17 июня: «АВТОГРАФ» — возвращение легенды
Июнь 1, 2021
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

17 июня: «АВТОГРАФ» — возвращение легенды

17 июня 2021 года в концертном зале «Градский Холл» состоится уникальное событие: концерт российской прогрессив-роковой группы «Автограф»! Это редкая возможность увидеть и услышать культовый коллектив. Участники исторического международного фестиваля «Live Aid» 1987 года, призеры международного песенного конкурса «Сопот-87» (2-е место), музыканты, своим творчеством, утвердившие авторитет отечественной рок-музыки в мире, записавшие много прекрасной музыки!
«Автограф» вновь выходит на сцену в основном составе:
Артур Беркут — вокал,
Леонид Гуткин — бас-гитара,
Леонид Макаревич — клавишные,
Виктор Михалин — ударные.
В концерте принимают участие Никита и Александр Поздняковы — гитара, бэк-вокал, а также струнный квартет и духовая группа. В репертуаре — хиты прошлых лет и новые песни. Билеты на концерт можно приобрести по ссылке: https://gradskyhall.ru/descr/avtograf-2021.php.

Мы же публикуем отрывок из готовящейся к изданию книги Елены Савицкой об отечественном арт- и прогрессив-роке. Этот материал также частично вошёл в статью «Творчество рок-группы «Автограф»: музыкальный язык, саунд, стилевая эволюция», опубликованную в научном журнале «Художественная культура» (№3/2020, с. 289-319), где можно прочитать более подробный разбор музыкальных произведений «Автографа».

АВТОГРАФ – пожалуй, самая известная, «привеченная» публикой и добившаяся официального признания отечественная прогрессив-рок-группа. Широкую аудиторию привлекала динамичная музыка АВТОГРАФА, их тяга к актуальному синтезаторному звучанию, отточенность аранжировок, мелодизм, необычные лирические голоса солистов – Сергея Брутяна и Артура Беркута. А явная гуманистическая направленность, духовная наполненность и умеренно выраженный патриотизм явились для АВТОГРАФА пропуском за железный занавес. Коллектив стал одной из немногих групп советского периода, ориентировавшихся именно на стилевой комплекс арт-рока (прогрессив-рока). Привлекают внимание отточенность аранжировок, насыщенный мелодико-гармонический язык, разнообразное клавишно-органное звучание, обращение к широкому жанровому спектру (реквием, сюита, монолог, баллада), глубокое лирико-гуманистическое содержание песен. При этом стиль группы значительно эволюционировал от «закрученного» симфо-рока к более массовому песенно-ориентированному AOR (adult oriented rock) с пышными клавишными аранжировками и выразительными мелодиями. От ранних композиций вроде антивоенной «Ирландии. Ольстер» или стремительно-токкатной «Пристегните ремни безопасности» до песен из альбома 1989 года «Каменный край» – довольно большая дистанция, но она характеризует и путь мирового прогрессив-рока в целом. Привнеся находки поздних YES, ASIA и KANSAS на русскую почву, АВТОГРАФ создал свой собственный стиль.

АВТОГРАФ был собран гитаристом и вокалистом Александром Ситковецким в мае 1979 года вскоре после распада суперпопулярного ВИСОКОСНОГО ЛЕТА – одной из первых собственно прогрессив-роковых российских групп, стиль которой, тем не менее, отличался некоторой эклектичностью. Почти все участники нового коллектива имели классическое музыкальное образование: для лидера группы, собиравшего состав, принципиально важно было высокое профессиональное мастерство участников. Напомним, что в АВТОГРАФЕ играли воспитанники Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского – Леонид Макаревич, на тот момент уже закончивший это учебное заведение по классу фортепиано с красным дипломом, и Леонид Гуткин, в то время студент музыкального училища при консерватории, затем с отличием завершивший и высшую ступень образования как фаготист (бас-гитару он освоил самостоятельно). Барабанщик Виктор Михалин (ему в составе АВТОГРАФА предшествовал Владимир Якушенко) закончил дирижерско-хоровое отделение того же музыкального училища, на момент приглашения в АВТОГРАФ работал в Оркестре симфонической и эстрадной музыки Гостелерадио СССР под управлением А. Михайлова. Сам лидер ансамбля Александр Ситковецкий после химического факультета МГУ закончил эстрадно-джазовое отделение музыкального училища им. Гнесиных по классу электрогитары, хотя это произошло уже после становления АВТОГРАФА, в 1985 году. Ещё один экс-участник ВИСОКОСНОГО ЛЕТА, Крис Кельми (он играл в АВТОГРАФЕ в качестве второго клавишника с осени 1979-го по май 1980 года), получив диплом МИИТ, закончил эстрадное отделение музыкального училища им. Гнесиных как пианист, а певец Артур Беркут – то же учебное заведение по классу академического вокала. Одним из немногих не имевших специального музыкального образования участников был первый вокалист АВТОГРАФА Сергей Брутян – обладая прекрасными певческими данными, он избрал специальности историка-востоковеда и референта-переводчика (ИСАА) и в 1982 году покинул группу для работы над диссертационным исследованием. Однако перечислять «регалии» не имело бы смысла, если бы музыкальное образование не способствовало воплощению сложных художественных замыслов на сцене, а взаимодействие разных источников, академической и рок-сферы в творчестве АВТОГРАФА не вело к стилевому обогащению, интонационному сплаву, созданию синтетического стилевого комплекса.

Эта новизна звучания сразу была отмечена музыкальными критиками («У нас до сих пор ещё не было ни одного ВИА в таком стиле», – писал в 1981 году Аркадий Петров). Вместе с тем, хорошо прослеживалась связь с западной ветвью прогрессив-рока, но не в плане прямых заимствований, а в явном продолжении и развитии идей именно этого стилевого направления, уже почти без примесей «советско-эстрадных» влияний. Хотя, если вслушаться, у АВТОГРАФА можно уловить и интонации отечественной массовой песни, и русской вокальной лирики, что обеспечивало их глубокую «почвенность», связь с развитием российской музыкальной культуры. Помимо основного автора музыки Александра Ситковецкого, свой вклад в её создание вносили и другие участники – А. Беркут, С. Брутян, Л. Гуткин, К. Кельми, Л. Макаревич, В. Михалин. Большинство песен раннего периода создано на стихи Маргариты Пушкиной, с которой музыканты тесно сотрудничали; некоторые – в соавторстве с Борисом Баркасом.

АВТОГРАФ получил всесоюзную известность после выступления на фестивале «Весенние ритмы. Тбилиси-80». На этот фестиваль молодой коллектив пригласил музыкальный критик Артемий Троицкий (до того команду даже не слышавший, но доверявший предыдущему опыту Ситковецкого и Кельми в ВИСОКОСНОМ ЛЕТЕ). АВТОГРАФ был удостоен второго места (которое поделил с ВИА ГУНЕШ), а также специальных призов в номинациях «Лучшая политическая песня» и «Лучшая музыкальная композиция», оба – за исполнение антивоенной песни «Ирландия. Ольстер» на стихи Маргариты Пушкиной. Стремительные и насыщенные в своём развитии «Ирландия. Ольстер» и «Пристегните ремни безопасности», мягкий «Блюз “Каприз”» вошли в двойной альбом «Лауреаты фестиваля “Весенние ритмы. Тбилиси-80”», а также увидели свет на первом миньоне группы («Мелодия», 1981).

