Tyr в Москве: Викинг-блюз
heavy,progressive,Tyr,viking metal,Москва,Релакс Викинг-металлисты Tyr прибыли к нам с далеких Фарерских островов, затерянных где-то между Норвегией и Исландией. Хотя в Москве они должны были чувствовать себя как дома – декабрь, вечер, темно, вовсю валит ставший редкостью у нас снег.
Фарерцы будто притащили его с собой, как декорацию, и каждый прошагавший десять минут от метро до клуба «Релакс» уже проникался настоящей «нордической» атмосферой.
В своем жанре Tyr – ребята необычные, и даже не в силу экзотичности происхождения. Хотя и сами по себе Фарерские острова стоят рассказа.Это крошечный рай на Земле, где тысяч сорок потомков викингов наслаждаются жизнью в социально-ориентированном государстве по-скандинавски, где сочетаются высокие технологии и традиционный уклад жизни, а фольклорные песни живут не только в музеях, но и в быту.
Рок-музыкантов там, конечно, раз, два и обчелся, и характерно, что встретились наши герои не у себя дома, а в Копенгагене, где учились в разных заведениях; на тот момент лидер группы Хери Йонсен только что открыл для себя Dream Theater, но это не имело столь пагубного воздействия на его сознание, и он не стал создавать у себя в Торсхавне «свой маленький дримтеатр», вместо этого попробовал скрестить народную фарерскую музыку с хэви-металом. А уж «прогрессивность» была уже заложена в самой структуре этих песен. О том, что у них получился викинг-метал, наши герои узнали уже позже, от издающего лейбла.
Так или иначе, мы с Костей Чиликиным (headbanger.ru) успели немного поговорить со Хери и компанией перед концертом. Ребята оказались вполне свойскими (а кто бы сомневался!), с хорошим английским, только вот поначалу трудно было понять, кто есть кто, и поначалу повернулись к «главному», певцу/гитаристу Хери Йонсену, боком, и задавали вопросы их басисту Гуннару Томпсену, наиболее пухлому и представительному из всей компании. А во втором гитаристе Терйи Скибенаэсе, насквозь протатуированном и с панковской стрижкой, можно было заподозрить скорее участника группы «Тараканы», чем фарерца и викинга. Но внешность обманчива…
Немалую часть разговора заняло обсуждение разного рода «идейных» вопросов. Ясно, что творчество Tyr базируется на скандинавской мифологии, но настоящими язычниками себя они не считают – скорее атеистами. Пару лет назад команду некие немецкие критики даже обвиняли в неофашизме, чему они посвятили одну из новых песен «Shadow of the Swastika», где предлагают «поцеловать нашу скандинавскую задницу» всем подобным обвинителям. По мне, лучше бы они всё-таки помолчали, потому что без этих странноватых оправданий лично я бы в жизни ни в чём подобном их не заподозрил, а так всё-таки «осадочек остался».
А еще перед интервью мы с Костей слегка поспорили, как же правильно произносить их название – «Тир» или «Тюр». Оказалось, мы оба правы — в исполнении фарерцев это звучало как «Тюир», с неким средним между «у» и «и» звуком. «Лучше произносите «Тюр»» – сказал Терйи, услышав, как я пытаюсь повторить за ним правильный вариант.
Сам концерт начался с получасовой задержкой. Сперва некие полуодетые девицы в коже исполняли своего рода танец живота под метал-хиты. Оригинальный разогрев для викинг-концерта… ладно с «неонацизмом», но, по крайней мере, подозрения в нетрадиционной ориентации героев вечера как-то поутихли. А пока можно было побродить по залу и поглядеть на возрожденный «Релакс» (еще полгода назад на его привычном месте был клуб «Табула Раса», ныне, похоже, закрытый навсегда). Заведение лишилось балкончиков, потолок стал заметно ниже, а будка звукорежиссера оказалась сбоку за сценой. Радости в том, конечно, маловато. А так – всё по-прежнему. На ларьке с мерчем можно было разглядеть не только майки и диски, но и забавный не то флаг, не то скатерть из мешковины, с фарерским крестом и лого группы. На концерте кто-то уже вовсю им размахивал.
