The Thing: Боевое искусство
avant jazz,Foreign,Mats Gustafsson,The Thing,клуб Дом,Москва «Спасибо вам за ваш шум, и за тишину тоже», — так поблагодарил публику после концерта саксофонист и лидер трио The Thing Матс Густафссон, только что щедро одаривший слушателей шумом и весьма дозированно — тишиной. Хотя музыки и в том, и в другом было достаточно.
Интересно, на каком еще концерте прямо перед началом друзья (встреченные, кстати, в невероятном множестве) спрашивают, а не боюсь ли я того, что будет сейчас играть? Ну, я ответил, что после 8-часовых брутал-метал-сейшенов в клубе «Релакс» лет десять назад мне (и моим ушам) уже ничего не страшно, не повредит и не улучшит.
Интересное дело, организаторам (а это двое энтузиастов-поклонников прогрессив-рока, Борис Люлинский и Кирилл Полонский) удалось как-то решить две задачи. Первое, донести до потенциальных посетителей информацию о концерте. Второе — создать у них же заинтересованность в этом концерте. Да, Матс Густафссон — один из именитейших современных авант-джазовых саксофонистов. Но сколько раз бывает, что приезжают не менее титулованные артисты и выступают в полупустых клубиках, просто потому, что информация завязла где-то по пути. А тут — всё отлично, «Дом» прямо-таки трещал по швам, человек 250, а то и больше. Собрался весь наш авант-бомонд, именитые критики, музыканты, меломаны всех возрастов — и почтенные дедушки, и даже дети.
Предварял концерт джазовый критик Дмитрий Ухов с краткой речью, сказанной без микрофона, просто в зал. По его словам, и сам концерт тоже никак не подзвучивается, а расставленные микрофоны у барабанной установки и в центре зала — только для записи концерта. Похоже, так и было, хотя контрабас всё-таки был подключен к комбику (хотя бы ради эффекта фидбека, которым музыкант активно пользовался).
Описывать происходящее не возьмусь — я не джазовый критик, просто перескажу ощущения. Первое — начало мгновенно, словно ныряешь в холодную воду, никаких вступлений, раскачек, а сразу минут 10 яростного «рубилова» всех троих музыкантов, в котором лишь иногда проступали какие-то ритмические и риффовые структуры. Следующая вещь была более, скажем так, оформлена, и основывалась на некоем, судя по всему, африканском ритме, но поданном со всем возможным зверством. Прелестное барабанное соло и контрабасовые измывательства на спущенной нижней струне, уже упомянутые фокусы с фидбеком, демонстрация всех спектров возможного звукоизвлечения из саксофона — от «ударных» хрюканий до пения и сущего «носонойза». Поначалу было как-то не по себе от того, что слышишь, чуть ли не на одном уровне громкости с инструментом, и все побочные эффекты — хрюкания, сопения и пыхтения Матса. Потом это даже начинает нравится — словно видишь музыку не в виде очищенного и полностью приготовленного блюда, а как сырого, только что разделанного зверя с костями, жилами и хрящами вперемешку. Кстати, о мясе — в середине сета Матс похвастался тем, что его трио — единственное, которое удостоилось эндорсмента от… какого-то техасского барбекю-бара. Он даже подарил артистам майки со своим логотипом, в которых они щеголяли.
Еще наблюдения. Барабанщик Пал Нильсен-Лав — самый деловой из всех, до и после концерта он обитал за стойкой с дисками. «Покупайте наши products»… — говорил в перерыве Густафссон, и забавно, как по-разному артисты называют свою музыку. CDs, releases, albums, music, stuff, что угодно, и вот еще и «продукты». И, судя по ассортименту, Матс и Ко. наваяли этих продуктов в стахановских количествах…
В самом начале подумалось, что где-то я этого товарища с саксофоном видел… покопавшись в воспоминаниях, сообразил — да мы же видели его два года назад в Швеции, в составе проекта Fire. Там, правда, Густафссон в основном был задействован в качестве клавишника и электронщика, но музыка была, может, чуть более «регулярной», но тоже вполне изощренной и интересной. The Thing, конечно, позабористей.
А главное, что меня поразило — хотя я допускаю, что это лишь плод воображения — вид человека, который отчаянно заставляет себя НЕ ИГРАТЬ. Покрасневший, с выпученными глазами, буквально трясующийся от распирающих его чувств Матт держит саксофон и, казалось бы, вот-вот поднесет его к губам, чтобы ответить на соло контрабасиста чередой пронзительных визгов, но усилием воли отводит его в сторону, и продолжает вот так вот смотреть, трястись и кипеть от возбуждения. Его бы силу воли — многим нашим виртуозам!
Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Юлия Григорьева.
Благодарим Бориса Люлинского за аккредитацию.