Uriah Heep: Перевёрнутая cтраница
Июль 5, 2013
Игорь Швейцер (55 статей)
Поделиться

Uriah Heep: Перевёрнутая cтраница

Два лица одной группы, или вольный репортаж о недавних концертах Uriah Heep в Италии и России. Памяти Тревора Болдера посвящается.

Наш корреспондент Игорь Швейцер недавно побывал сразу на двух концертах Uriah Heep — в московском «Зеленом театре» и, меньше чем за месяц до этого, в театре же итальянского города Падуя. Эти два выступления, столь близкие по времени, тем не менее, отделяет друг от друга нечто гораздо большее.

Концерт в Италии казался уникальным по одной причине — в Падуе завершалось мини-турне с участием Джона Лотона, который подменял нынешнего певца «Хип» Берни Шоу. К московскому выступлению Берни вернулся, но незадолго до него стало известно о том, что из жизни ушел басист группы Тревор Болдер. И все изменения в составе команды предстали уже в ином свете…

Любимые артисты на то и любимые, что ты готов ради них на многое. Собственно, не совсем ради них – делаем ведь мы в этой жизни всё ради себя, но стимулом зачастую служат другие. Признаваясь в сильной любви к Uriah Heep, автор акцентирует внимание читателей: это любовь не к славе или громкому имени, но к определённым людям и определённой музыке.
Скажем, тот состав, что без каких-либо изменений просуществовал около 20 лет, порой вызывал симпатию, — когда создавал свои хорошие песни и не стеснялся их, — порой сдержанное раздражение. Причина оного – не самое корректное исполнение классики и вообще неполное соответствие громкому легендарному имени в плане имиджа и музыки. Иное дело – классический период, тут всё было либо хорошо, либо прекрасно.

Период творчества Uriah Heep с вокалистом Джоном Лотоном — хороший. Это уже не пик величия коллектива, но золотые брызги всё ещё нет-нет, да отлетали от по-прежнему струившейся водопадом музыки группы. И заслуга певца в этом была огромной: голос Джона волшебным образом окрашивал даже не самые яркие и свежие идеи, коих хватало у группы конца 70-х. Конечно, дело было не только в мистере Лотоне, но именно с ним группа звучала по-особенному. И вот он снова на гастролях вместе с «Хип». Нет, это не полноценное участие, но и не гостевое, когда человек выходит на сцену, дабы спеть пару строчек и получить свою порцию аплодисментов. Джон во второй раз в истории подменял Берни Шоу в серии концертов, на сей раз – европейских. «А что, ведь здорово было бы увидеть его в составе настоящей группы, а?!» — подумалось сразу, как только пришла новость. Что у страстного поклонника на уме – то может вскоре случиться наяву.

В итоге был выбран живописный итальянский городок Падуя, где как раз завершалась та часть гастролей, в которой принимал участие Джон. Спустя относительно недолгое время, проведенное в российском самолёте и итальянских поездах, моему взору открылась Падуя. «Где же этот Grand Theatre Geox?» — интересовался я у местной публики, глядя в подробную карту места. Оказалось – не в центре. Даже не в самом городе, если говорить чисто технически. Если есть такое понятие – Greater London, то расположение арены – как раз в Greater Padova. То есть за их окружной дорогой, где-то на отшибе, там, откуда транспортом после концерта точно не выберешься. Не без труда был найден нужный автобус, который ходит из исторического центра в сторону зала примерно два раза в час, и то не всегда. К счастью, в самом автобусе встретилась миловидная и любезная итальянская девушка Лара, которая, как выяснилось, тоже ехала на «Хип», и потому взялась выступить в роли проводника по местности пустырно-поселкового характера. И вот, наконец, мы на месте.
Сам «Гранд Театре Джеокс» оказался немаленьких размеров ангаром, отдаленно напоминающим нечто среднее между цирком и московским «Крокусом». Только зала столь большого здесь нет, как нет и солидных кресел с пафосной обивкой. Впрочем, всё очень пристойно – вместимость, на глаз, около двух тысяч. Как же заполнить такой холл, если в тихом и уютном городке не видно ни одной афиши?