Стартовали Tyr со материала свежего диска «The Lay of Thrym» – бодрого, почти пауэр-металлического, авторского материала с высокими хоровыми распевками. Часто бывает, что команда, записав целую гору бэк-вокальных дорожек дома в студии, живьем теряется – фарерцы же пели все четверо, слаженно и без помарок, и концертное звучание их ничуть не проигрывало студийному. Вообще уровень группы в хорошем смысле слова поразил – видимо, большая гастрольная практика помогает. Посетители концерта в Петербурге, прошедшего днем раньше, сетовали на вялость исполнения и плохой звук; видимо, скандинавы учли ошибки и вовсю «работали с публикой», особенно выкладывался басист с улыбкой во все щёки. Порой он едва ли не сваливался в зал! Звук же был в целом пристойным (за пультом сидел старый знакомец Сергей «Саркванар» из Crystal Abyss), хотя иногда происходило нечто странное с микрофоном – то ли звук исчезал из порталов, то ли был в противофазе, в общем, вокал Хери доносился едва-едва, но сильные подпевки других участников спасали ситуацию.
Первой вещи у Хери возникли какие-то непредвиденные проблемы с гитарой, так что он быстро метнулся в гримерку их исправлять, а оставшиеся музыканты начали импровизировать в блюзовом духе. «Викинг-блюз!» – обрадовался вернувшийся к микрофону Йонсен и начал, в том же блюзовом ритме, давать какие-то указания звукорежиссеру.
Всегда интересно смотреть, как ведут себя музыканты в подобных внештатных ситуациях. Одни теряются, другие не могут сдержать злости (даже если на лицах у них приклеены сценические улыбки), а третьи, как Tyr, воспринимают неполадки с улыбкой, как приключение, которое можно как-то обыграть. И это самый лучший и самый естественный выход…
Конечно, Tyr не назвать величайшими шоуменами, но тому есть вполне естественные причины. Во-первых, каждый из музыкантов участвует в подпевках, а значит, большую часть времени прикован к микрофонной стойке. Во-вторых, в клубе «Релакс» сцена, прямо скажем, невелика, да к тому же в этот раз по бокам ее наверху стояла колоритная пара байкеров-охранников. Оба бритые, оба пузатые, в коже, с бородками, только у одного она темная, у другого – рыжеватая, они стояли по бокам, как два атланта по краям дворца или храма. Конечно, видеть такое куда естественней, чем стандартного охранника в черном костюме, но часть сценического пространства они «отъели». Да и на музыкантов стоит посмотреть, даже если они не делают на сцене «пирамиду». Например, когда вы еще видели, чтобы у викинг-метал-команды были два семиструнных «Ибанеза» (!) и шестиструнный бас (неопознанного производителя)? А как Хери, исполняя куплет песни, играл при этом ритм на гитаре… тэппингом? Словом, чувствуются прогметаллические корни, они, родимые…
После хитового блеска нового альбома музыканты вернулись к весьма ожидаемому фолк-металлическому репертуару. Великолепные «Regin Smiður» и (мою любимую у них) «Wings of Time», кажется, пели все, хотя ума не приложу, как это у публики получалось! Трудно запомнить не то что слова песни, а даже их названия, и уж тем более – сложные, ломаные конструкции, где чередуются длиннейшие строфы разной длины со странными ритмическими акцентами. Особенно интересна «Wings of Time», где Хери и компания соединили народную песню «Grímur á Miðalnesi» с мелодией и текстом собственного сочинения. В обеих частях речь идет об одном и том же – об ускользающем времени, о прошлом, которого не вернуть… Почему-то скандинавам, будь то хоть Tyr, хоть их куда более нежные исландские сородичи Arstidir, так хорошо удается поймать это ощущение…
Хороши у Tyr и более типичные хэви-метал-боевики, посвященные то похождениям древних скандинавских королей и языческих богов, то более современным событиям («Take Your Tyrant»), прокралась в их творчество даже одна «пивная» баллада, что странно, ирландская («The Wild Rover»).
Но это скорее исключение, и, кстати, возможная причина того, что в «Релаксе» в этот вечер было далеко до аншлага. Tyr далеки от среднестатистический викинг-метал-группы: они совершенно не используют скрим/гроул, в их саунде нет фольклорных инструментов типа флейты, скрипки и т.п., они далеки и от плясового алко-фолка, и от идейной одержимости истинных язычников. Это просто яркая и одаренная команда, нашедшая свою интересную «фишку». Одна из тех, благодаря которым совсем не стыдно за современный хэви-метал. Таким самое место в какой-нибудь рубрике «Легенды будущего», напечатанной лет пять назад, чтобы теперь можно было бегать вокруг и говорить: «Вот, я же предсказывал!» Хотя в такие рубрики почему-то всегда попадают персонажи, которых через год и не вспомнишь…
Владимир ИМПАЛЕР
Фото – Наталья Решетникова
Благодарим Евгения Силина («Alive Concerts») за аккредитацию.