Disen Gage “Nature” (2018)
“Nature” – шестой официальный студийный альбом культовой российской прог-роковой формации Disen Gage и второй по счёту релиз, выдержанной в совершенно нехарактерной для группы стилистике. С чем это связано? Дело в том, что весной 2017 года, отыграв очередные концерты в Петербурге и Москве, музыканты Disen Gage объявили о прекращении концертной деятельности, заявив, что их творчество отныне будет носить чисто студийный характер. После этой декларации из классического состава коллектива в нём остался только гитарист и композитор Константин Мочалов. Эти резкие перемены и вызвали столь радикальное изменение стилистики. Теперь Мочалов творит вместе с ещё одним гитаристом – Антоном Ефимовым из проекта Der Finger, и результатом их совместной активности как раз и стали два последних альбома Disen Gage, в том числе рецензируемый опус, выпущенный в начале 2018 года.
Сразу надо сказать, что к прогрессив-року музыка, представленная на новейшем релизе, вряд ли имеет отношение. То есть она, возможно, очень прогрессивна, но это уж точно не рок. Три продолжительных (от 15 до 17 минут) трека – “Planets”, “Trains”, “Animals” – созданы из шумов и звуков окружающего мира. “Planets” основаны на звуках, издаваемых планетами, “Trains” – на звуках, издаваемых поездами, и “Animals” – на звуках, издаваемых животными. Видимо, по мысли музыкантов, планеты, поезда и животные вносят важнейший вклад в то, как звучит Природа («Nature»), и, изучая их, мы лучше её познаём. Гитарные партии и эффекты важны, но играют в альбоме подчинённую роль. Если попытаться отрешиться от повседневности и сосредоточенно послушать эту музыку, «погрузившись в её пучины», то можно насладиться, обратив внимание на неожиданные ритмические эксперименты в “Planets” и “Animals”, приглушённую тревожность в “Trains”, а также на разнообразие саунда и нарастающую агрессивность в той же “Animals”, однозначно лучшей на альбоме. Можно и покритиковать – за кажущуюся (возможно, напрасно) нелогичной концовку “Planets” и особенно за явную затянутость “Trains”. При отсутствии каких-либо намёков на ритмическую основу «Поезда» бы только выиграли, будучи в два-три раза короче.
Добавлю, что музыка на “Nature” – гораздо радикальнее, чем на “Hybrid State”, предпоследнем диске Disen Gage. «Гибридное состояние» было ближе к «гитарному эмбиенту», а «Природа» содержит намного больше экспериментов и работы со звуком. При желании можно провести отдалённые аналогии с некоторыми фрагментами музыки Клауса Шульце и Жана Мишеля Жарра, хотя оба уважаемых мэтра не увлекались настолько сильно, как Мочалов и Ефимов, записью и обработкой шумов и звуков природного происхождения.
Не уверен, что “Nature” стоит отнести к лучшим альбомам Disen Gage, по крайней мере, если вспомнить “The Reverse May Be True”, один из топовых дисков российского прогрессив-рока за всю его историю. Однако прекрасно, что жизнь проекта продолжается, и то, что она осуществляется столь экстравагантно, можно только приветствовать. Полное отсутствие привычных для прог-рока риффов, аранжировок и композиционных структур компенсируется необычным звучанием, ощущением свежести, духом новаторства и почти абсолютной безбашенностью создателей альбома. Это один из тех редких сегодня опусов, которые раздвигают границы экспериментальной музыки. Кто знает, вдруг на пути, обозначенном “Nature”, Disen Gage придут к будущему великому озарению? Но это покажет только время. А подавляющее большинство фанатов традиционного прогрессива воспримет “Nature” как шарлатанство или даже как целенаправленное издевательство над слушателем. И если вы не представляете себе Disen Gage без барабанов, баса, сложных переплетений техничных инструментальных партий и чётких композиционных структур, то новый альбом группы вас сильно разочарует.
Рецензия опубликована в #84
musique concrete/electronic/psychedelic
Зависимый лейбл БНиЛ