Wintersun: Песни финских леших
Апрель 26, 2018
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Wintersun: Песни финских леших

Первый визит финских симфо-мелодик-дэт-металлистов под предводительством мультиинструменталиста с трудно проговариваемой (даже в уме) для русского человека фамилией Яри Мяенпяа, похоже, ждали в России как-то не очень. Группа Ensiferum, которую Яри покинул на взлёте её карьеры, котируется в наших краях повыше. На Wintersun же в питерском «Зале ожидания» днём ранее собралась треть зала, а к моменту выхода хедлайнеров в столичном клубе «ZIL Arena» танцпол заполнен был чуть более чем наполовину. И то при желании можно было пройти к сцене сквозь первые ряды без излишней толкотни и дискомфорта.

Однако выход финнов случился не сразу. В качестве спецгостей организаторы привлекли гостей из Татарстана — группу «Багира». Тот случай, когда разогрев был на контрасте. Казанские музыканты играют «примодернованный» хэви, от альбома к альбому прирастающий новыми ритмическими и аранжировочными нюансами. На группу приятно смотреть, особенно на их фронтледи Аллу Булгакову, на сцене превращающуюся в форменную безбашенную фурию. Остальные от неё не отстают: выглядят парни фактурно, рубятся от души. И со звуком им повезло. В целом он был чётким, хотя и небезупречным. Забегая вперёд, отмечу, что и у Wintersun саунд был на «восьмёрку с минусом» по нашей «инроковской» шкале. Полчаса «Багиры» пролетели нескучно, завершив сет кавером на «Ковбоев из Ада» ещё одной группы с хищно-кошачьим названием — американской.
А полчаса ожидания, пока техники доводили до ума сцену, местные «звукачи» тешили публику каверами на Megadeth, Danzig, Pantera и другие метал-команды, исполненными в даб-реггиевых аранжировках.

Если «Багира» была разогревом не совсем по сезону, то сет Wintersun открылся с песни в тему. В прошлом году коллектив выпустил альбом о четырёх временах года в лесу. Двухчастный 14-минутный трек «Awaken From The Dark Slumber (Spring)», к чести артистов, живьём не ставший короче, – первый из четырёх эпиков оттуда. Команда приехала в формате квартета, в котором не все участники входят в официальный состав группы. Штатный барабанщик команды Кай Кахто сейчас в турне с Nighwish, поэтому за ударными трудился Рольф Пильве, штатный драмер Stratovarius. Не смог приехать и гитарист Асим Серах, кто за него отдувался — то ли все партии сыграл другой истязатель шести струн, Теэму Мянтусаари, то ли вторую гитару заменили плэйбэком – доподлинно неизвестно. Инструментом больше или меньше в подложке – какая разница?.. А их и так было немало. Тем более Теэму надо было держать фактуру, а делать это «за себя и за того парня» при аранжировочной насыщенности непростых композиций Wintersun непросто, если не вовсе невозможно. Со второго края сцены маячил не менее убедительный басист Юкка Коскинен. Оба музыканта с инструментами наперевес напоминали грозных стражей, которые защищают свои посты привычным для себя «оружием», помогая боевыми кличами — бэк-вокалом. Несколько раз, когда басист и гитарист то синхронно, то по отдельности взбирались на мониторы, сердце ёкало: как бы не рухнули. К счастью, обошлось.

Главным же центром притяжения был фронтмен Яри Мяенпяа. Обладатель очень яркой харизмы, он разве что свет не излучал — при всей агрессивности музыки. Правда, фотографы пеняли как раз на нехватку освещения на сцене, но, на мой взгляд, световая картина как нельзя лучше подходила к холодному и жёсткому саундтреку. Но вернёмся к Мяенпяа. Тем, как он заигрывал с публикой, Яри временами напоминал лидера Jethro Tull Яна Андерсона, каким тот запечатлён на концертных видео второй половины 70-х. Разве что без флейты, гитары и фирменной стойки на одной ноге. И если в студии Маенпяа прописывает три четверти инструментальных партий, то живьём он решил сконцентрироваться только на пении, включив все симфонические партии (и, вероятно, вторую гитару) в записи. Свежий материал живьём звучал агрессивнее, чем на альбоме. И дело скорее не в качестве звука (эх, поленился я протиснуться поближе к сцене, а там, говорят, он был значительно лучше), а в энергетике живого состава, игравшего здесь и сейчас.

