The Aftermath: Зачарованный декабрь
KM Studio,Local,singer/songwriter,The Aftermath,Москва,обычный Дуэт The Aftermath по описанию кажется чем-то совершенно фантастическим. Две девушки-ингушки, Фатима и Таита Матиевы, родом из города Грозного, по образованию — математик и филолог, играют и поют на английском языке вещи собственного сочинения, вдохновленные Диланом, The Beatles и Эриком Бердоном (плюс еще длинный-длинный список).
Выпустили уже два альбома, играли на «Пустых Холмах», в московских блюзовых клубах, и вот теперь — скромный квартирник на студии Алексея Денисова ака Matraskin, известного московского звукорежиссера.
Студия — она же дом, где находится — кому надо, тот знает, и этих знающих — наверное, весь московский блюзовый, фолковый и прочий рок-андеграунд, который некогда в этой студии записывался, чаевничал и просто, как и я сейчас, слушал хорошую музыку в доброй компании. Квартирник — понятие, как правило, более массовое — в команде у Матраскина уместилось человек 10, думаю, больше — было бы трудно, хотя, по словам Алексея, туда влезало и тридцать. Было это давным-давно на концерте Умки. «И что, не разнесли весь подъезд хиппи-то?» — «Да нет, но съели всё, что было в доме. Макароны сухие съели, муку съели, даже крахмал съели!»
На этот раз крахмал не понадобился — Матраскин вовсю угощал чаем-кофе-печеньем, и собравшиеся тоже не очень походили на хиппи. Несколько ингушских фэнов, трое видеооператоров, решивших заснять всё происходящее для истории, среди которых — блюзовый энтузиаст Вадим Подымский, как раз вспоминавший появление The Aftermath на московской сцене. Когда сестры только появились в столице и обратились к кому-то из московских блюзменов — мол, вот мы, играем-поем, никого здесь не знаем, где бы нам выступить? Откликнулся Алексей Денисов, взявший дуэт под свою опеку. В первый раз они появились в Москве в 2006-м, для издания диска. Обратно домой сестры увезли от Вадима… целый чемодан блюзовых дисков, которые, как можно догадываться, сильно повлияли на их музыкальный мир. А родные потом недоумевали — мол, что это такое, диски? И это? И это? Куда их столько?
В 2007-м с подачи Матраскина группа выступила в Калужской области на «Пустых Холмах» в рамках блюзового блока где-то под утро. Сестры ждали своей очереди всю ночь, очень продрогли, в общем, первый «блин» получился слегка подмерзшим. Почти год спустя, в мае 2008-го, были первые концерты в Москве — с Дмитрием Казанцевым и группой Dr.Nick в клубе «Дом у дороги». Второй концерт был уже с Русланом Чифуровым и группой «Паспортный стол», и на нём я даже был…
Наконец все запаздывающие подошли, и выступление началось. К дуэту сестер прибавились двое — перкуссионист Кирилл Степаненко (дарбука плюс перкуссионный сэмплер) и Наталья Скворцова (Красный Норд, а то!). И если перкуссия в целом не сделала погоды, то участие Скворцовой стоит отдельных слов…
Но сперва о самих Матиевых. Выступления у них редки, и это чувствуется — по тому, как робко, застенчиво ведут себя сестры, как поет мимо микрофона поначалу Таита, забывает подключить гитарный шнур при смене инструмента, и взволнованно перекладывает листочки с текстами Фатима, обсуждая, что будет спето дальше. (Сестры даже забыли одну из вещей, намеченных где-то в середине сетлиста, и спели ее на бис). После двух песен эта робость прошла, выровнялся и звук (поначалу голоса совсем тонули в миксе), но осталась лучшая сторона этой «незаигранности» сестер: свежесть, открытость, ощущение, что каждая вещь звучит так, словно ее только что сочинили и спешат передать пойманное чувство слушателям.