На конвертах пластинок и афишах АВТОГРАФ всегда обозначался как рок-группа. Таким образом АВТОГРАФ принципиально размежевывался с таким явлением, как вокально-инструментальные ансамбли («официальные» советские аналоги западных рок-групп, исполнявшие, за редким исключением, идеологически выдержанный разрешенный репертуар). По тем временам это было достаточно смело. В государственной организации Москонцерт, куда был АВТОГРАФ принят на работу в самом конце 1980 года, коллектив был тарифицирован как камерно-инструментальный ансамбль, что, с одной стороны, давало более высокую ставку, с другой – большую свободу от идеологического давления.
Период 1980–1985 годов, который условно можно обозначить как «классический», представляет сформировавшийся оригинальный и узнаваемый стиль группы. Фестиваль «Тбилиси-80» дал творческой карьере АВТОГРАФА яркий старт. Уже в первых композициях привлекли внимание подчёркнутая связь с академической музыкой (в первую очередь эпохи барокко), насыщенный клавишно-гитарный тематизм, виртуозность, динамичность исполнения, многокрасочность тембровой палитры, использование «достижений НТР». В аннотации к первому диску-миньону АВТОГРАФА стиль группы обозначен как хард-рок. Однако «тяжесть» этого стиля, по мысли критика и поэта Бориса Станилова, не в том, что он «непонятный или усложнённый, а в том, что “наполненный” или, точнее, “ассоциативный ”». С самого начала была обозначена и осознана «художественность» творческих устремлений группы, «серьёзность» и – без сомнения, сложность музыки тоже. В целом же стилистику раннего периода в творчестве АВТОГРАФА можно обозначить как утяжелённый симфо-прогрессив, тем более что именно термином прогрессив-рок характеризовал стиль группы и Александр Ситковецкий. Сюда хорошо вписываются и балладные элементы, и «классические» инкрустации, и современные пульсирующие ритмы, а высокий голос Сергея Брутяна, при всей своей лиричности, иногда вносит в стилевую палитру лёгкие элементы фанка.

С начала 1980-х группа гастролировала по городам Советского Союза, с 1983 года выезжала с концертами в соцстраны (Болгария, ГДР, Чехословакия, Венгрия), получала призы на фестивалях. Однако самые ранние записи (1980–1982) в виде альбома-сборника увидели свет только на CD Автограф-1, изданном лейблом RDM в 1996 году. Сюда вошло 13 композиций – помимо упоминавшихся выше, это напряжённый философско-лирический «Монолог», возвышенно-торжественный «Корабль», мини-сюита «Марсианские хроники, ч. I» / «Возвращение, ч. II», эпическая «Старинная баллада», возвышенная «День и ночь», сумрачный «Ливень», футуристическая зарисовка «2000 лет», светлая лирическая «Цепочка дней»… так можно перечислить все треки! Песни характеризуются развёрнутостью высказывания, проработанностью формы, интенсивностью тематического развития, насыщенным звучанием с большой долей органно-синтезаторных тембров, явным влиянием барочно-классической традиции.

В 1982 году Брутян покидает коллектив, чтобы продолжить научную карьеру. АВТОГРАФ рекрутирует нового вокалиста – 19-летнего выпускника Гнесинского училища по классу академического вокала, солиста группы ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ Артура Михеева (сценический псевдоним – Артур Беркут). Его голос по тембру и диапазону был близок вокалу Брутяна, однако звучал более подвижно и по-мальчишески легко (последнее качество со временем, естественно, ушло, уступив место зрелым обертонам). Интересно, что в СУМЕРКАХ, исполнявших, судя по сохранившимся записям, эдакий хипповско-лирический поп-рок, Беркут сменил Виталия Дубинина, с которым много лет спустя встретился в группе АРИЯ… но это уже совсем другая история. Первые же концерты АВТОГРАФА с новым вокалистом были очень успешными. Группа обновляет концертную программу, оставляя в стороне старый материал. В марте 1983 года АВТОГРАФ становится лауреатом VII Всесоюзного конкурса артистов эстрады (второе место, первое – фольклорный ансамбль В. Назарова), утверждая тем самым право рок-музыки в СССР быть «официально признанным» жанром. Это был верный стратегический ход, особенно на фоне усилившихся гонений на рок. В 1984 году АВТОГРАФ после статьи в «Советской культуре» оказался под угрозой расформирования, чего удалось благополучно избежать.

