Стив Вай и Evolution Tempo Orchestra: День рождения с оркестром
Август 4, 2013
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Стив Вай и Evolution Tempo Orchestra: День рождения с оркестром

guitar instrumental,Steve Vai,Крокус-Сити-Холл, Гитаристы-виртуозы к нам, прямо скажем, зачастили. Не успел отбыть Пол Гилберт, как пожаловал Стив Вай, на пятки которому уже наступает его учитель – Джо Сатриани.

Может быть, поэтому на концерте Вая в солидном сидячем «Крокусе» было до обидного мало народу. Боковые сектора в партере пустовали, хотя на балконе сидела публика (мечтавшая эти места занять). И это несмотря на то, что у Стива Вая было одно большое преимущество – настоящий эстрадно-симфонический оркестр. Всё-таки столь масштабными проектами могут похвастать не многие.

Тяга к симфоническому звучанию у Вая уже давно – даже в «обычных» концертах он умудряется использовать то пару скрипок, то арфу. В 2002 году Стив сделал программу с Токийским симфоническим оркестром, а в 2007-м выпустил «живой» (и двойной) альбом «Sound Theories», записанный с нидерландским Metropole Orchestra. Композиции из него, а также из новейшего «The Story Of Light» (2012) и составили основу концерта.

Румынский Evolution Tempo Orchestra тоже в грязь лицом не ударил: выглядел и звучал весьма эффектно. Слева – струнная секция, справа — духовая, посередине – клавишники и гитаристы, а все пространство за ними занимали ударные: рок-установка (за прозрачной ширмой), барабаны и различного рода перкуссия, маримба, вибрафон и ксилофон, а также гонг и оркестровые колокола! Чтобы озвучить всё это великолепие, понадобилось четыре ударника. А дирижер, Джордж Натсис, стоял довольно далеко от своих подопечных – на авансцене, фактически на одной линии с Ваем. Фактически, он был вторым солистом, пусть и безмолвным, да к тому же стоящим спиной – так артистичны были его движения, точна тактировка, и даже размеры типа 13/4 его не смущали.

Конечно, поначалу звук оркестра был слегка кашеобразный (особенно на балконе), и на слух трудно было отличить саксофоны от скрипок; изредка из всей массы прорезались отдельные сольные ноты. Но озвучить такой состав, понятно, дело сложное, к счастью, к середине концерта звучание прояснилось. Посреди этой массы пряталась гитара Стива – поначалу именно пряталась, но потом зазвучала певуче и переливисто, как соловей в обрамлении хора певчих птиц. Надо отметить, что наличие оркестра накладывало отпечаток и на манеру игры, и на поведение артиста – видимо, он чувствовал себя серьезным академическим музыкантом и не особо усердствовал с нагнетанием драйва и всякими рокерскими фишками. Но всё же иногда позволял себе пританцовывать – с истинно кошачьей грацией, переставляя ножки с пятки на носок и плавно двигаясь вдоль рампы. Да и в гитарных партиях не было акцента на «шреде» и всевозможном виртуозничаньи: наоборот, предпочтение отдавалось мелодичным, певучим линиям, а все запилы были к месту. Было довольно много медленных композиций, которые чередовались с энергичными «ударными» вещами, в которых весь оркестр звучал как единый «оркестра-хит».
Правда, сама музыка очень сильно отдавала американскими мюзиклами и прочей «бернстайновщиной». Это, конечно, на любителя, и отличается от «обычного» репертуара Вая, хотя и в данном случае автор всех композиций – он сам. Впрочем, всё это весьма удачно сочеталось со склонностью Вая к восточным мотивам и красочной тембровой игре. Возможно и еще одно сравнение – с Фрэнком Заппой, тоже большим ценителем разного рода звуковых экспериментов и симфонических инструментов. Правда, в отличие от Заппы, у Вая не было ни тени иронии, зато пафоса и гимничности… в общем, ровно столько, сколько нужно.

В распоряжении Вая было три однотипных «Ибанеза» (с характерной прорезью-«ручкой» на деке), которые, на взгляд непросвещенного зрителя, различались лишь расцветкой. После каждой композиции специальный мальчик уносил использованную гитару за кулисы и выдавал маэстро другую, настроенную, а предыдущую приводил в порядок. Хотя непонятно, как за одну песню можно так уж сильно расстроить гитару, но, видимо, активное использование «машинки» тому способствует. Лишь на одной из последних композиций Вай использовал другую электрогитару, на которой удачно имитировал звучание арабских инструментов, а затем сыграл еще и на акустике, под конец вернувшись к «Ибанезу», на котором сыграл… языком!

Завершила почти двухчасовое шоу одна из старых композиций Стива – 10-минутная «For The Love Of God», которую большинство слушателей встретило с горячим одобрением. Оркестр придал ей драматизма и напряженности, а соло гобоя прозвучало с неподдельной проникновенностью. Ведь, согласитесь, гобой – не тот инструмент, который каждый день услышишь на рок-концерте! Завершился же концерт веселым «бисом»: музыкант подходил к каждой группе оркестра и просил повторить замысловатые фразы на гитаре. В результате глиссандо скрипок, завывания духовых и дроби ударных слились в экстатической какофонии, к которой скоро присоединился и хор зрителей. Публика же устроила артисту стоячие овации – ведь в день концерта, самого по себе прекрасного, у артиста был день рождения! Отметив его на сцене, Стив Вай никому не отказал во внимании: пожал руки поклонникам перед рампой, раздал автографы и даже сфотографировал себя на чей-то айфон, который затем вернул счастливому владельцу. А букет цветов подарил скрипачке. Скромность украшает даже гитарных героев!

Frangelica Pt. 1 & 2 (только оркестр), Racing the World, The Murder Prologue, The Murder Velorum, Gentle Ways, Answers, Whispering a Prayer, The Attitude Song, I’m Becoming, Salamanders in the Sun, The Crying Machine, Lotus Feet, Bangkok, Fire Garden Suite I — Bull Whip, Fire Garden Suite II — Pusa Road, Fire Garden Suite III — Angel Food, Fire Garden Suite IV — Taurus Bulba. Бис: Liberty, For the Love of God. Бис 2: Kill the Guy with the Ball/The God Eaters.

Елена САВИЦКАЯ
Фото: Катерина Межекова
Благодарим Игоря Полякова (JC Sound) за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер