Hasse Fröberg & Musical Companion «No Place Like Home – The Concert» 2017 (DVD + 2CD)
Октябрь 3, 2017
Елена Савицкая (257 статей)
Поделиться

Hasse Fröberg & Musical Companion «No Place Like Home – The Concert» 2017 (DVD + 2CD)

Долгожданный концертный DVD шведской группы Hasse Fröberg & Musical Companion наконец-то увидел свет. Ура! Шоу состоялось 24 апреля 2016 года и было специально организовано для съемок DVD после успешного европейского тура в поддержку третьего альбома («HFMC», 2015). Место тоже было выбрано неслучайно – Королевский театр в родной для музыкантов Упсале, а дома, как известно, и стены помогают. На концерте собрались поклонники и друзья группы не только из Швеции, но и из-за рубежа. Это-то ощущение всеобщего единения и радости, а также свою великолепную, «прокачанную» гастролями концертную форму «Музыкальные компаньоны» постарались передать на DVD – что им, безусловно, удалось.

HFMC – прекрасная концертная команда, о чём я могу судить по нескольким посещённым концертам (увы, не этому). Их живые выступления всегда полны энергией, спонтанностью и драйвом, а музыка объединяет концептуальный прогрессив-рок с глэмом, хардом и даже элементами поп-музыки. Идеальный баланс этих компонентов соблюдён и в студийном альбоме «HFMC» (см. рецензию), заслужившем в нашем журнале высший балл. Песни из этого альбома стали основой сет-листа, будучи дополнены «старыми» хитами и даже парой абсолютно новых композиций, впервые исполненных на концерте в Упсале.

…Словно волшебники, мы подлетаем к Reginateatern на голубом (?) вертолёте (открывающие диск виды Упсалы сделаны с воздуха) и сразу оказываемся в гуще событий. Театр превращён в некое подобие рок-клуба – стулья из партера вынесены, добавлены звук и свет. Выход музыкантов на сцену под тикающий метроном «Seconds», за которой без перерывов следуют программная «Can’t Stop the Clock» и энергичная «Everything Can Change» – отличное начало! Далее – отстраняющая «Godsong» и развёрнутый эпик «Pages», где в акустическом фрагменте из-за барабанов на авансцену выходит ударник Ула Страндберг, чтобы саккомпанировать на гитаре и подпеть солисту. Красивейшая пастораль «Valleys and Fields», в которой соло-гитарист Антон Линдхё играет на мандолине, Хассе – на акустике, а голоса бесконечно перекликаются друг с другом – одна из новых вещей. Она становится вступлением к весёлой «Song For July» – своеобразному поп-хиту HFMC из первого альбома, выгодно оттеняющему прог-роковые эпики.

Три вещи из «HFMC», идущие подряд – трогательная лирическая «Genius», скоростная, почти «металлическая» «Something Worth Dying For» и сумрачная психоделическая «In the Warmth of the Evening” показывают разнообразие творческой манеры группы. Драматичная фрёберговская «Life Will Kill You» (из репертуара шведской симфо-прог-легенды The Flower Kings, в качестве солиста которой Хассе хорошо известен любителям прогрессив-рока) звучит теперь куда тяжелее, чем в оригинале, а помпезная «Fallen Empire» (из первого альбома «FuturePast») дополняет это хард-роковое «поле» пышными ростками глэма. Жизнерадостная «Venice CA», исполненная перед бисами – ещё один пример запоминающегося «поп-хита» (который, конечно, не так прост, как кажется).

