СКИФ’2014: Полторы ночи в лучших традициях
Foreign,к/т,обычный,Санкт-Петербург В последние годы главный авангардный фестиваль России несколько отошел от своих корней в сторону более модной и популярной музыки. Само по себе это не плохо, но все же прошлогоднее выступление синти-поп-команды Trust на фестивале, на который в прошлые годы публика приходила послушать Zu или Матса Густафcсона, выглядело несколько странновато.
Однако в этом году произошло что-то вроде «возвращения к корням»: в составе участников восемнадцатого «СКИФа» уже не нашлось места для модных инди-групп, зато сам состав оказался в лучших традициях фестиваля. Немного авангарда, немного электроники, немного безумств, плюс культовый хедлайнер (в этот раз – легендарные швейцарцы The Young Gods). Правда, количества участников хватило лишь на полтора дня (точнее, на полторы ночи), что поначалу наводило на грустные мысли – которые, впрочем, по ходу действа быстро рассеялись.
Фестиваль начинается с минимализма. В малом зале питерская группа «Смола» в необычном составе бас-бас-ударные рубит шумный и грязный рок, повторяя один и тот же рифф в течение нескольких минут. Тем временем на большой сцене выступает голландец Йозеф ван Виссем – его сет, напротив, оказывается тихим и умиротворенным. Музыкант играет на лютне бесконечно повторяющиеся короткие мелодические фразы, и хотя такая музыка здорово убаюкивает, довольно многочисленная публика реагирует бурными аплодисментами – особенно тепло встречают сыгранные на бис композиции из записанного ван Виссемом саундтрека к недавнему фильму Джармуша «Выживут только любовники». Видимо, эта картина немало поспособствовала успеху музыканта.
Затем наступает очередь хэдлайнеров. The Young Gods выступают в немного урезанном составе: только вокал, электроника и ударные. Правда, отсутствие гитар не слишком заметно: сэмплы настолько качественные, что с закрытыми глазами можно легко представить себе, что на сцене присутствует и «настоящий» гитарист. Такой минималистичный состав немного теряется на большой сцене, и визуально выступление группы не очень похоже на сет хэдлайнеров. Им, конечно, далеко до эпического размаха концертов тех же Swans – что, впрочем, нисколько не идет в ущерб музыке. The Young Gods и сегодня продолжают активную творческую деятельность, но в нынешнем туре они отдают дань своему славному прошлому, точнее – двум первым альбомам, “The Young Gods” и “L’eau rouge”. Немного электронного пост-панка, немного EBM и много рока или даже металла – сразу понятно, откуда растут ноги у Nine Inch Nails и Ministry образца начала девяностых. Фронтмен Франц Трейчлер шутит по поводу того, что группа уже, скорее, не “Young Gods”, а “Old Gods”, но подчеркивает, что, в любом случае, по-прежнему “Gods”. Что ж, этим вечером музыканты убедительно подтвердили свой высокий статус.
За «милые странности» на этом фестивале отвечала израильская певица с российскими корнями Мэри Очер. Девушка в очках с толстыми стеклами, облаченная в лифчик и высокую юбку, играет психоделические песни под аккомпанемент гитары или электроники. Она постоянно общается с публикой по-русски и забавно кокетничает. На первый взгляд все это кажется натуральным стебом, но песни, похоже, вполне серьезные. В любом случае, такая исполнительница не могла не полюбиться зрителям.
Скандинавскую импровизационную сцену представляет норвежское трио The Geordie Approach: саксофонист Петтер Фрост Фаднес, гитарист Крис Шарки и барабанщик Стол Биркленд. Группа играет в лучших традициях норвежской сцены (Puma и т.д.): рычащий примоченный саксофон, жесткие гитарные риффы, нойзовая электроника и прочие милые уху давних посетителей «СКИФов» вещи. При этом музыка звучит вполне доступно для неподготовленного слушателя – зачастую она довольно прямолинейна и даже танцевальна. The Geordie Approach отыграли мощнейший, практически эталонный сет. Все-таки выступления скандинавских импровизаторов – это события, которые не стоит пропускать.
Если на выступлении The Geordie Approach было шумно и весело, то группа с Канарских островов GAF (не путать с финскими грайндкорщиками!) отыграла гораздо более спокойный, но очень атмосферный сет. На большой экран проецируются психоделические картинки, а музыканты играют монотонный спэйс-рок, местами тяготеющий к эмбиенту, местами – к шугейзу, а местами становящийся практически танцевальным. Словом, трип удается на славу. Медитации продолжаются во время сета Hidden Orchestra – правда, этот коллектив работает уже в совершенно другой стилистике: даунтемпо, трип-хоп и ню-джаз. Двое ударников создают неторопливый грув под ухающие электронные басы, синтезаторное звучание разбавляется партиями фортепиано, скрипки и трубы. Звучит все это красиво и атмосферно, но все же в этой музыке довольно мало событий, и через какое-то время она начинает приедаться – все-таки подобные группы выигрышнее звучат в записи. Что, впрочем, не мешает успеху выступления Hidden Orchestra на этом фестивале.
Музыку немцев SchnAAk and the Rundu Choir можно было бы назвать мат-роком, если бы в ней присутствовал рок. Собственно, в своем основном проекте SchnAAk (без «хора») они как раз и тяготеют к гитарному звучанию, однако сейчас они склоняются к электронным экспериментам. Клавишник играет тихую психоделическую электронику, а барабанщик выдает головоломные ритмические партии. Тут повторяется ситуация с The Geordie Approach: музыка сложная и экспериментальная, но при этом вполне доступная и даже располагающая некоторых зрителей к диковатым танцам. В общем, авангардная часть этого «СКИФа» была великолепна – совсем как в старые добрые времена!
Ну и, конечно же, этот фестиваль не мог обойтись без каких-нибудь фриковских безумств. Их в полной мере предоставили эстонцы Winny Puhh. На сцене царит полный угар и шиза: группа выбегает на сцену в диких нарядах (включая носки на гениталиях) и начинает рубить ненормальный шумовой панк с верещащим вокалом. Впрочем, описывать их выступление бесполезно – лучше посмотрите записи на YouTube. Этот колоритный сет ставит в нынешнем фестивале яркую и жирную точку. Что тут можно добавить? «СКИФ» удался, качество возобладало над количеством, и теперь остается только ждать очередной встречи в следующем году.
Леонид КРАВЧЕНКО
Благодарим Ольгу (Центр Сергея Курёхина) за аккредитацию на фестиваль.
В оформлении материала использованы фотографии экспонатов Музея Митьков в Санкт-Петербурге.