Ещё в середине первого номера, задолго до приветствия публики, Яри спросил: «Москва, ты проснулась»? Толпа, что ближе к сцене, намёк поняла, и в ней возникли очажки слэма, да несколько краудсёрферов поплыли по вытянутым рукам. После «Пробуждения из спячки» команда прошлась по раннему материалу, сыграв блок из трёх лаконичных композиций c первого, вышедшего в 2004 году альбома. Конечно, услышать их живьём – большая фанатская радость, однако концертные версии, по крайней мере, в Москве, проигрывали студийным. Чего-то в них не хватало, даже притом, что на «Death And The Healing» подпевал весь зал — во всяком случае, все, кто стоял со мной рядом. С возвращением к эпическим творениям из свежего, третьего по счёту альбома «The Forest Seasons» и его предшественника «Time I» (2013) ситуация выровнялась. Публика очень хорошо принимала команду, а финны, подстёгиваемые тёплым приёмом, отвечали шквальным драйвом. Распевки в три голоса на «Sons Of Winter And Stars» стали одним из мощнейших моментов шоу. Последовавшая за ней «зимняя» часть «Времён года», «Loneliness», вновь прозвучала эмоциональнее, чем на альбоме. «Starchild» запомнился скорее фактом своего присутствия в сет-листе, что тоже неплохо. А завершила основную часть композиция «Eternal Darkness (Autumn)». Эта вещь на альбоме заходит на мелодик-блэковые территории, «живьём» это оказалось органичным и уместным. Яри дирижировал и толпой, и невидимым оркестром, создающим атмосферу осеннего сумрака. Выглядел фронтмен при этом крайне одухотворённо.

Восемь композиций звучали час и двадцать минут. Естественно, этого было мало и публике, и музыкантам. Они вышли на сцену и выдали двенадцатиминутный эпик «Time», поставив этим точку. Или многоточие?..

Второе вернее. Потому как через каких-то десять минут Wintersun, подсушив свои взмокшие хайера (все, кроме коротковолосого Пильве) в приподнятом расположении духа вышли к публике подписать артефакты, которые в весьма обильном ассортименте предлагала точка с мерчем. Были там и фирменные, и лицензионные компакт-диски (чего греха таить: в сборах позабыл дома свой экземпляр «The Forest Seasons», и пришлось под автографы купить ещё один), и виниловые пластинки, и футболки… Все четверо сегодняшних участников – коммуникабельные парни. Они «до последнего посетителя» фотографировались с желающими и охотно отвечали на вопросы. Поддавшись искушению, спросил у Яри, когда примерно ждать второго «Тайма», выход которого был обещан через полгода после первого? Полушутя-полупечально бэндлидер ответил о лесных духах (леших) и звёздах, которые дают понять, что время для этого не пришло, и пока ни о каких датах речи быть не может. И добавил, что материал настолько навороченный, что сводить его будет непросто. На этом фоне мелькнули в голове два вопроса. Первый: даже если для этого потребуются три года ожидания, чего ж не подождать? Второй: если речь шла о сведении, значит, запись, похоже, завершена, и всё не так уж и плохо? Разговорить бы на эту тему финских леших!..

Сет-лист: Awaken From The Dark Slumber (Spring), Winter Madness, Beyond the Dark Sun, Death and the Healing, Sons of Winter and Stars, Loneliness (Winter), Starchild, Eternal Darkness (Autumn). Бис: Time.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Наталия Решетникова (headbanger.ru)
Благодарим Анастасию Потапову (Spika) за аккредитацию.

Фотогалерея с концерта: 


В соцсетях: https://vk.com/album-2548741_253721301

Общее впечатление

11 марта 2018 г.
Москва, клуб "ZIL Arena"
Spika

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев