Грэг Прато «Take It Off: История Kiss без масок и цензуры»
«Это, конечно, книга для «продвинутых» фанатов Kiss», – так начинается вступление к очередному изданию об одной из самых популярных рок-групп мира. И интро не обманывает. Если вы плохо знаете историю Kiss (поверьте, сейчас полно подростков, которые даже не слышали о них), то начинать знакомство с этой книги вам вряд ли стоит. Автор книги – Грэг Прато, известный за рубежом рок-журналист и писатель, автор множества книг о рок-музыке. Посудите сами, в его резюме издания об Эрике Карре, King’s X, Soundgarden, Скотте Вейланде, Primus, Джоне Бонэме, Томми Болине, Rainbow, Pearl Jam, Queen, Faith No More, Iron Maiden и многих других. Также на его счету книги о спорте. «Фишка» в том, что он не стремится охватить всю биографию артистов, а выбирает некий временной отрезок и в него углубляется. Само название подсказывает, что в нашем случае это «безгримовая» эпоха группы – начиная с альбома «Lick It Up» (1983) и до «Carnival of Souls» (1997). Это важная, хоть порой и спорная, часть увлекательной истории под названием Kiss. Грэг детально разбирает и препарирует каждую запись того периода и не только делает собственные выводы, но и опрашивает множество известных музыкантов и деятелей шоу-бизнеса: продюсеров, радио- и телеведущих, соавторов других книг о Kiss, рок-фотографов. Отзывы и впечатления, естественно, разнятся, но всё-таки большинство тепло отзываются о «безмасочной» эпохе. Хронология подается так подробно, что читатель способен полностью погрузиться и пережить с группой весёлые восьмидесятые и суровые девяностые. В отличие от другого популярного автора Мика Уолла, также известного своим супердетальным повествованием, Грэг Прато не успевает надоесть. В его книгах есть динамика, которой нет у Мика. Конечно, Грэг не пишет экшн, однако подаёт информацию хоть и детально, но не скучно.
Особое внимание в книге уделено великолепному барабанщику Эрику Карру, которому Прато уже посвятил вышедшую в 2011 году книгу «The Eric Carr Story». Карр умер в 41 год, в один день с Фредди Меркьюри, и его смерть осталась «в тени». Эрик был не только замечательным ударником, но и человеком, о котором все, знавшие его, отзывались самым лестным образом. По отзывам в этой книге можно даже сделать вывод, что Эрик был самым милым парнем в сложном и грязном мире шоу-бизнеса.
В «безмасочный» период Kiss записали огромное количество хитов. Их раскрутке способствовало появившееся в начале 1980-х MTV. Но если большинство «хэйр-роковых» звёзд были новичками, то Kiss уже пережили пик успеха в предыдущем десятилетии и в самом начале 1980-х дела шли у них не очень хорошо. Быть фанатом Kiss в то время у молодёжи считалось зазорным, и даже отличный «тяжёлый» альбом «Creatures of the Night» (1982) не помог группе вернуть былую популярность. Надо было что-то менять. KISS поступили радикально. Поступили, как настоящая поп-группа – подстроилась под стиль эпохи, в которой находилась. Такой же трюк команда провернёт и 1990-е, выпустив «злющий», почти металлический «Revenge» (1992) и окологранжевый «Carnival of Souls» (1997). Но даже подстраиваясь под реалии шоу-бизнеса, группа издавала знаковые альбомы и записывала отличные песни. Правда, хиты соседствовали с проходным материалом, альбомы неоправданно растягивались, группа активно сотрудничала со сторонними авторами, особенно с популярнейшим Десмондом Чайлдом, и эта работа далеко не всегда была успешной. По крайней мере, на свет появились такие шлягеры,
как «I’ve Had Enough», «Heaven’s On Fire», «Kings of the Mountain» и «Who Wants To Be Lonely».
Не стоит забывать, что «безмасочная» эпоха сопровождалась и чехардой гитаристов в составе. Винни Винсент, Марк Сент-Джон, Брюс Кулик – каждого в книге обсуждают и разбирают по косточкам. Рассматривается в книге и время, когда Джин Симмонс решил (подумать только!) стать актёром. Обсуждаются каждая его роль и эпизод, подробно, с анализом. Как вы можете догадаться, актёр из Джина вышел так себе, и приглашали его на не особо значимые роли. Но было их не так уж и мало…
Книга демонстрирует, что Kiss являются, пожалуй, самыми успешными рок-хамелеонами. Они лучше всех подстраивались под смену музыкальных мод и популярных течений и, хоть и с разной степенью успешности, постоянно держались на плаву. Kiss остаются одним из самых коммерчески успешных рок-коллективов. Меняя облик и стилистику, группа продолжала сочинять качественную музыку, а это главное. А пиком «безгримового» периода стало выступление на MTV Unplugged, записанное в 1995-м и выпущенное годом спустя. Вся эта серия пользовалась неимоверной популярностью, а выступление Nirvana в 1994 году произвело настоящее цунами, но, отдадим должное Kiss, их «анплагд» стал одним из лучших.
Итог: довольно познавательное чтение для интересующихся историей группы, позволяющее глубоко заглянуть в «безгримовую» эпоху и понять, какой была тогда группа и как она влияла на умы поклонников.
Михаил Стеблецов
Издательство "Бомбора", Москва, 2021. 400 c.