Deep Purple «Now What?!» (2013)
hard rock 6/10
Edel/EarMusic/»Союз Music»
Наиболее влиятельная — насколько вообще можно говорить подобные вещи применительно к музыкантам, представляющим столь богатый и полный вариаций жанр, – группа хард-рока 70-х, 8 лет ожидания, элемент тайны, 12 песен, хорошая пресса, как всегда, более чем оптимистично настроенные участники, особенно Гиллан. А что получилось на самом деле, каков объективный результат? Не боясь показаться брюзгой, скажу прямо: невыдающийся. Если, конечно, не считать выдающимся результатом сам факт того, что кумиры 70-х наконец-то разродились новым студийным альбомом.
Предваряя детальный анализ, необходимый большой группе, отмечу: столь сильного разочарования работой этого коллектива у рецензента не было с приснопамятного “The Battle Rages On” – последнего диска с Блэкмором, порадовавшего некоторую часть самых упёртых «пурпуристов» (причём, в основном, более молодого поколения – ибо было слегка похоже на «металл»), но разочаровавшего вконец всех, кто ценил в классическом составе вдохновенность, выливающуюся в изящество и разнообразие. В случае с “Now What?!” всё похоже, но слагаемые как бы поменялись местами: разнообразие есть, а вот с остальными двумя компонентами напряжённо.
“Что же похоже?” — спросите вы. А вот что: обилие штампов жанра. Причём, в отличие от релиза 1993 года, силы уже не те, и штампы не только свои, но и чужие. А еще похоже качество продюсирования – безобразное. Там был коробочный саунд и излишне злые «верхи» без достойной середины и низа, здесь – просто пластилиновый звук и странное размещение песен. И в этом как раз музыканты не виноваты, и именно сие обстоятельство для всех имеющих уши может склонить чашу весов в сторону оценки со знаком минус. Помнится, один из рок-героев в 90-е говорил, что если бы у него была возможность, то он бы застрелил Боба Эзрина. Теперь я его понимаю гораздо лучше. Однако если вы привыкли слушаеть музыку на айпэде или в мп3-плеере – можете и не заметить, что же именно здесь нехорошо. Впрочем, это техническая сторона, — теперь поговорим о творческой.
Все альбомы Deep Purple отличаются нервом, если хотите, некоторым надрывом, эмоциями более сильными, нежели те, что возникают при меланхолическом созерцании мира. И уж первый-то трек точно должен быть «забойным», задающим настроение и непохожим ни на что прежнее. Даже в неудачные годы было так: и 1987-й, и 1990-й и 1993-й и даже 1998-й открывали яркие номера, возможно, даже лучшие на диске. Однако, вольно или невольно, музыканты, явно не без помощи продюсера, нарушили традицию. «Что это: Iron Maiden, импровизирующие на тему Brothers In Arms?” — именно этот вопрос возник, едва раздались первые звуки соло, аккорды и голос в A Simple Song. Но нет, это Иэн со Стивом начинают свой рассказ о значимости времени. Рассказ, поначалу не очень ладно скроенный (к концу привыкаешь) и что-то очень напоминающий – тут слышатся и отголоски Black & White, и даже You Fool No One.
Неоригинально, хотя и не так плохо – но, господа, разве такой должна быть первая композиция знаменитых «Дип Пёрпл»? Впрочем, вторая на время исправляет ситуацию – Weirdistan с его ориентализмом и хорошими стильными соло Дона и Стива вполне достоен быть номером «Дип Перпл». А вот Out Of Hand с пошловатыми псевдо-струнными во вступлении и унылой мелодией, напоминающей Perfect Strangers третьего сорта, сразу даёт понять: за восемь лет вдохновение если и посещало группу, то она этого порой совсем не замечала. Но и здесь есть противовес: Hell To Pay есть пример крайне редкой для нынешнего состава бодрой песни (коих, к счастью, было много на Bananas и, увы, так недостаёт впоследствии), начинённой отличными соло Морса и особенно Эйри, причём его весьма напоминает – и это приятная отсылка в прошлое – то, что он играл вместе с покойным предшественником в проекте Wind In The Willows.
Но это ведь DP, здесь надо пожёстче – а вот с этим компонентом, увы, неважно. Эротическая фантазия следующей Body Lines – классический пример позднего, расслабленного Гиллана. И хотя песня неплоха, опять же, едва ли её уровень, в плане композиционных составляющих, близок к номерам DP. Above And Beyond, хоть и посвящена Лорду, вызывает желание выключить сразу. Потому что это уже совсем непохоже на DP, зато напоминает поздний и не самый удачный «Канзас». Потому что похожая вокальная мелодия у них уже была, и называлась она Aviator. Потому что скучно и вяло. Но мы запасёмся терпением – ибо оно не раз выручало тех, кто слушает классиков жанра в поздней фазе творчества. Однако попытка получить Blood From A Stone тоже не слишком впечатляет. Стандартный неяркий блюз, проигрыш а-ля Рэй Манзарек в великой Riders On The Storm, общее тягостно-неспешное настроение – нет, перефразируя поговорку, признаем: что Гиллану хорошо, то «Дип Пёрпл» — не очень…
Walk On или Don’t Make Me Happy с прошлых альбомов звучали гораздо убедительнее, хотя по формуле тоже не являлись песнями DP. Они ведь не блюзмены вовсе. Но эта часть у них не столь слаба, как «прогрессивная» — и в Uncommon Man, явно придуманной Доном, сложно понять, ради чего, кроме как для количества и хронометража, её вообще записывали. Неплохое соло самого Дона – и всё. В остальном – серая вещь, к тому же, спетая без души приглашённым, судя по настроению, вокалистом. Снова мимо, снова совсем не «Пёрпл»! Apres Vous – почти из той же оперы, разница в том, что это как раз вещь по всем компонентам – гармоническим и саундовым — «пурпурная» (хоть и пост-блэкморовского типа), просто очень вторичная. Такие были на рубеже веков, но быстро забылись. И опять средний темп, и опять во многом спасает положение лишь солирование-перекличка клавишника и гитариста.
Вот что вызывает восторг, так это All The Time In The World. Нет, это снова не «Дип Пёрпл», скорее сольный Гиллан, но мелодия запоминается сразу и трогает душевностью и оригинальностью — неслучайно её выбрали в качестве сингла, и многие — в том числе и автор этих строк – наверняка понадеялись, что альбом будет под стать. Но не случилось – концовка в лице дурацкого Vincent Price, напоминающего сразу о времени, проведённом Доном и в «Рэйнбоу», и у Оззи, и о том, что Иэн давно предпочитает пению речитатив, а также чужому (и снова, о ужас, медленному) рок-н-роллу а-ля «кабачок имени Гиллана» под названием It’ll Be Me, ставит жирный крест на попытке привести диск к общему знаменателю. Точнее, сделать это можно – но не хочется.
В конце концов, музыканты-то любимые. И они люди, а не боги, и у них тоже бывают разные времена. Однако, даже с поправкой на возраст и вкусы, все равно сложно уяснить для себя две вещи. Первая: как можно потратить восемь лет на написание явно не шедевральных и не концептуальных одиннадцати вещей, более всего напоминающих сборник в стиле “The rest and the rare” ? Ну и вторая: чем не устроил группу Майкл Брэдфорд, явно с успехом справлявшийся с продюсированием этого состава? Ах, да… и собственно вопрос группы: «И что теперь?!».
«Позитивная» рецензия на альбом: http://inrock.ru/reviews/deep_purple_2013