Перед концертом – встреча с Джоном и его очаровательной супругой Ирис. Большая человеческая радость. Ирис тоже сомневается, что придёт много народу: «Они сказали, что продано всего 400 билетов. Мало. Хотя не так мало, как в Австрии, где пришлось из-за этого отменить один-единственный запланированный концерт». Переживания этой милой немецкой женщины напрасны – в итоге в зале собралось куда больше публики, нежели она опасалась. А почему бы и нет – билеты стоят от 23 до 34 евро в не самой бедной Европе, и если у людей есть интернет или хотя бы друзья-пользователи – они попадут…
Мы за кулисами, общаемся с Джоном и Ирис. Проходит Мик Бокс, Джон представляет нас и говорит, что я намерен рассказать о событии читателям «ИнРока». “Igor , I tell ya’, it’s gonna be amazing!” – с характерным акцентом говорит про будущий репортаж и концерт никогда не унывающий Мик. Говорит так, словно знаком с тобой всю жизнь. И ты веришь. И хочешь соответствовать.

Тем более, что многое в данном случае будет в моей жизни впервые: первый концерт за границей, первый раз, когда я увижу вживую «Хип» с Лотоном , и первый же раз, увы, когда на сцене не будет привычных нам Ли Керслейка и Тревора Болдера – по сути, того мотора, что сообщал динамику группе в течение 30 лет. Лишь несколько дней спустя я узнаю, что Тревор уже никогда не вернется в «Хип», а до концерта Ирис и Джон говорят, что и Берни, и Тревор поправятся… Пока же в ожидании концерта новой старой группы думаю о том, как всё это будет выглядеть, не окажется ли это выступление «Хип» привычным в наши дни аттракционом из серии «старички решили подзаработать».
К счастью, совсем не оказалось. Едва ли можно говорить о множестве общих деталей, роднящих классический «Хип» с Лотоном и этот, но оба ветерана из легендарных 70-х очень старались и – что самое главное – явно получали удовольствие от происходящего, благо публика итальянская очень благодарная.

Сет-лист концерта в Падуе 12.05.2013 г.: Against The Odds/The Hanging Tree/Falling In Love/Stealin’/Sympathy/Rain/The Wizard/Free Me/I’m Alive/Gypsy/Look At Yourself/July Morning/Lady In Black; Encore: Free & Easy/Easy Livin’.

Не буду скрывать, я примерно знал, чего ожидать как в плане репертуара, так и по качеству, ибо видел выложенные в интернете фрагменты других концертов турне. Но разве это сравнимо с личными впечатлениями? Отринув эмоции, коих было много, резюмирую сразу: концерт на твёрдую «четвёрку». Кое-что, в частности, первая вещь – явно не козырной номер Джона, песня не в его манере. Иные композиции просто не соответствуют стилю игры Рассела Гилбрука, который даром что давно уже в «Хип», а всё равно пытается играть нечто среднее между чуждыми музыке UH неопрогом и металлом. Иногда слушается нормально, иногда – особенно в «Sympathy» – его бит порождает ощущение, что парень просто не попадает в ритм. Зато человек он, судя по всему, хороший. В нынешнем «Хип» вообще плохих или сложных людей нет. Это почти семья, насколько я смог заметить, пребывая довольно долго на территории музыкантов…

Как ни странно, «металлист» Дэйв Риммер (он некогда играл в Zodiac Mindwarp), занимавший правый угол сцены, оказался куда более кстати, чем его предшественник из «прогрессивных» коллективов Джон Джоуитт. Он «шагал» по пассажам с помощью своих длиннющих пальцев как раз в той «джазоватой» манере, что сделала басистов Uriah Heep знаменитыми. Тревора, бесспорно, очень не хватало, но замена казалась адекватной. Фил Лэнзон держался несколько скромнее обычного, однако развернулся вместе с Джоном во время исполнения «Rain». А вот «Gypsy» лишилась традиционного для этого состава длинного соло на клавишных. «Какое соло?» — в характерной, немного странноватой манере ответил мне Лэнзон уже после выступления. – «Многое меняется, то, что было раньше, мы поменяли, чтобы затем оно поменялось снова». Так вот, полушутя, полузагадками говорит этот высокий седой джентльмен с ореолом таинственности…

