Jerry Cantrell «Brighten» (2021)
«Brighten» – третий сольный альбом Джерри Кантрелла, лидера Alice in Chains. С момента выхода предыдущего прошло невероятных 19 лет. И это его первый альбом, созданный практически собственноручно: Кантрелл спел, сыграл на гитаре и бас-гитаре, записал клавишные партии, да ещё и спродюсировал пластинку (вместе с Тайлером Бейтсом). Хотя такая многостаночность всегда настораживает… В качестве гостя на альбоме «отметился» Дафф Маккаган (Guns N’Roses), земляк Джерри: Маккаган из Сиэтла, а Кантрелл из Такомы, что в 50 км от него. Партии бэк-вокала исполнил Грег Пушиато (The Dillinger Escape Plan, Killer Be Killed), а на барабанах отработали Джил Шэрон (Stolen Babies, ex-The Dillinger Escape Plan, ex-Marilyn Mason) и Эйб Лэбориел-младший (группа Пола Маккартни, Duran Duran и др.).
Выход диска Джерри подогревал стильными качественными чёрно-белыми фотографиями в Facebook: борода, шляпа, длинные волосы, пустыня, природа… Визуальный ряд готовил слушателей к тому, что сольная работа не будет повторением того, что Джерри делает в основной группе. Да и зачем? Ведь Alice in Chains после реюниона 2009 года чувствует себя хорошо и выпустила уже три альбома. Напротив, «Brighten» – совсем не такой альбом, который от Джерри ждали его фанаты, он не похож ни на творчество «Алисы», ни на предыдущие сольные записи Кантрелла. Сольная карьера Джерри развивается по примерно тому же пути, что и у вокалиста «звёздных» Staind Аарона Льюиса, который стал исполнять кантри и иногда кантри-рок. Близко к этой стилистике подошёл и Джерри, но есть и различия. Главное – это композиция “Atone”, наиболее гранжевая по настроению и мелодике, особенно фрагмент на середине второй минуты. После неё хочется «продолжения банкета», но нет, альбом перемещается в иное стилистическое измерение. Очень много акустики, лиричности и того единственного, что осталось от гранжа – печали и грусти. Но эта грусть и печаль другие, без оголённого нерва. В исполнении Кантрелла к ним надо привыкнуть. А заглавная композиция – вообще рок-бодрячок, начинающийся с солирующей гитары, хитовая и радиоформатная вещь, почему-то напоминающая альбом Элиса Купера «The Eyes of Alice Cooper». “Prism of Doubt” и “Black Heats and Evil Done” – тоже довольно позитивные песни, по сути это чисто американский кантри-рок. “Black Heats and Evil Done” – композиция ещё более радиоформатная, чем заглавная. А “Dismembered” очень напомнила вступлением известный шлягер “Runaway Train” Soul Asylum. Вот как!
Интересно, что другой участник нынешних Alice in Chains, вокалист Уильям Дюваль, в 2019 году тоже выпустил сольный альбом, причём полностью акустический. У Кантрелла всё-таки материал более роковый, с электрическим звучанием, и хорошо, что Джерри не забывает про гитарные соло. Хотя и акустическая гитара тоже часто ассоциируется с гранжем – тому способствовала серия концертов MTV Unplugged и два EP Alice in Chains.
Слушая альбом, осознаёшь, что у музыканта новый жизненный период, когда за спиной осталось заметно больше, чем лежит впереди. И Кантрелл хочет провести это отведённое ему время с максимальным удовольствием, стремится быть самим собой.
Итак, основные плюсы диска. Первый – голос Джерри Кантрелла. Хотя для большинства в пантеон вокалистов этого стиля входят Курт, Лейни, Крис и Эдди, к нему можно с полным основанием добавить и Джерри. Этот голос моментально ассоциируется со стилем и может служить его опознавательным знаком. Он сразу перемещает вас в эпоху 90-х и мгновенно узнаваем. Второй плюс – мелодичность и доступность. Не всегда хочется «грузиться» материалом, бывает, от музыки ждёшь комфорта, и новый альбом – как раз такой. Хороша композиция “Atone”, соло на клавишных в “Had to Know” (жаль, короткое), удалась заглавная вещь, радует своей позитивной подачей “Black Heats and Evil Done”. А вот чего альбому не хватает, так это нерва, оголённого нерва. Всё-таки Кантрелл ассоциируется с гранжем, а гранж без нерва – это что-то совсем другое. С другой стороны, альбом – это и есть что-то другое.
Михаил Стеблецов
country rock/grunge 8/10
Double J