В 1984 году на «Мосфильме» записывается магнитоальбом, ныне известный как «Автограф-2». Альбом официально издан не был (и до сих пор не увидел свет на твёрдых носителях), но «подпольно» распространялся на концертах. Запись демонстрирует некоторое изменения стиля АВТОГРАФА. Первая композиция, возвышенная «Истина (Кто ты, человек)», несёт черты прежней симфо-роковой стилистики. Треки «Мода», «Старый город», «В мастерской», «Электронные часы», инструментальная «Длинная дистанция» более просты по музыкальному языку. Здесь преобладают более современные тембры синтезаторов (которые играют чаще всего не фактурно-тематическую, а декорирующую функцию), близкая к танцевальности ритмичность, подвижные темпы, повторяющиеся мелодические фразы короткого дыхания, что говорит о влиянии «новой волны» и неопрогрессива. «Реквием (памяти Джона Леннона)» возрождает скорбно-торжественную риторику барокко.
13 июля 1985 года группа АВТОГРАФ, единственная из стран Восточной Европы, приняла участие во всемирном телемосте Live Aid For Africa. В музыкальном марафоне участвовали практически все известные поп- и рок-исполнители Британии и США того времени (от Queen и Дэвида Боуи до Мадонны и U2), продолжительность мероприятия составила более 16 часов, а основные концерты прошли параллельно на стадионе Wembley в Лондоне и стадионе имени Джона Кеннеди в Филадельфии. Выступление АВТОГРАФА транслировалось на весь мир из московской телестудии «Останкино», а его потенциальная аудитория составила около двух миллиардов человек. Тем же летом группа приняла участие в XII Всемирном фестивале молодежи и студентов. В декабре 1985 года состоялась премьера новой программы – 50-минутного концептуального вокально-инструментального цикла «Век №20», обозначившего новые тенденции в стилистике АВТОГРАФА.

Первый официальный релиз в формате альбома вышел на «Мелодии» лишь в 1986 году под названием Автограф (известен среди поклонников как «чёрный альбом», что связано с оформлением обложки). В этот релиз продолжительностью 28 минут вошли только пять композиций: «Монолог», «Истина», «Реквием (памяти Джона Леннна)», а также свежие треки – тревожный инструментал «S.O.S.» и пафосная «Нам нужен мир» (часть «Века №20»). Предварительно отобранные «Корабль» и «Головокружение» были забракованы худсоветом (с участием «куратора» из КГБ) и выпускающим редактором, углядевшими в текстах крамолу. Тем не менее, альбом сконцентрировал наиболее сложные философско-лирические композиции АВТОГРАФА, отличающиеся развёрнутостью, глубиной музыкального и психологического содержания, «симфоническим» саундом. Однако для широкой публики сложность музыкальной и поэтической ткани не стала препятствием, судя по общему тиражу переизданий диска за три последующие года.

В 1986–88 годах АВТОГРАФ много гастролировал в капиталистических странах – Дании, Австрии, Финляндии, ФРГ, Канаде, Франции. В 1987 году известный композитор и продюсер Дэвид Фостер пригласил группу на международный музыкально-спортивный фестиваль Rendez-vous ‘87 в Квебеке, где АВТОГРАФ выступил в большом гала-концерте с канадской new-wave-группой GLASS TIGER и американскими грандами джаз-рока CHICAGO. 4 июля 1987 года группа участвовала в международном фестивале Rock’n’Roll Summit в Москве, а настоящим прорывом советского рока (прогрессив-рока!) на Запад стало совместное с группой ДИАЛОГ живое выступление на фестивале радиостанции Capital Radio в Великобритании (большой зал Hammersmith Odeon, 10 июля 1987 года). АВТОГРАФ сделал упор на продвижение за рубежом, в первую очередь в США, куда отправился с большим туром.

Второй большой и достаточно неоднородный период жизни группы (1986–1990), который условно можно обозначить как «поздний», был отмечен изменениями в составе коллектива. В декабре 1986 года в группу приходит саксофонист и второй вокалист Сергей Мазаев, а в конце 1987-го появляется клавишник и программист Руслан Валонен (Дубровин), который вскоре сменяет пианиста/органиста Леонида Макаревича. Всё это отражается и на саунде: акцент делается на программированные партии, секвенсоры (вместо «живого» исполнения сложных пассажей, которые вообще уходят в прошлое), более актуальный, «модный» саунд. Валонен становится продюсером второго лонгплея АВТОГРАФА – «Каменный край» («Мелодия», 1989). Альбом был записан в технологически продвинутой студии Московского дворца молодёжи, отдельные инструментальные треки – в Лос-Анжелесе, студия Trax. Большинство песен создано на стихи Сергея Патрушева, за исключением «Я люблю» на стихи Виктора Михалина; авторство музыки указано коллективное (группа АВТОГРАФ), поскольку многие композиции и их аранжировки создавались совместно во время студийных джемов, а также на основе домашних эскизов. Каменный край стал итогом стилевой эволюции АВТОГРАФА, развивавшейся от симфо- и неопрогрессива к более массовым формам мелодик-рока и AOR. АВТОГРАФ со всеми изменениями в стилистике и саунде «вписался» в общемировые тенденции развития прогрессив-рока – схожие моменты можно отметить в работах YES, RUSH, KANSAS, GENESIS, MARILLION и других известных групп в конце 1980-х – начале 1990-х.

