Бит двух цивилизаций
Январь 25, 2013
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Бит двух цивилизаций

Олег Синеокий «Бит двух цивилизаций»

Москва, «Рок-Экспресс», 2012, 560 стр.

Внушительный том, выпущенный рок-издателем Александром Галиным в серии «Рок Восточной Европы» под номером почему-то 3 (второй пока еще не вышел) и с подзаголовком «Сага о правовой грамзаписи поп-музыки до и после гибели мировой системы социализма». Книга имеет пять предисловий, отрецензирована четырьмя рецензентами и включает в себя шесть глав (пять из которых названы «Рок-этюдами», а последняя – «Бонус-эскизом»), а также послесловие, примечания, список литературы на 30 страницах (среди источников радостно видеть и публикации «ИнРока») и всё прочее, что вызывает ассоциации скорее с научной диссертацией, нежели с энциклопедически-просветительскими рок-изданиями. Научный антураж не случаен – автор книги, украинский меломан Олег Синеокий по своей основной профессии – ученый-криминалист, доцент Запорожского университета, читающий лекции студентам, и, очевидно, учебная форма подачи материала, с конспектом сказанного и выводами в конце каждой из глав, для него – наиболее родная.
Коротко о том, что прежде всего запомнилось из книги. Разумеется, ее центральная тема – обзор рок-групп бывшего соцлагеря – по-авторски пристрастный, но крайне познавательный. Небольшой экскурс в рок-сцены других периферийных для рока стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Даже северокорейские пластинки у автора есть – правда, там не рок, а военные марши. Но и о них ведь тоже надо рассказать! Очень познавательный обзор отечественной рок-прессы, преимущественно книжной, от 60-х и до наших дней. Вполне удалась (хоть и сильно выпадает из контекста книги) музыкальная история гитариста Томми Болина. Интересно узнать истории восточноевропейских лейблов и «Мелодии» – видно, что автор раскопал много эксклюзивной информации, раскрывающей свет на бесславную кончину некогда всесильных фирм. Увлекательные мини-расследования на тему виниловых раритетов советских времен. Кто такой Боб Каллачан и кто такая Джоубед? Реальные персонажи или плод фантазии безвестного работника «Мелодии»? Кто знает… Наконец, впечатляющий бонус – хронология музыкальных событий на сцене СССР и Восточной Европы.
Здесь-то становится ясна главная идея автора. И она вовсе не в «остальгии», т. е. тоске по потерянному «пути к социализму». А в том, что «восточный блок» был своеобразным музыкальным миром, замкнутым и самоценным. В условиях полуизоляции, пусть и вынужденной, от основного, западного пути развития рок-музыки артисты соцлагеря должны были генерировать собственные идеи, и творения их могли проигрывать по саунду и «фирменности» западным, но были живыми и самобытными. С падением «занавеса» и разрушением основы своего существования – лейблов-гигантов Восточной Европы, – эти команды были почти забыты, но благодаря усилиям меломанов-энтузиастов, таких, как Синеокий, о них снова начинают вспоминать.
И второе – как сказано выше, это не только (и не столько) книга о восточноевропейском (и каком бы то ни было) роке. Это в большей степени книга о самом авторе, его магнум-опус, в котором он постарался изложить максимум возможного. Представьте себе, что вы в гостях у увлеченного меломана с огромным стажем, который пригласил вас послушать музыку, посмотреть свою гигантскую коллекцию дисков и пластинок (более 10 тысяч наименований!), поделиться воспоминаниями из жизни, перелистать старые рок-журналы и вырезки из популярной прессы, да и просто вспомнить былое… Беседа за чашкой чая не предполагает строгой, линейной формы изложения – и автор никогда не отказывает себе в удовольствии рассказать о каком-то интересном факте, если он вдруг вспомнился, пусть даже абсолютно вне контекста. У автора есть свои взгляды на развитие музыки, на историю звукозаписи, на авторское право, на значение тех или иных пластинок в творчестве тех или иных музыкантов, а порой к этому «виртуальному собеседнику» присоединяется еще один – редактор Александр Галин, которому тоже есть что возразить и чем поделиться. Зачастую изложение приобретает характер классического «в огороде бузина, а в Киеве дядька», а то и вовсе кажется, что при редактировании случайно поменялись местами абзацы текста. Эдакий, как говорят в музыке, мэш-ап – от внешнеполитического курса Николаэ Чаушеску до ассортимента продукции фирмы «Роботрон», цен на кассеты «МК-60-5» и посещенного автором когда-то в Запорожье рок-концерта. Казалось бы, нелепица, но сложим всё это вместе – плюс вырезки из советских газет, вечный дефицит информации, виниловые «толкучки» и киоски звукозаписи, серию «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», фестиваль «Интервидение», и так далее, и так далее, – и мы получим настоящую картину мира советского меломана. Где каждая мелочь, каждая выдранная из-под обоев времени старая газета имеет значение.
Автор цитирует огромные куски каких-то рекламных проспектов, скажем, лейбла «Балкантон», приводит гигантские списки всего, что только можно – музыкальных стилей из Википедии, пиратских «лейблов» конца 90-х, групп Венесуэлы и Чили, файлообменных блогов в стиле «rare rock» и… Читая книгу, начинаешь натурально «обалдевать знаниями», и к заключению уже подходишь, будучи совершенно не в состоянии воспринимать какие-либо выводы. Тем более если эти выводы изложены, скажем, так: «…суть социально-правового парадокса грамзаписи рок-музыки при социализме состоит в том, что юридические ограничения этого процесса, с одной стороны, оказывавшие социальное воздействие (давление) в странах социализма в период с 1950-х до начала 1990-х годов, с другой, – наоборот, способствовали рождению и закреплению положительной динамики в поиске новых нестандартных структур взаимной обусловленности «рок-музыки» и «грамзаписи» (от «записей на костях» до формирования советской магнитофонной аудиокультуры)». В переводе на русский – ост-рок рулит. Осознал, товарищ?

Владимир Импалер

Владимир Импалер