Surfing Dog: Горячие собаки
avant rock,Local,Surfing Dog,Клуб,Москва,обычный Московских эстетов-меломанов сегодня не удивишь концертами импровизационной музыки, тем не менее проект Surfing Dog, собранный клавишником Lampa Ladino Григорием Сандомирским, заключал в себе некоторую интригу — прежде всего составом музыкантов, пришедших из несколько разных областей. А стало быть, интересен и результат их совместной «химии».
И если все эти музыканты встретились вместе на одной сцене лишь во второй раз (первый концерт Surfing Dog прошел в мае), то по отдельности они пересекались в самых разных проектах. Так, Сандомирский и Владимир Русинов играли вместе в составе Jumping Cats вместе с певцом Джоном Неметом, саксофонист Олег Маряхин, скрипачка Мария Логофет и барабанщик Кирилл Паренчук — в EXIT project, Сандомирский и Логофет — в «Лампе Ладино», Сандомирский, Логофет и Паренчук — в Goats Notes. Контрабасист Павел Протасов тоже играл с Сандомирским, правда, где именно, понять сложно — у Григория столько составов, что можно запутаться, кто, где, когда и с кем.
Итак, представьте себе эдакий часовой механизм из нескольких колесиков, каждое из которых цепляется за пару других, и всё это вместе довольно-таки весело работает. А поскольку сферы деятельности всех этих проектов разные, то и результат их смешения звучит свежо и разнообразно. Скажем, Jumping Cats — ортодоксальнейший блюз, EXIT project — этно-фьюжн, «Лампа Ладино» — этника (музыка сефардов, т.е. испано-еврейская), Goats Notes — авант-джаз. Как видно по составу, последние — самое большое по размеру колесико механизма, и самое близкое по идеям, т.е. по бескомпромиссно-импровизационному подходу. Surfing Dog, по словам музыкантов, хоть и репетируют заранее, но не договариваются перед концертом вообще ни о чём, ни о темах, ни о «развитии сюжета». Только во время самого концерта видно, как ритм-секция переглядывается, перешептывается о чём-то и обменивается смешками друг с другом.
И всё-таки «Собака-сёрф» не стала еще одним вариантом «Козлонот» со слегка измененным составом. Причиной, как мне кажется, стало участие Владимира Русинова — гитариста из блюзового мира, в то же время съевшего собаку (серфинговую) на блюзовых джемах, которые пусть и родственны авант-джазовым джемам, но всё-таки содержат в себе немного другие «культурные коды» и выразительные средства. (Стоит добавить, что его команда Jumping Cats выпустила на днях новый альбом «On The Roof», который рано или поздно будет на этих же страницах отрецензирован…) Сочный и яркий «семидесятнический» звук блюз-роковой гитары (иногда, правда, Русинов играл с характерным размыто-вибрирующим «серф»-саундом), приемы из блюзового лексикона, плюс классический хаммондовый саунд Сандомирского (у него пусть и современный электронный, но всё же хаммонд, с его фирменным «журчащим» звуком, с drawbars и всем, чем надо), плюс жесткая и эффектная ритм-секция.
Что в результате? Что-то среднее между блюз-роковым джемом 70-х годов и современным авант-джазовым сейшном. Когда Русинову удавалось разгуляться, было ощущение, что присутствуешь на каком-то из бесконечных концертных джемов Led Zeppelin. Когда на первых ролях был баритон-саксофон Маряхина, ассоциации были уже другие — с «кримзоновскими» импровизациями семидесятых годов. Логофет вносила долю авангарда — это ее стихия. Хотя если многие импров-проекты стараются прежде всего переполошить, оглушить и ошарашить слушателя, звучать максимально диссонансно, «колюче» и непредсказуемо, Surfing Dog оставался по большей части в «зоне комфорта» для слушателей.
Да, эксперименты тоже были — команда бодро переходила от задумчивой психоделии к громкому авант-року в духе Magma с агрессивным ритмом и криками в микрофон на неизвестном языке, блюзовый «медляк» сменялся вальсом, вальс — регги, Сандомирский играл на лягушке, Логофет барабанила пальцами по скрипке, Маряхин скрипел клапанами саксофона… И, разумеется, номера этого сейшена шли совершенно без пауз и без комментариев, и только закончив часовой сет, Сандомирский наконец поприветствовал публику и объявил музыкантов. Затем — небольшой бис и — до следующих встреч, которые обещают быть столь же спонтанными и непредсказуемыми. В этом вся их прелесть.
Владимир ИМПАЛЕР.
Фото автора.
Благодарим Владимира Русинова за приглашение на концерт.