Юрий Наумов: Энергия Большого взрыва
Юрий Наумов – это артист, создающий свою собственную музыкально-поэтическую Вселенную. И пришедшие на его концерт имеют возможность ощутить всю сумасшедшую энергетику, вобрать в себя все вибрации этого «Большого Взрыва», происходящего прямо на их глазах.
На сей раз свою Вселенную Наумов создавал не один, ему помогали трое музыкантов – перкуссионист Игорь Трусов, мандолинистка Ольга Егорова и клавишница Юлия Дмитриева.
Для собравшихся в тот вечер в клубе «Калипсо XXI век» Юрий Леонидович выдал своё самозабвенное «рубилово» в лучшем виде. Музыкант резко кидал пальцы на струны и корпус девятиструнной гитары, которая отзывалась пульсирующим гулом, рокотом воды на речном перекате или осыпи в горах, многократно повторённым долгим эхом. Его голос постепенно усиливался и набирал мощь, переходя от речетатива в долгий протяжный вопль, стремился куда-то всё выше, выше и выше.
Наумов заклинал, провоцировал, пугал, соблазнял, гипнотизировал, открывая душу сам и настоятельно требуя такой же открытости от своих зрителей. И наступал тот самый волшебный момент, когда все мы становимся единым целым и ведём разговор о жизни, который на самом деле есть разговор о Бытии…
Юрий Леонидович разговаривал с аудиторией, которая была чуткой и заинтересованной, рассказывал историю каждой исполняемой песни, не уставал повторять: «Вы кайфóвые!». После концерта он выйдет из гримёрки, и будет ещё долго и охотно общаться со зрителями – раздавать автографы, отвечать на вопросы.
Игорь Трусов, стучавший ладонями по своим электронным ударным словно погрузившись в состояние транса, резко подчёркивал ритмические линии гитары. Мне эта перкуссия напомнила звук табла, хотя не исключаю, что сами музыканты имели в виду нечто другое. «Так вы услышали в этом таблу? – с некоторым недоумением на лице спросил меня Игорь, когда мы разговорились после окончания сета. – То есть что-то лёгкое?». Я ответил, что и барабаны в стиле Джона Бонэма в некоторых местах не помешали бы.
В нескольких номерах к Наумову и Трусову присоединялась прекрасная половина группы. Как, например, в блюзовой импровизации «Baby Girl Blues», где Оля Егорова исполнила блестящее соло на мандолине, а Юлия Дмитриева не только сыграла на клавишных, но и поразила аудиторию умопомрачительным вокализом. Наумов так представил этот номер: «У Оли Егоровой скоро будет совершенно замечательная дочка. И пока она еще внутри мамы, а не снаружи, и является с нашим замечательным музыкантом одним целым, мы сыграем композицию, посвященную Олиной будущей бэбичке».
Вообще в сет-листе было значительное количество песен, которые Юрий Леонидович – в силу разных причин – исполняет не часто. Было сыграно много раннего материала: «Эти вещи наивные, но в последнее время я чувствую с ними бóльшую «синхронность», чем со своими более зрелыми произведениями. Это взгляд двадцатилетнего новосибирского гитариста из окна двухкомнатной хрущёвки на большой мир, попытка в нём разобраться».
В тот вечер были и «Московский буги» – упругая «раскачивалка» как раз для начала концерта, и «Рождён чтоб играть», и «Ещё один несчастный день», и «Я собрался не туда», и «Никак не похоже на блюз» («Идти против шерсти во все времена – немалая честь, babe, за нее мы заплатим сполна!..»), «А ведь потом – суп с котом / Который гулял сам по себе /Но раз он в кастрюле — так видно угодно судьбе»), «Звёздная ночь» («Плачь оттого, что теперь ты свободен от пут, плачь оттого, что вряд ли кто сможет помочь»)… Меня больше всего «зацепили» «Поролоновый город» («Иглы как коридоры, дырявые вены как плата за вход в Поролоновый город») и «Сюрреалист» («Я слишком реально все вижу, чтоб быть реалистом»).
Концерт состоял из двух отделений, длился почти три часа, но то, что «Театр Станиславского» («Вот путь от дурацких «зачем?» до страшных «почём?») – это последний номер на сегодня, зрители осознали не сразу. Выходить из состояния «Юрий Наумов» очень не хотелось.
«Спасибо, Москва! – сказал музыкант, высоко поднимая гитару над головой и широко улыбаясь. – Увидимся».
Да, конечно увидимся, – а как же иначе?
P.S. Самых тёплых слов заслуживают энтузиасты из «Калипсо XXI век», которые, не считаясь с издержками, на один вечер превратили свой клуб в концертный зал. Пускай не всё было идеально, но главное они сделали – «концерт-сюрприз» Юрия Наумова состоялся.
Сет-лист: I отделение – «Московский буги», «Глядя сквозь экран», «Баллада о часовом винтике», «Никак не похоже на блюз», «Baby Girl Blues», «I Feel Fine», «Уходя от погони», «Поролоновый город», «Сюрреалист», «Еще один несчастный день».
II отделение: «Куда течет кровь», «Я не вижу солнца», «Where We Belong», «Рожден чтоб играть», «Звездная ночь», «Я собрался не туда», «Театр Станиславского».
Пётр КУЛЕШ
Фото: Алевтина Шарикова
Благодарим Юлию Дмитриеву за аккредитацию.