Wardruna: Старое и новое
Декабрь 11, 2019
Аскар Ибрагимов (19 статей)
Поделиться

Wardruna: Старое и новое

Главное, что хочется сказать после концерта Wardruna в Хельсинки (17 ноября) – не доверяйте записям. Даже знаменитая «Helvegen», песня, на которую не перестают создавать каверы различные этно-скандинавские коллективы (очень рекомендую версию коллектива Kalandra из Норвегии), звучит в записи, на мой взгляд, как некий саундтрек.

Всё спокойно, ровно и создано для того, чтобы не слишком выделяться, не мешать просмотру видеоряда или чем вы там привыкли заниматься под музыку. Что ж, это право группы сводить записи так, как им кажется максимально атмосферным и идейно правильным, но если треки с альбомов в итоге оставляют впечатление эдакой неплохой музыки для любителей всего северного, то концерт воспринимается полностью по-другому.

Эйнар Селвик и Ко. выстраивают для живых выступлений совершенно иной звук, и то, что слушалось спокойно в записи, в концертной версии превращается во впечатляющий опыт полного погружения в звучание. Голос Эйнара доминирует над всем остальным, а микс акустических инструментов на сцене – все эти палочки, по которым стучат другими палочками, кравикские лиры (или кравик-лира — средневековый инструмент, воссозданный по сохранившемуся образцу, найденному в норвежском городе Кравике, — прим. ред.) и остальные традиционные инструменты – хорошо вплетался в электронную подзвучку.

Wardruna чужда «театрального света», предпочитая нечто своё. Группа использует освещение вида “прострел в ухо” (то есть свет с боков сцены горизонтально на артистов), цветную подсветку задников и персональные напольные софиты, направленные на музыкантов. Видно было не всех. Пожалуй, интереснее всего в этом оформлении были причудливые тени, возникающие на фоне, будто тени образов из песен. Это был один из тех концертов, когда настроение возникало тут же и держалось на высоком уровне до самого конца.

Эйнар заговорил только ближе к финалу, когда стихли овации после более чем часового основного сета. Будучи на живом концерте команды впервые, я не знал, чего ожидать – типового рок-приветствия, каких-то высокопарных высказываний про то, как глубоко проникся автор викинг-культурой, предложений не проходить мимо столика с музыкальной продукцией – но нет. Это были мягко и скромно сказанные слова благодарности аудитории за горячий прием. А представление последней композиции прозвучало эдакой суммой, нарративом ко всему вечеру: “Эта песня в самом центре того, о чем вообще Wardruna. Не о людях, которые фантазируют о прошлом, думают, что в старые времена жить было гораздо лучше, или пытаются стать новыми викингами. Больше про то, как можно взять что-то старое, что, тем не менее, все ещё отзывается в нас, всё ещё несет для нас смыслы здесь и сейчас. Что-то, что может нас научить. Взять и сделать с этим нечто новое”. И конечно, это была «Helvegen».

Выступления Wardruna состоятся 30 апреля 2020 года в Москве (Крокус-Сити-Холл) и 1 мая в Санкт-Петербурге (ДС «Юбилейный»).

Сет-лист: Tyr, Wunjo, Bjarkan, Heimta Thurs, Thurs, Runaljod, Raido, Völuspá (Skaldic version), Isa, UruR, Solringen, Dagr, Rotlaust tre fell, Fehu, NaudiR, Odal, Helvegen. Бис: Snake Pit Poetry (Skaldic Version).

  

Аскар ИБРАГИМОВ
Фото автора.

 

Общее впечатление

17 ноября 2019 г.
Финляндия, Хельсинки, Kulttuuritalo

Аскар Ибрагимов

Аскар Ибрагимов