Поначалу солировала Таита (она же одна из них играет на гитаре), ее голос острее, звонче, экспрессивнее. Фатима поначалу ограничивалась подголосками, но когда подошел черед песням с ее ведущим вокалом, то раскрылся во всей красоте и ее голос — более приглушенный, хрупкий и нежный. А самое лучшее — взаимодействие двух вокалов, по-сестрински похожих и в то же время разных по характеру. Матиевы знают толк в двухголосии, которое отнюдь не ограничивается гармониями — второй голос может вести свою мелодическую линию, подчас даже со своим текстом. Всё это, очевидно, влияние американской фолк-роковой — singer/songwriter’ской традиции, на которой сестры и выросли… Влияния блюза, как можно было бы ожидать, не так уж и много, а «этническая» составляющая и вовсе не прослеживается. Хотя где-то в репертуаре Aftermath есть песня на ингушском. Было бы интересно послушать и понять, как влияет фонетика языка на музыкальный стиль…
А в своей англоязычности сестры выбрали очень интересный и нешаблонный путь. Как правило, артист, решивший писать на неродном языке (если он не «билингва», т.е. человек, думающий на двух языках одинаково свободно), осознанно идет на некоторое огрубление текстов ради соответствия традициям жанра, и тексты эти состоят из готовых блоков, ключевых слов и фраз, подслушанных у «классиков» и скомпонованных по-новому. Aftermath же пишут нарочито простыми, почти детскими словами, словно взятыми из учебника, собирая из них свои собственные, на первых взгляд, нехитрые образы. Но в них чувствуется ухмылка, эдакая полудетская улыбка Сида Баррета. Творчество Aftermath — абсолютный эскапизм (а как еще, если родной мир сестер, довоенный Грозный, давно разрушен), бегство и в страну любимой музыки, «шестидесятническую» Америку, и в совсем уж придуманный, нарисованный яркими душистыми красками мир, где «апельсиновая подружка сидит под апельсиновым деревом и видит апельсиновые сны» («Orange Girlfriend» с первого альбома)… Совсем другая — прозвучавшая на концерте совсем новая вещь «Don’t Wanna Know Your Name», контрастирующая с остальными, отчаянная и резкая, когда на глазах певиц даже почудились слезы под конец. Здесь — какой-то сквозняк из мира реальности. «Мне неважно знать твое имя, а тебе — мое, ведь имена здесь ничего не значат!» — почти кричат девушки, переживая отчуждение, ситуацию, когда всех оценивают по его имени, происхождению, внешности, бирке… Хочется опять нырнуть с головой в теплое море сказки.
Эту сказку не меньше Матиевых помогала создавать Наталья Скворцова. Ее игра — удивительный пример интуитивного, на лету, понимания и творчества. Да, у них был опыт игры и записи раньше, и может, даже пара репетиций, но очевидно, что ничего, кроме последовательности гармоний, заранее предопределено не было, и то, что звучало из-под пальцев Скворцовой — рождалось здесь и сейчас. Наталья добавила песням, и без того ярким и мелодичным, плотную фактуру, заполненность, и музыка Фатимы и Таиты уже обрела черты психоделик-рока. Острые и яркие вибрафонные тембры добавляли саунду эдакой «винтажности». Порой, правда, клавишные даже заглушали вокал — издержки небольшого пространства комнаты.
После концерта сестры не могли сдержать радости по поводу игры с Натальей. «Бывает так, что играешь с отличными музыкантами, они делают всё, что надо — но не звучит, нет взаимопонимания. А вот со Скворцовой — всё сразу зазвучало как надо!» Надеюсь, этот их союз продолжится и дальше…
Уже когда часть зрителей разошлась, Таита вдруг всплеснула руками. «Ой, а мы забыли — наш подарок, новогодний сингл!» И раздали всем диск, где записана их вещь «Santa Claus», записанная к прошлому Новому году. Звучала она и живьем — и я впервые понял, что Санта-Клауса, оказывается, правильнее звать «Санта-Клоз»…
Сейшн на этом, однако, не закончился — пришли еще зрители, и специально для них Фатима и Таита под аккомпанемент Алексея Денисова на укулеле (!) сыграли, распечатав по-быстрому текст из интернета, «нетленку» «Stand By Me». В качестве перкуссии при этом служила толстенная книжица — биография Rolling Stones Билла Уаймана. Так что если бы эта запись потом увидела свет, в credits можно было бы смело написать: «Перкуссия — Rolling Stones. И прежде всего — Билл Уайман!»
Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Катерина Межекова
Для заинтересовавшихся. Сайт — http://aftermath.ru/about.html
Интервью с группой — http://www.holmi.ru/notes/?action=show&id=912
Послушать альбом «Charming October» — http://music.yandex.ru/#!/album/491117