David Gilmour «Rattle That Lock» (2015)
Чем отличается сольный Дэвид Гилмор века нынешнего от позднего «Пинк Флойда»? По существу мало чем: и там, и там руководит процессом легендарный музыкант, играют порой одни и те же исполнители, и даже тексты песен (тоже порой) пишет один и тот же человек – жена Дэвида Полли Сэмсон. При этом есть разница – в качестве и в деталях.
И речь не об отсутствии Ника Мэйсона и Рика Райта. Чем моложе был наш герой, тем больше он сочинял песен, а не саундскейпов, тем тяжелее, блюзовее и энергичнее они звучали. Поэтому в случае с «Rattle That Lock» Дэвид создал добротный, качественный продукт, но с поправкой на возраст и время. То есть любителям первых двух дисков Дэвида, созданных мужчиной 35-40 лет от роду, здесь придется довольствоваться явно обедненным вариантом медитаций пожилого человека с гитарой в сопровождении самых разных «суперпрофи» – конечно, очень качественных, но всё равно! Сразу же возникает ассоциация с последним альбомом под брендом Pink Floyd – много звуков, мало идей, мало рока. Нет, здесь, конечно, чуть иначе – пара-тройка хитов на альбоме, включая одноименную вещь, присутствует. И да – эти песни больше напоминают поздний «Пинк Флойд», чем сольного Гилмора. Только нет в них той силы, того порыва, той страсти, что сопутствовала Дэвиду в молодости, и благодаря которым он пел даже очень личные вещи Роджера Уотерса выразительнее самого автора. Нет и той явной «флойдовской» шедевральности отдельных песен – например, «On An Island», «The Blue», «This Heaven» c диска-предшественника. Это, проводя параллель с табачными изделиями, David Gilmour lights. Вкус похож, крепости нет. Энергетика иная, хотя и не радикально, если проводить параллели с «On An Island». Появились явные балладно-джазово-шансонные отголоски а-ля музыка с радио «Релакс-ФМ» («Faces Of Stone», «Dancing Right In Front Of Me», «The Girl In The Yellow Dress»), усилилась депрессивная составляющая. Заглавная вещь с ее навязчивыми черно-девичьим подпевками и такими же клавишными из эры электропопа (тот самый железнодорожный джингл, будь он неладен!) может служить примером.
Подобное вообще свойственно очень многим в роке, начиная с 90-х. Наверное, иначе и быть не могло, и нужно принять, что артист не пытается притвориться тем, кем больше не является, и что в 69 лет рок на уровне «Murder» или «All Lovers Are Deranged» ему уже не близок. Но готовы ли мы меняться вместе с ним?
Да и то самое, до скрежета зубовного, чувство «я всё это уже слышал, из какой это песни?» то и дело возникает: во время прослушивания «In Any Tongue» и «Today». Раньше такого за Гилмором не наблюдалось. Конечно, от реминисценций можно и кайфовать – но Дэвид, если не брать его участие в Pink Floyd, всегда был прежде всего автором оригинальных, простых, но при этом весьма своеобразных песен с запоминающимися мелодиями, которые хочется напевать.
Плюс – его звук. Он как бы остался – но именно как бы, ибо это не тот злой, бунтующий, скрежещущий, стеклянный звук старого «страта», это звук современного, «полированного» активной электроникой инструмента, стремящегося к стерильности. Конечно, тон всё равно узнаваем и мил. Как и музыка. Она создана на высочайшем уровне тем самым «голосом и гитарой Pink Floyd» – о чём недвусмысленно напоминает наклейка на альбоме для забывчивых или незнающих. Да есть ли такие? Несмотря на все неоспоримые достоинства, место данного произведения на оси времени относительно, допустим, «About Face» ровно такое же, как «The Division Bell» относительно «Wish You Were Here». Квинтэссенция постмодернизма. Это альбом-размышление, альбом-воспоминание, альбом-напоминание – прежде всего о группе Pink Floyd. И пусть не вводят вас в заблуждение оды в музыкальной прессе и первые места в хит-парадах всего мира. Как говорится, и это пройдет.
(В 72-м номере журнала мы публиковали рецензию на новый альбом Дэвида Гилмора от Владимира Михайлова, однако Игорь Швейцер имеет по поводу этого релиза несколько иное мнение, – прим. ред.)
rock 8/10
Columbia
Рецензия опубликована в #73