Но хватит, пожалуй, деталей: где еще вы, в конце концов, увидите и услышите, как «Хип» играют репертуар 1977-78 годов с оригинальным певцом? А если вы родились в совсем далёкой от рока стране и не совсем в правильное для прослушивания классики рока время – тогда как быть? Мистер Лотон в тот вечер предстал во всём великолепии – и иного от певца его масштаба никто не ожидал. Возраст над ним почти не властен, он и сегодня может перепеть многих из числа более молодых вокалистов – и по части дыхания, и по диапазону. И у него очень много энергии. Жаль, что он больше не поедет с «Хип» на гастроли – российская публика, наверное, оценила бы такой вариант высоко. Но Джон и Ирис говорят, что круг как бы замкнулся, с «Хип» всё начиналось, с ними и заканчивается. Однако никогда не говори никогда, не так ли?..

Во время шоу казалось, что Джон никогда и не покидал группу, он явно пребывал на сцене в компании друзей, которые понимают друг друга с полувзгляда и рады общению. «Ох, и тяжело же будет Берни возвращаться обратно после такого певца», — подумалось в тот вечер. И, наверное, основному вокалисту группы и правда было тяжело – но, к сожалению, не по этой причине. Вокал Берни по-прежнему хорош, но ситуация изменилась. Впрочем, не будем забегать вперед…

А в Падуе на сцене полноправным хозяином был… нет не Джон или Мик, но дух старого-доброго «Юрайхипа». Лотон очень удачно пел как свои номера, так и кое-что из Байрона. Особенно удались «Rain» (просто сказочный вариант) и «Gypsy»; исполняя её, в строчке “Father was a leading man, he said “you’re not welcome on our land””, Джон, для пущей убедительности, красноречиво выставил средний палец, объясняя, куда цыганский папа послал незадачливого любовника своей дочери. Словом, наш герой явно был в ударе! Другой герой – Мик – не отставал в хулиганско-шутливом поведении, иногда подбрасывая гитару известным местом и порой осеняя публику жестами, похожими на шутливое крещение. При исполнении на бис «Free ’N” Easy» — единственной вещи, написанной тандемом Лотон-Бокс, на сцену, для «хэдбэнгинга» (трясения головой и прочими частями тела) поднялись особи женского пола, и весьма задорно отплясывали, то и дело норовя поцеловать и обнять гитариста. Что ж, Мик заслуживал! Да и вообще итальянцы и не только, пришедшие на концерт, своим более чем приличным и доброжелательным поведением заслужили ту группу, что была у них в гостях 12 мая 2013 года.

Бесспорно, концерт «Хип» в любом составе – мероприятие очень высокого качества, но рискну предположить, что тот, на котором побывал я – особый, исторический. По ряду причин, описанных выше, и не только… После концерта праздник за кулисами продолжился, представители организаторов (по-видимому, концертного зала Grand Theatre Geox) поднесли группе огромный торт с мороженным, и благодаря гостеприимству артистов, автору удалось попробовать его и не только его в компании Джона, Ирис, Мика и еще нескольких поклонников-друзей группы из разных стран, включая США. Однако праздник хоть и был продолжительным, но предсказуемо закончился. Музыкантам предстоял 6-часовой ночной переезд в Цюрих, а оттуда – перелёт в Лондон, репортёру – пеший путь домой по богом забытым окраинам Падуи. Однако перед прощанием – контекст беседы вспомнить, ввиду позднего часа и выпитого с радушными музыкантами, сложно – Мик, отойдя в гримёрную и сверившись с каким-то своим расписанием, пригласил на ближайший московский концерт: «Это будет 6-го июня, Игорь, — придёшь?» Разумеется, ответ был утвердительным, но еще долго я пребывал в уверенности, что седовласый рокер что-то перепутал, так как нигде, включая сайт группы, не было анонсов. Потом, вскоре, не стало Тревора Болдера, — и я подумал, что теперь-то уж точно ничего не будет. И снова ошибся.

