Whitesnake в Одессе: В тени белого змея
blues,David Coverdale,Foreign,hard rock,heavy,Whitesnake,Дворец Спорта,Одесса Вторая половина года в Одессе традиционно богата концертнами, но и на общем весьма насыщенном фоне приезд Whitesnake вызывал повышенный интерес. Всё-таки это сам легендарный Дэвид Ковердейл и компания!
И совершенно неважно, что в последнее время в его адрес все чаще слышна критика, мол, стал плохо петь и вообще все не так, да не эдак. Пусть себе критикуют, а мы сначала сами послушаем, посмотрим, а там видно будет!
Сетлист: Intro: My Generation (The Who), Best Years, Give Me All Your Love, Love Ain’t No Stranger, Is This Love, Steal Your Heart Away, Mistreated (part only), Forevermore, Guitar Duel (Doug Aldrich and Reb Beach), Snake Dance (blues instrumental) , Can You Hear the Wind Blow, Rock Me Baby (part only), Love Will Set You Free, Drum Solo (Brian Tichy), Introducing of the band/Another One Bites the Dust (part only), The Deeper the Love, Fool For Your Loving, Here I Go Again, Still Of the Night, Soldier Of Fortune (part only), Burn/Stormbringer/Burn, Outro: We Wish You Well (Whitesnake)
В любом случае, пропустить такое мероприятие просто невозможно, тем более когда оно происходит в Одессе. Но это я сейчас придал своим мыслям такую законченную форму, а тогда в начале сентября просто дождался начала реализации билетов, пошел и купил вожделенный клочок бумаги.
И вот он, день концерта. Первым делом удивило, как легко удалось пройти во Дворец спорта. Несмотря на довольно большое скопление народа, очередь двигалась достаточно активно, и долго ждать не пришлось. Даже на Smokie, за две недели до описываемых событий, процесс шел как-то более затянуто, хотя народу было поменьше. Но еще больше меня удивила бригада контролеров на входе – один из них проверял билеты и отрывал корешки, а второй что-то усиленно записывал в какую-то таблицу. Я сперва подумал, что он отмечает номера билетов, но на самом билете никаких номеров не обнаружил. Загадка! В любом случае, устроители концертов решили следовать ленинским принципам: рок-концерт – это в первую очередь учет! В остальном же предварительный этап концерта, по крайней мере, для меня, прошел без эксцессов.
Начали, как и положено, с получасовым опозданием. Удивила «My Generation» (в оригинале), выбранная в качестве интро к концерту. Нужно было Дэвиду и компании не ставить ее в записи, а разучить и попробовать самим исполнить, было бы здорово. Вскоре появились главные герои мероприятия. Сам Девид Ковердейл собственно персоной на сцене Одесского дворца спорта! Еще каких-то лет десять тому назад многие из собравшихся о таком и не осмеливались мечтать, а тут, на тебе, все воплотилось наяву!
Впрочем, нужно признать, что поначалу звук был далеко не лучший — какая-то грохочущая каша, из которой как колючки вырывались высокие частоты. Впрочем, спустя минут десять-пятнадцать звукоинженеры сумели немного справиться с неуправляемой «ядерной реакцией», звук стал более приятным для ушей, детали стали улавливаться получше. Забегая вперед, скажу, что столь халтурная работа бездарей-звукоинженеров здорово подпортила впечатление от голоса Дэвида. А ведь в его адрес и так в последнее время слышится множество нареканий! В «мутном потоке» его пение явно терялось, что, естественно, не добавляло Ковердейлу очков в глазах предвзятых слушателей. В целом же звук был, наверное, излишне металлизированным – эдакая смесь старого блюзового «Вайтснейка» и восьмидесятнического глемово-металлического, густо «залитых» современным плотным саундом. Опять же, из-за этого порой терялись какие-то детали, но, думаю, что многим именно такой вариант звучания был наиболее, что называется, «по кайфу». К таковым можно отнести «задутых» дядек предпенсионного возраста, периодически оравших, что им незамедлительно нужен «митал!» Увы, но наша культура (в том числе и употребления алкогольных напитков разной крепости) порой довольно сильно хромает.
Дэвид сходу активно начал общаться с публикой, пытаясь в индивидуальном порядке соблазнить сразу всех собравшихся дам. А порой даже требовал, что ему немедленно подали девственниц! Интересно, что он сейчас вкладывает в понятие девственница: дама до сорока лет или все же до тридцати (причем независимо от семейного положения и количества детей)? Впрочем, этот вопрос еще ждет своих исследователей! Вообще, мне современный Ковердейл издалека сильно напомнил то ли ленивого Мика Джеггера, то ли Стива Тайлера пополам с Родом Стюартом. Но, как ни крути, а Дэвид — это Дэвид, и мужского обаяния у него не отнять.
Шоу продолжалось, а фронтмен полным ходом расхваливал украинских дам. Например, так: «Ukrainian women – oooohhh!» Далее следовал воздушный поцелуй, адресованный всем дамам Украины. Что ж, и тут с ним не поспоришь, ибо женщин красивей одесситок я в жизни не видел (да простят меня жительницы других городов)! Кроме заигрывания с дамами, он не забывал общаться и с остальными зрителями. Возвращаясь к теме девственности и ее потери, он заявил, что, так как Whitesnake впервые в Одессе, то все мы в каком-то смысле лишились невинности – они на сцене, а мы в зале. Интересный ход мысли, и, главное, с ним трудно не согласиться! А однажды мистер Ковердейл даже остановил милицейский террор, вспыхнувший прямо перед сценой. Что там точно произошло, разглядеть не получилось, но Девид остановил группу прямо на первом куплете «Love Ain’t No Stranger» и стал объяснять, я извиняюсь за выражение, «стражам порядка», что это никуда не годится и обижать зрителей никак нельзя. Не знаю, насколько хорошо они его поняли (я что-то сомневаюсь в глубине их познаний в иностранных языках), но буквально через минуту инцидент был исчерпан, а милиционеры, причастные к нему, покинули зал. К счастью, больше ничего подобного не наблюдалось.
На протяжении всего концерта на сцене доминировали Дэвид и его зам Дуг Олдрич (как представил его сам Девид – «Lord Of Les Paul»). Более скромно на его фоне выглядел Реб Бич («Lord Of Strings»), однако играл он не менее интересно. Особенно здорово смотрелась и слушалась гитарная дуэль: «Гибсон» (Олдрич) против «Фендера» (Бич). Хотя я до конца не уверен, на оригинальных ли гитарах этих производителей они играли, но издалека это выглядело именно так. К тому же Дуг продолжает дело, начатое давным-давно его предшественником Мики Муди – музицирует на слайд гитаре. Хотя, как по мне, слайда было маловато, можно было и побольше, несмотря на то, что Олдрич исполнил небольшое слайд-соло в качестве вступления к «Steal Your Heart Away», за что был удостоен от босса почетного звания «Devil Of Slide Guitar». Лично мне было приятно слышать, что эти двое – некогда глэмстеры, шреддеры и металлисты, знают «пару нот за блюз». Самым большим подтверждением тому стала концовка гитарной дуэли, плавно перетекшая в блюзовую инструменталку «Snake Dance». Да это и не удивительно, ведь статус Whitesnake того требует.
К сожалению, довольно скромная роль выпала на долю клавишника Брайана Руи. Дело в том, что его инструмент было слышно только во время вступлений и после выхода на бис, в органном соло в «Вurn». На протяжении всего остального времени гитары заглушали его напрочь. Увы, но такова печальная судьба клавишных на многих рок-концертах. Но, несмотря на это печальное обстоятельство, Ковердейл удостоил его звания «Man With Massive Organ». Что именно Орган или оргАн имел в виду Дэвид, догадайтесь-ка сами!
Как это часто бывает на концертах, львиную долю восторгов собрал барабанщик Брайан Тичи. Ну, во-первых, он весьма эмоционально отработал свое сольное мини-шоу, во-вторых, поразил всех присутствующих умением ловко подбрасывать палку и, главное, вовремя ее потом ловить. Ну, и, в-третьих, он не просто мочил со всей дури по барабанам, а выдал еще и интересные перкуссионный ходы на дополнительных барабанах, стоявших рядом с основной установкой, а часть соло сыграл голыми руками в лучших традициях Джона Бонэма! Под конец к нему присоединились Майкл Девин со своим басом и Дуг Олдрич в роли второго перкуссиониста, и в таком виде они выдали интересный короткий джем. В общем, соло на ударных стало одним из самых ярких моментов этого вечера. После барабанного беспредела Дэвид представил публике музыкантов, между делом напев «квиновскую» «Another One Bites the Dust». Стоит отдельно заметить, что именно такие импровизационные вставочки стали приятным дополнением к основному материалу концерта. Лично меня впечатлило исполнение первого куплета знаменитой песни Би Би Кинга «Rock Me Baby» (кто ее только не играл!) в стилистике, немного напоминавшей «вайтснейковскую» версию «Help Me Through the Day» – жаль только, что они ее полностью не сыграли! Во время исполнения «Fool For Your Loving» родилась легенда, что Дэвид вместо положенного «I was born under a bad sign», в первой строчке спел «I was born in Odessa»! Красивая легенда, но, увы, только легенда, ибо текст остался прежним.
На бис Девид спел акапелла фрагмент из «Soldier Of Fortune», после чего музыканты грянули «Burn» с фрагментом из «Stormbringer». Некоторые, правда, остались недовольны импровизационными отклонениями от оригинала, но мне так даже показалось интересней – ведь не играть же всегда одно и то же нота в ноту! Обрушив на наши головы последние аккорды, музыканты многократно откланялись и удалились под звуки фонограммы «We Wish You Well».
Ну что сказать… Однозначно Дэвид и компания были на высоте! Да, легендарный голос изрядно подсел, и местами Ковердейл хрипит чуть ли не как Ден Маккафферти, и ему, конечно же, следовало бы слегка пересмотреть подход к использованию своего голоса и больше его беречь, что ли… Но это местами, а в основном Дэвид все так же узнаваем. Даже больше, его не перепутаешь ни с кем! Певец старался на полную катушку и собравшиеся, в большинстве своем, это оценили. На высоте были и остальные, скажем так молодые, участники команды, которые, несомненно, придали заряд дополнительной энергии заслуженному ветерану рок-сцены. Да и сами «подмастерья» выкладывались с огромным энтузиазмом, шутка ли, без малого два часа непрерывного драйва. Не знаю, как кому, а мне и большинству моих знакомых концерт понравился. Так что по традиции остается только сказать: «Welcome back my friends to Odessa!»
Павел ГРЕЧАНОВСКИЙ
Фото автора.