«Гитара от классики до рока» (Виктор Смольский, Евгений Финкельштейн, Петер Фингер): Первый юбилей
Фестиваль «Гитара. От классики до рока» – мероприятие уникальное. Автор концепции, гитарист Евгений Финкельштейн, задумал и воплотил в жизнь мероприятие, где на одной сцене можно услышать самую разную гитарную музыку: классику, тяжелый рок, джаз, блюз… И те, кто приходят на «свой» стиль, могут расширить горизонты и открыть для себя что-то новое.
В 2017 году фестиваль прошел уже в пятый раз. За эти годы в рамках фестивальных концертов на сцене Московского международного дома музыки выступило много достойных музыкантов, как отечественных, так и зарубежных. Но появился и повод поразмыслить над будущим фестиваля. Программа сократилась с трёх до двух концертных дней, кроме того, впервые на фестивале совсем не было новых участников. (Это можно объяснить задумкой организаторов — на юбилейный, пятый фестиваль они пригласили лучших участников предыдущих, — прим. ред.) Но будем надеяться, что фестиваль не зачахнет и не пропадет, а в следующем году в ряды его участников вольется «свежая гитарная кровь».
Так уж вышло, что первый концертный день, когда выступали француз Реми Жюссельм (классическая гитара) и канадец Дэйв Гудмен (акустическая гитара и вокал), посетить не удалось. Второй концертный день, 24 февраля, в Театральном зале ММДМ открыл Евгений Финкельштейн, представивший программу для классической гитары: две обработки русских народных мелодий, произведение российского гитарного композитора и педагога Никиты Кошкина «Падение Птиц», а также пьеса французского композитора Марена Маре «Человеческий голос». Программа получилась изысканная и разнообразная, а исполнение, как всегда у Евгения Финкельштейна, было на высоте.
За классической частью программы последовала музыка для акустической гитары с металлическими струнами. Это совсем другая гитарная история и иная техника звукоизвлечения. Петер Фингер – немецкий музыкант, композитор и гитарных дел мастер. Он сам создает инструменты, раз за разом улучшая их звучание. Но, как говорит сам Петер, идеальный инструмент он еще не создал. И надеется, что это если и произойдет, то совсем не скоро… Увлекательный поиск важнее результата.
Стиль Петера Фингера принято называть фингерстайлом. Музыкант избегает использования гитары как перкуссионного инструмента, чем злоупотребляют многие из нового поколения исполнителей. Петер Фингер — виртуоз, но техника для него не заслоняет музыкального содержания. Единственный минус его выступления – это продолжительность. Музыкально, ярко, но слишком мало. Никаких номеров на бис, хотя публика горячо аплодировала и просила продолжения.
После антракта началось второе отделение – роковое и электрогитарное. В афише было указано, что Виктор Смольский будет играть со своей группой. И это было интригой выступления. После ухода из немецкой металлической группы Rage гитарист собрал новый интернациональный коллектив – Almanac. Но это большой рок-состав с несколькими вокалистами, который в конце 2016 года уже играл в России. И приезд Almanac для выступления на камерной сцене представлялся маловероятным. Так и оказалось — под термином «его группа» скрывались российские музыканты: Кирилл Гутник (бас-гитара) и Алексей Портнов (ударные). А также верный друг и безотказный помощник – компьютер, с которого воспроизводились партии клавишных инструментов, хоров и прочего. Времени для совместных репетиций у музыкантов не было, посему ансамблевое звучание было далеко от совершенства.
Виктор Смольский пришел к року из мира классики. До гитары он играл на виолончели. Сочиняемая им музыка вобрала в себя лучшее из двух миров: она громкая, тяжелая, агрессивная, но в тоже время разнообразная и достаточно мелодичная. Как объяснил сам Смольский, составляя инструментальную программу для выступления на фестивале, он постарался отобрать вещи, звучащие более мягко. Из довольно короткого сет-листа наиболее запомнилась инструментальная версия «Dies Irae», песни из репертуара Rage, где скорбный хор поет поверх злых прогметаллических риффов. Очень необычная и эмоциональная музыка…
На бис Виктор пригласил на сцену второго гитариста Владимира Тупикова и вокалиста Майка Кремлина. Музыканты сыграли еще одно произведение Rage – эпическую песню «Empty Hollow». Отличная музыка при отсутствии сплоченности исполнителей прозвучала громко, но не очень убедительно.
А после выступления в фойе Евгений Финкельштейн, Петер Фингер и Виктор Смольский устроили совместную автограф-сессию. И за одним столом сидели разные гитаристы — от классики до рока.
Яков КАГАНЦОВ
Фото — Александр Дороньев.
24 февраля 2017, Москва. ММДМ.