним пристанищем рок-пенсионеров. И тут самое время задать вопрос: «Что вы собираетесь делать дальше, герр Вагнер? Посрубав с ностальгирующих фанатов лёгкого бабла, повесите бас на гвоздь, или начнёте исполнять песни Магнуса Карлсона?» Лично меня, старого фана Rage, для которого «Solitary Men» при всех своих очевидных недостатках является обязательным приобретением, оба эти варианта не устроят…
Рецензия опубликована в InRock #88
heavy/power metal 7/10
Frontiers