Yoshiki Classical: Вечер памяти
Июнь 27, 2014
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Yoshiki Classical: Вечер памяти

X Japan,Yoshiki,Крокус-Сити-Холл,Москва Наверное, каждая большая группа за время своего существования обрастает собственной легендой – той легендой, которую старшие поколения фанатов с придыханием пересказывают новичкам, если те вдруг демонстрируют кощунственное невежество. Она порождает атрибуты, шутки и концертные ритуалы, и без знания ее нюансов невозможно считать себя настоящим адептом. И хотя во всех таких легендах с завидной периодичностью фигурируют одни и те же общие места, каждая из них обладает собственным колоритом.

Легенда, которая сложилась вокруг самой грандиозной хэви-метал-группы Японии (да что там, всей Азии, пожалуй) X Japan, окрашена в возвышенно-трагические тона. Взлетев на пик японской музыкальной индустрии в конце 1980-х – начале 1990-х гг., X Japan получили все, о чем только могли мечтать: рекордные продажи, гигантские, битком набитые стадионы, тысячи фанатов, взахлеб рыдающих под их эпичные баллады. Но, как это часто бывает, за несколько лет оглушительной славы ребята устали – настолько, что решились оборвать все одним махом: в 1997 году X Japan, дав свой исторический прощальный концерт, распались. Этим волевым решением они нанесли поклонникам и самим себе незаживающую рану, вечно разъедаемую сожалением и надеждой – ведь так здорово все было, может, когда-нибудь снова… Трагический ореол вокруг их распада усилила загадочная смерть гитариста Хидэ, прожившего всего несколько месяцев после финального шоу X Japan.

За последующие годы идейный лидер, клавишник и барабанщик X Japan Йошики Хаяши («Ёсики Хаяси» для правоверных японистов) превратился в своего рода служителя культа имени себя и своей великой группы. Будучи автором большинства хитов X Japan и имея претензии на звание классического пианиста, Йошики возвел своему погибшему детищу целый мемориальный комплекс. Перезаписав знаменитые песни X Japan в переложении для рояля и симфонического оркестра, он сделал из них гимны, воспевающие ослепительную и драматичную историю прародителей современной японской рок-музыки. Впрочем, почивать на лаврах X Japan он не стал – напротив, сложно найти сферу искусства и шоу-бизнеса, к которой Йошики за это время не приложил свои золотые (во всех смыслах) руки. Помимо прочего, он заслужил признание как композитор, способный писать музыку для масштабных общественных событий (таких, как торжества по случаю десятилетия правления японского императора Акихито), и запустил ряд проектов – в частности, специфический проект на стыке музыки и моды Violet UK.

А в 2007 году случилось невероятное – X Japan воссоединились и нашли достойную замену погибшему Хидэ в лице гитариста-скрипача Сугидзо, также состоящего в группе Luna Sea. Однако возрожденные X Japan не бросились писать новую музыку – и по сей день еще не выпустили ни одного свежего студийного альбома, – а словно бы решили отмотать эти 10 лет назад. Выступить перед изголодавшимися фанатами со старыми хитами, вернуть былой размах своих шоу, почувствовать себя снова на гребне волны… И оплакать Хидэ – так горестно, будто он ушел из жизни только вчера, и так громко, будто он и есть невозвратимая молодость X Japan. Кажется, что легенда X Japan словно застыла во времени и все растянутые на 20 с лишним лет события сконцентрировались в одной точке: группа одновременно и продолжает жизнь, и вновь и вновь переживает свою смерть, и уже 7 лет как подпитывает надежды на новый творческий виток.

Но к чему это все, если речь идет о сольном концерте Йошики под названием Yoshiki Classical, с которым музыкант впервые посетил российскую публику? К тому, что сольно ли, с симфоническим ли оркестром или, как в данном случае, струнным секстетом, Йошики не существует без X Japan – и минувшее шоу позволило в этом убедиться. Да, он представил несколько своих композиций, сочиненных вне группы (в том числе песни для Violet UK, исполненные при участии их вокалистки Кэти Фицджеральд). Да, он выразил свое уважение к русской классике, сыграв собственную вариацию на бессмертную музыку Чайковского. И да, он позволил себе небольшой «комплимент» российской публике – песню «Как упоительны в России вечера», которую он услышал по радио за два дня до выступления и воспроизвел с искренним старанием в немного замедленном темпе. Но все равно этот концерт был, по сути, экскурсом в историю и чествованием X Japan.

И дело не только в том, что публика пришла слушать именно эти песни, вздевать над головой скрещенные руки (X) и подпевать одной из самых любимых баллад всех фанатов группы со всех концов света «Endless Rain». Просто во многом это мероприятие походило на торжественный вечер памяти. Этим поминальным настроением было пронизано почти все: и фильм о группе, показанный в самом начале шоу, и нарезка старой закулисной и концертной хроники, сопровождавшая некоторые номера, и истории, которыми Йошики предварял каждую следующую композицию, и эмоции, которые до сих пор захлестывают его при упоминании понесенных утрат и которые он тщетно пытается скрыть за повышенным интересом к клавишам рояля. Йошики живет этой группой, болеет ею, гордится ею – но как будто уже немного отстраненно взирает на те вершины, которые ей удалось покорить, и тот восторг, который она вызывает у поклонников.

К слову, это был один из тех немногих концертов, когда мне довелось почувствовать в зале не просто фанатскую любовь, а какое-то трепещущее обожание. Создавалось ощущение, что значительная часть зала взирает на Йошики, как на божество, слушает его, затаив дыхание, и почитает величайшей честью безостановочно подносить ему дары. А он слегка удивленно принимает это благоговение, словно бы оно предназначено не ему, а тому другому Йошики с экрана. И, глядя на все это великолепие, я не могла не задаваться одним вопросом: почему-почему-почему концерт пропитан такой щемящей ностальгией, если X Japan продолжают свой путь?! Почему эта история как будто рассказана в прошедшем времени? Йошики обещает развеять все сомнения первым российским концертом X Japan, с которым он твердо желает вернуться к столь обласкавшей его публике в ближайшем будущем. Что ж, остается только ждать.

Сет-лист. 1 отделение: Miracle (intro), Forever Love (X Japan), Golden Globe Theme, Rosa (Violet UK, вокал Кэти Фицджеральд), Anniversary.
2 отделение: Amethyst (струнный секстет), Импровизация на тему из «Лебединого озера» П.И. Чайковского, Hero (вокал Кэти Фицджеральд), I.V. (X Japan), Как упоительны в России вечера, Without You (X Japan), Kurenai (X Japan), Violin Transition (струнный секстет), Art of Life (X Japan), Endless Rain (X Japan), Say Anything (outro).

Ксения АРТАМОНОВА
Фото: Ольга «Омена» Дендымарченко
Благодарим Елену Белышеву (Euro Entertainment) за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер