Николай Арутюнов & Funky Soul «Бронефанк» (2013)
Блюзмен Николай Арутюнов хорошо известен своей любовью к фанку и соул – музыкальным стилям, которые, несмотря на все усилия, не очень-то хорошо приживаются в нашей холодной стране. Но это Арутюнова не останавливает: в 2005 году он основал проект Funky Soul, с которым исполнял классику этих направлений (в 2008-м вышла первая пластинка проекта с этим репертуаром), а в 2013 осуществил свою давнюю мечту – издал целый альбом собственного русскоязычного фанк-материала! На самом деле к диску «Бронефанк» Николай Арутюнов в сотрудничестве со своим постоянным коллегой, поэтом Кареном Кавалеряном, шел более двадцати лет. Что ж, долгие годы работы с классикой фанка и его прочувствование на «собственной шкуре» помогли Арутюнову создать аутентичный, но при этом полностью самостоятельный материал. Диск слушается как совершенно «фирменный», но при этом наш, родной! Автору текстов, пожалуй, пришлось не легче, чем композитору: ведь надо было не только подобрать подходящие образы и сюжеты, но и уложить «великий и могучий» в резковато-рубленые фанковые фразы и прыгающий ритм. При этом поэт не избегает наших реалий: тут вам и выборы, и футбольные баталии, и агенты КГБ, и служба в армии, хотя верные поклонники фанка присягают «бронефанковым войскам», и даже «слесаря с трансвеститами» – все они пестрой чередой проходят по текстам, написанным с характерным кавалеряновским юмором. В двух вещах авторы отдают дань уважения учителям – Джеймсу Брауну («Гуляй по небесам») и мастерам соул («Соул-экспресс»). Ну, а открывающая диск «Хлеб и соль» – своеобразное «Мы к вам заехали на час»: представление группы и музыки, которую она играет.
Что ж, исполнение, драйвовость, сочные аранжировки, наконец, необходимые виртуозные «навороты» – всё на месте. Николаю удалось очень точно схватить характерные особенности фанковой ритмики (с ее обилием синкоп и пауз) и полилогичную структуру аранжировок (когда голоса и инструменты постоянно перекликаются друг с другом, но почти не звучат все вместе). Голос Арутюнова с его напором и знаменитой хрипотцой как нельзя лучше подходит для забористых фанк-вещей. Впрочем, есть на диске и несколько лирических «душевных» баллад («Там хорошо, где нет меня», «Слишком долго», «Позови»). Кстати, насчет состава – фанк требует больших «лайнапов», и Арутюнову здесь экономить не пришлось: это коллектив из 10 человек, включая медную секцию и двух бэк-вокалисток, плюс приглашенные гости, в том числе Феликс Лахути с соло на скрипке («Немного фанка в холодной стране») и певица Екатерина Шемякина (дуэт «Страсти по Шекспиру»). Стоит отметить, что все музыканты в Funky Soul молоды, и при том – будем называть вещи своими именами – очень круты. Отдельно хочется назвать имена гитариста Юрия Новгородского (который в одной вещи выступил и как соавтор) и басиста Алексея Тишина (его «шпионское» соло в песне «Любовь найдет тебя всегда» звучит просто зубодробительно). Конечно, такой серьезный состав требует больших организационных усилий и упорных репетиций, не говоря уж об экономических затратах… впрочем, оно того стоило! Энтузиазм Арутюнова дает свои плоды, так что древо русского фанка, надеемся, будет расти и разветвляться.
funk/soul 9/10
Николай Арутюнов