6 июня «Юрайя Хип» внезапно оказались хедлайнером концертной программы бесплатного для зрителей фестиваля «Арт-футбол». Началось шоу в «Зелёном театре» Парка Культуры им. Горького в 6 часов вечера, но сначала это были совсем не рокеры, но диджеи, а также играющие в футбол артисты из Эстонии и Японии. Они развлекали публику до 10 вечера, затем наступил «хиповский» час. К этому времени публики собралось уже несколько сотен человек – и пришло бы больше, знай люди о таком событии, к тому же, со свободным входом. Сет-лист, с возвращением Берни Шоу и учётом хронометража, претерпел серьёзные изменения.

Сет-лист в Москве, 6.06.2013 г.: Intro/Against the Odds, Overload, Stealin, Between Two Worlds, Gypsy, Look At Yourself, July Morning, Lady In Black, encore: Easy Livin’.

Музыканты, которых я увидел на сцене тем вечером, также отличались от группы, гостившей в Падуе. Тот, кто не знал об их обычном настроении, равно как и о постигшей их утрате, едва ли заметил перемены. Ибо держались они хорошо, играли здорово, Берни, даром что располнел, абсолютно не утратил певческих способностей. Однако, хоть фронтмен и пытался веселить публику фразами вроде «По всей Европе небо писает, а у вас, ребята, солнышко светит!», остальные выглядели заметно сдержаннее обычного. Правда, ни одного слова о Треворе сказано не было, но, вполне возможно, что именно ему негласно была посвящена «Between Two Worlds», изначально сочинённая в память о Дэвиде Байроне и Гари Тэйне. Преемник покойных легенд четырёх струн, Дэйв Риммер, вновь выглядел более чем убедительно, однако осознание факта, что Тревор уже не вернётся, заставило иначе взглянуть на этого татуированного, крайне худощавого брюнета с большим орлиным носом. Он ведь почти не поёт, да и к игре его, хоть она и хороша, все равно надо привыкать. К тому же, с уходом, — спасибо, что просто из группы, а не в мир иной, — Ли Керслейка, «Хип» и так лишились не только аутентичного ударника, но и важного бэк-вокалиста. Не менее важен был и Тревор. Что в остатке? Безусловно, Мик Бокс, — как бы цинично это ни звучало, — к потерям привычен, и группа будет продолжать, пока её лидер в силах и хочет. Что он в силах и хочет – сомнений нет, но на шлифовку этого состава потребуется какое-то время. Если, само собой, не возникнет необходимость найти иного басиста.

Однако профессионалы на то и профессионалы, чтобы подтверждать свой уровень всегда. И «Хип» в очередной раз подтвердили. Однако после концерта довелось услышать разные мнения от самых разных людей. Говорили, что «очень громко», что «Мик играет великолепно», что «харизма почти ушла», что «песни периода Берни на фоне классики не слушаются». Лично мне кажется, что претензии почти беспочвенны. Да, харизма Берни и Дэйва Риммера действительно несравнима с оной у молодых Байрона, Хенсли или Тэйна – но это не новость, за двадцать с лишним лет пора перестать брюзжать и признать, что эта версия «Хип» тоже весьма хороша, хоть и иная по энергетике. И песни их хороши. Просто другие. И в сет те же «Against The Odds» и «Between Two Worlds» вписываются очень достойно…

Бросилась в глаза новая атрибутика: кто-то подсуетился, и спустя каких-то 3 дня после похорон Тревора уже вовсю в Москве продавались футболки с шаржами участников новейшего состава. «Всего лишь» 50 долларов за черненькую маечку с беленькими рисуночками, в то время как в Падуе можно было нечто покрасивее купить за 20-30 евро. Да и вопрос уместности такого сувенира открыт. Впрочем, судьёй быть не хочется. Но такой подход значит лишь одно: шоу продолжается в любом случае, кто бы ни пришёл и не ушёл, и еще одна страница истории «Юрайа Хип» была недавно перевернута. Группа по-прежнему шибко занята гастрольной деятельностью и, кажется, ничто не способно остановить процесс. Они, словно Карлссон, который живёт на крыше, снова улетели и снова обещали вернуться в Москву. На сей раз – в октябре.

Игорь ШВЕЙЦЕР
Фото автора.

Общее впечатление

hard rock,John Lawton,Padova,Uriah Heep,Зеленый Театр,Москва,

Игорь Швейцер

Игорь Швейцер