При всей сложности музыки, играют ее вживую музыканты легко и непринуждённо. Это настоящий рок-концерт, схваченный и запечатленный во всей непосредственности. Сдвоенные гитарные соло спина-к-спине, героические позы с выброшенной вверх рукой с микрофоном, встряхивания хайрами, энергичные передвижения по сцене (насколько позволяет гитарный шнур), улыбки, переглядывания, подбадривания, бьющая через край энергетика – взаимодействие друг с другом и публикой у HFMC полное. Да и просто здорово всё это смотрится. Исполнение сопровождается тонкими моментами импровизаций (Антон Линдхё и все-все-все), удивляет обновленными клавишными вступлениями (Кьелль Харальдсон), восхищает виртуозными пассажами, басово-барабанными перекличками (басист Томас Томсон и ударник Ула Страндберг), радует выстроенным вокальным многоголосием (и как им это удаётся вживую?). А уж про искренность и теплоту, а там, где нужно — и рок-н-ролльную «шершавость» голоса солиста можно спеть отдельную песню. Но не будем. Запись звука очень качественная, все инструменты и голоса слышны по отдельности и вместе, а лёгкие «неформальные элементы» вроде фонящей примочки или звуков гитарной настройки в паузах придают ей дополнительную аутентичность.

Отметим очень чуткий и динамичный видеомонтаж – акцент всегда делается на ведущую партию или интересную деталь, можно рассмотреть руки музыкантов, соотнести видимое и слышимое. Это далеко не всегда бывает на концертных видеозаписях. Реакция публики тоже хорошо видна и слышна. Картинка меняется в соответствии с внутренним движением музыки, нет никакой статичности и тем более скучности. Понятно, почему работа заняла столь долгое время – зато и результат налицо! Правда, обилие синего и красного контрового света иной раз делает изображение чуть размытым, но таковы реалии концертной съёмки и вряд ли с ними можно бороться подручными средствами.

Необычно представлена публике вторая новая композиция «Chasing A Dream». Сама по себе вещь очень сильная, она сочетает полетное клавишное интро/заключение с мрачной, хрупкую первую часть куплета (с очень высокой вокальной партией) и почти прог-металлическую тяжесть припева. В DVD вошла студийная аудиоверсия этой вещи (записанная позже live in studio), а концертные съемки искусно смикшированы со студийными. Причём эта студийная версия, по словам лидера группы, не войдет в грядущий четвёртый альбом, так что единственный шанс её услышать – посмотреть DVD.

И ещё два момента хотелось бы отметить. Первое – язык. Общается с публикой Хассе сначала на родном шведском, затем, обращаясь к гостям из-за границы – на английском, и далее переключается между шведским и английским. Возможно, учитывая, что DVD рассчитан на международную дистрибьюцию, стоило сделать английский подстрочник всех шведских речей – ведь очень хочется узнать, как шуточная песенка про огурец превратилась в философскую «Pages», и прочие детали (я хоть и понимаю отдельные слова, но в быстром разговоре во фразы они не складываются). Второе – концовка шоу. Ею фактически становится ещё одна композиция Flower Kings, гимническая «Stardust We Are» авторства Ройне Столта, плавно переходящая в собственную вещь «Компаньонов» – «Someone Else’s Fault». Вернее, из последней звучит лишь основная тема – жаль, что песня так сокращена, ведь на концерте-презентации диска в мае 2015 года эта духоподъемная композиция исполнялась полностью. Почему бы не сыграть её целиком и здесь? Она стала бы отличным финалом масштабного выступления.

Тем, кто хочет узнать немного больше о группе, предназначен бонус – съемки из гримёрки, мини-интервью с музыкантами и зрителями, отрывки из туровых записей. Ну, а для тех, кто не хочет или не может провести два часа перед экраном, концерт издан и в аудиоверсии – коробка укомплектована двумя CD (и не забудьте про 12-страничный буклет!). Но посмотреть видео обязательно стоит. Просто потому, что “No Place Like Home» — прекрасное свидетельство того, как можно исполнять столь непростую музыку и быть при этом живой и зажигательной командой. В конце концов, это просто рок-н-ролл. Чувствуешь себя где-то там, около сцены. Так что если вы любите прогрессив, хард, глэм и просто хорошую музыку в качественном исполнении, эта запись – для вас.

InRock
9 из 10
Общее впечатление

progressive rock 9/10
Glassville Records

9

Обязательно к прослушиванию
Елена Савицкая

Елена Савицкая