Боб Дилан «100 песен и портретов»
Апрель 23, 2019
Александр В. Волков (185 статей)
Поделиться

Боб Дилан «100 песен и портретов»

Большая и жёлтая, представим, что – золотая, безупречно изданная, книга достойна героя-звезды. А Боб Дилан, урождённый Роберт Аллен Циммерман – суперзвезда. Его песни пели артисты от Марлен Дитрих до Guns N’ Roses, он получал Пулитцеровскую и Нобелевскую премии, последнюю, кстати, по литературе – с аккуратной формулировкой «за создание новых поэтических образов в великой американской песенной традиции». Насколько эта традиция имеет всемирное значение, можно поспорить отдельно, но значение Дилана – очевидно. Да и рыночно-музыкальные заслуги Боба конкретны и велики – он продал миллионы альбомов, получал много раз премию «Грэмми», за работы в кино удостаивался «Оскара» и «Золотого глобуса». Вот только в России его концерты проходили без ажиотажа, но «наши» предпочтения – тема ещё одного разговора.
Заслугой Дилана является создание нового поэтического языка, в котором плотно переплелись психоделические мемы, политические темы и подсознательные общественные течения. Это работало, как пробуждение, как подзатыльник и ментальный шок – люди типа Джона Леннона открывали глаза и души, начиняли жить, сочинять и думать по-новому, а за ними шли поколения. И российская рок-поэзия до 90-х годов прошлого столетия росла нередко из этого корня.
Книга включает тексты, табулатуры и переводы. К каждой песне приведена большая фотография, не оставляющая сомнений в фотогеничности музыканта, и «умная мысль». И, чёрт побери, это действительно умные мысли, их авторы – от Фрэнка Заппы до Джоан Баэз. Кстати, об авторах. Над текстами работала бригада переводчиков числом более полусотни, и среди них замечены такие люди, как Максим Кучеренко и Владимир Ткаченко («Ундервуд»), Вася Васин («Кирпичи»), Александр Красовицкий («Animal ДжаZ»), Псой Короленко, Максим Немцов.
Книга обладает характером, запахом и приличным весом. Читать такую в метро – диковато и эпатажно, а вот в трамвае она будет смотреться очень хорошо. И у костра с ней посидеть, пожалуй, не получится. Но ею, если забыть про ироничный тон, можно просто гордиться, можно её показывать и дарить друзьям. Люди стали забывать тот комплекс удовольствий и счастья, которые дарит встреча/знакомство/обладание (выбор по вкусу) с книгой. Том, про который мы говорим сегодня, способен несколько излечить больные нейроны, измученные цифровой эпохой. Дилан дал пищу и работу фанатам, критикам, фотографам, глазам, ушам, мозгам, и вот это-то книга показывает очень хорошо.

Общее впечатление

СПб., Пальмира, 2018. 576 стр.
Рецензия опубликована в InRock #86

Александр В. Волков

Александр В. Волков