В том же 1989 году в Лос-Анджелесе в студии For the Record группа записывает англоязычный CD «Tear Down the Border», который только спустя два года, в 1991-м, выпустила американская фирма Bizarre/Strait Records. В альбом вошли переработанные композиции из Каменного края в упрощённо-гитарных аранжировках и несколько специально сочинённых треков. Альбом в Америке «не взлетел», и конкуренцию с так же совершавшим экспансию в США ПАРКОМ ГОРЬКОГО (о котором напоминала даже буква G в форме серпа и молота в названии AVTOGRAF на обложке) АВТОГРАФУ выдержать не удалось. Однако это не уже имело значения. В феврале 1990-го АВТОГРАФ был распущен. По словам музыкантов, причиной стала усталость от гастролей и отсутствие новых путей для развития. «Последним приветом» от «Мелодии» оказался сингл, включивший две ранее не выходившие композиции – гуманистический гимн «Мир в себе» и любовную балладу «Амур». Эти же две песни дополнили переиздание Каменного края на CD («Мелодия», 1990) и достойнейшим образом завершили историю АВТОГРАФА. «Каменный край» выдержал несколько переизданий, в том числе авторитетным французским прог-лейблом Musea Records (2001). В 1990 году Ситковеций записал в студии МДМ сольный альбом «Zello» (вышел на «Мелодии» в 1991 году).

С 1991 года Александр Ситковецкий живет и работает в Америке, занимается музыкальным бизнесом, записывает на собственной студии сольные гитарные альбомы (Empty Arena, 1999; Full House, 2016). Вокалист группы Артур Беркут пробовал силы в американских проектах, сотрудничал с Сергеем Мавриным, трэш-метал-группой МАСТЕР, с 2002 по 2011 год пел в хэви-метал-группе АРИЯ, заменив в ней предыдущего вокалиста Валерия Кипелова, ныне выступает со своей группой АРТУР БЕРКУТ, исполняющей мелодичный тяжёлый рок. Леонид Гуткин ныне – известный саундпродюсер (в том числе работал с российскими участниками «Евровидения»). Леонид Макаревич продолжает творческую деятельность как пианист, аранжировщик, преподаватель.

В 2005 году пышный реюнион-концерт АВТОГРАФА с большим успехом прошёл в московском СК «Олимпийский» (гастроли состоялись ещё в нескольких российских городах), но, увы, не дал надежд на длительное воссоединение. По материалам этого концерта выпущены двойной CD и DVD «25 лет спустя. Юбилейный концерт». Ещё одно разовое воссоединение состоялось 1 сентября 2012 года в Зелёном театре Парка Горького в рамках фестиваля «Легенды русского рока». На обоих этих событиях нам посчастливилось побывать.

В 2020 году, в разгар пандемии коронавируса, музыканты АВТОГРАФА обрадовали своих поклонников известием о том, что записывают новую музыку, находясь по разные стороны океана. Вскоре была опубликована рок-баллада «Храни», созданная в лучших традициях группы. А на 17 июня 2021 года в Москве назначен концерт АВТОГРАФА – правда, без участия Александра Ситковецкого, который не сможет приехать из Америки. Но зато со струнной и духовой секцией, а также с участием молодых музыкантов Никиты и Александра Поздняковых в качестве гитариста и бэк-вокалиста. И, кто знает, может быть, это станет началом нового витка в истории коллектива? Во всяком случае, вопрос о том, идти или не идти на концерт, для настоящего меломана не стоит — идти, и друзей с собой приводить, чтобы приобщить их к музыке одной из лучших отечественных рок-групп ХХ и ХХI столетий!

Елена Савицкая
Фото: официальный сайт рок-группы «Автограф», П. Евграфов, М. Грушин.

Елена Савицкая

Елена Савицкая