Ars Pro Vita «Peace» (2020)
«Peace» – второй полноформатный студийный альбом бразильского проекта Ars Pro Vita, созданного братьями Венегашами. Луиш поёт и играет на гитаре, а Паулу тоже поёт и играет на клавишах. В записи участвовал десяток гостевых музыкантов, один из которых – Джон Кэмп, басист «золотого» состава Renaissance. Собственно, то, что делают Ars Pro Vita, в некоторой степени напоминает «Ренессанс» – это среднетемповая и даже местам медленная музыка с большой ролью инструментов, используемых в академических стилях. Но ещё больше ассоциаций – на уровне мелодий, настроения и общего «подхода», особенно «концептуальности» – с диском «The Final Cut» Pink Floyd.
Вы давно не слышали длинных концептуальных альбомов? Тогда альбом «Peace» проекта Ars Pro Vita –для вас. Два с половиной часа концептуальной музыки с концептуальными текстами в 23 номерах! О чём? О борьбе за мир! Гимн Советского Союза, упоминание автомата Калашникова, большое количество «спичей» на русском и прочих языках… «Дайте миру шанс, потому что войне не нужна ваша помощь», – этими словами заканчивается пресс-релиз альбома.
Поначалу показалось, что концептуальность в значительной степени уничтожила музыку. После нескольких прослушиваний ощущения иные: чрезмерное следование концептуальности, вместе с дидактичностью и нравоучительностью, сделало музыкальное «высказывание» менее сфокусированным и «цепляющим».
В то же время, ни в коем случае нельзя отказать музыкантам в композиционном и аранжировочном мастерстве, в умении писать хорошие мелодии и вообще «творить красоту в музыке». Жемчужина альбома – 18-минутная «Block 24, First Floor», выполненная полностью в стиле академической музыки XIX века с ведущим женским вокалом, конкурент не Yes или Camel, а Вагнера. Вряд ли хуже «Resolution 1004», основанная на хоровой музыке – возвышенный и трагичный антивоенный хорал, как бы реквием. Большинство же «рок-песен» альбома – гораздо менее высокого уровня, они не свободны от ряда «позднепинкфлойдовских» штампов. Если бы материал подсократить хотя бы на треть и избавиться кое-где от манеры пения а-ля Уотерс в «The Final Cut» (и не только там), мог бы получиться шедевр. Во всяком случае, если бы на альбоме звучал только женский вокал, было бы точно лучше…
Иван РОЗМАИНСКИЙ (InRock #91)
progressive rock/orchestral 8/10
Self-Released