Progressive Nation at Sea’2014: Праздник, который навечно с тобой
Апрель 19, 2014
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Progressive Nation at Sea’2014: Праздник, который навечно с тобой

Вот уже месяц прошел с того момента как я сошел на землю в порту Майами, и, в последний раз бросив взгляд на расписной борт шикарного океанского лайнера «Norwegian Pearl», отправился переваривать впечатления, которых к тому моменту накопилось столь много, что они были готовы взорвать меня изнутри.

«Progressive Nation at Sea 2014» – праздник для всех фанатов прог-рока, подаренный компанией «Sixthman» и Майком Портным. Более сорока исполнителей со всего мира, сливки мирового прог-движения, включая таких монстров как Transatlantic, шведские гранды в лице The Flower Kings, Beardfish и Pain of Salvation, знаменитый канадец Девин Таунсенд, английские Anathema и Haken, американские Bigelf и The Dear Hunter, сладкозвучная голландка Аннека ван Гирсберген, успевшая за последние годы приобрести культовый статус польская Riverside, виртуозы прог-металла Periphery, Animals as Leaders, The Safety Fire, экс-участник легендарной King Crimson Aдриан Белью вместе со своим Adrian Belew’s Power Trio – вот довольно не полный список участников этого фантастического музыкального праздника, устроенного для двух с лишним тысяч фанатов, съехавшихся в буквальном смысле со всего мира в порт Майами, чтобы днем 18 февраля 2014 года подняться на борт огромного океанского лайнера, уходящего в открытое море, где им было суждено провести четыре незабываемых дня.

И в самом деле – эти четыре дня пролетели как в некоем волшебном сне. Ощущение времени полностью растворилось в радостно-исступленном экстазе, в той невероятно мощной ауре музыкального творчества и позитива, заполнившей буквально каждый сантиметр пространства сказочного океанского лайнера от носа до кормы. Даже разноцветно-лубочные узоры на борту корабля напоминали о том, что ты попал в сказку, которая будет длиться вечно.

Каждый день с 12 часов дня на пяти концертных площадках шли выступления лучших прог-роковых коллективов со всего мира, представляющих всю музыкальную палитру жанра, безо всякого сомнения, находящегося в авангарде современного музыкального искусства. В процессе этого действа публика плавно перетекала из одного зала в другой, с тем чтобы успеть охватить максимальное число выступлений, хотя сделать это было довольно непросто даже с учетом того факта, что все ведущие группы и артисты выступали по нескольку раз. Но самое главное – среди выступавших не было, что называется, ни одной «проходной», ни одной случайной группы, что делало задачу еще более трудной.

Одна из площадок под названием «New Millennium Stage at Bar City» была полностью отдана молодым начинающим группам, еще не успевшим сделать себе имя в том смысле, который мы вкладываем в это понятие. Хотя многие из этих коллективов успешно выступают на локальной сцене и даже успели выпустить альбомы. Относительно небольшая сцена напротив бара на одной из проходных палуб разместилась в том месте, где публика в массовом порядке совершала беспрерывные хождения между двумя основными площадками – «Атриумом» и шикарнейшим залом «Stardust». И всякий раз, проходя мимо этой небольшой сцены, что-то заставляло меня останавливаться и оставаться до самого конца, порой, забывая о грандах, игравших по соседству.

Почти двадцать молодых команд, не указанных в основном списке, были лично отобраны Майком Портным из числа многих сотен, приславших свои записи для оценки. Каждая из этих групп получила право выступить только один раз на сцене «Bar City», имея в своем распоряжении ровно час. Признаюсь честно, такого скопления молодых талантов и мегавиртуозов я не встречал ранее за всю свою жизнь. Одно то, что происходило на этой сцене в течение дня вселяло в меня уверенность что настоящая музыка, подлинный дух творчества, свободный от каких-либо коммерческих притязаний, не умерли, они живут и продолжают удивлять нас своей неподдельной искренностью и жизнестойкостью. Не погрешу против истины, если скажу, что каждый из этих уникальных коллективов по своему уровню ничуть не уступал заявленным грандам и, во многих смыслах, даже превосходил их в своем стремлении к новаторским поискам, к новым открытиям, к тому, чтобы бесстрашно ходить по зыбкой почве неизведанного, не опасаясь при этом быть подвергнутыми остракизму со стороны фанатов и более старших товарищей.

Одно лишь перечисление данного списка заняло бы много времени, поэтому ограничусь лишь краткими зарисовками с натуры. В первый же день, проходя мимо «Bar City», останавливаюсь, чтобы послушать каких-то молодых ребят из Латинской Америки, исполняющих виртуознейший инструментальный прог-метал с элементами национального фольклора. Обращаю внимание на совсем еще молоденького худощавого лидера – соло-гитариста и начинаю ломать голову – сколько ему могло быть лет. 17 – не больше, а может быть, даже 16? Его пальцы бегают по грифу гитары с феноменальной скоростью, лицо максимально сосредоточено, большая часть композиций – абсолютно зрелые темы с мощными проигрышами, с модуляциями, с меняющимся ритмом и оригинальными мелодическими ходами. Одним словом – вполне зрелые, сложившиеся музыканты – профессионалы высшей пробы! После выступления я подхожу к этому пареньку, едва говорящему по-английски. Тут же неподалеку, присутствует его мама. Разговорились. “Сколько тебе лет?” — задаю я ему первый вопрос и получаю ответ – 15!!! У меня вопросов больше нет. Ребята из группы Brotherhood приехали из Венесуэлы, патриоты своей родины, при этом все дружно не любят Уго Чавеса. На радостях мы фотографируемся на память, держа в руках венесуэльский флаг.

Еще одним открытием, если говорить о юных участниках “Progressive Nation at Sea 2014”, стало весьма впечатляющее выступление школьной группы из Пенсильвании Second to None, возглавляемой ударником Максом Портным, родным сыном Майка Портного, и вокалистом / клавишником Томасом Куче (Thomas Cuce). Ребята начали играть и писать собственные песни в 12-13 лет и к моменту ответственного появления на забитой народом сцене «Атриума» явили собой отменно сыгранный коллектив, выдающий на гора жесткие ритмичные прог-темы с явными элементами психоделии, весьма продвинутыми аранжировками и пассионарным пением юного фронтмена, слегка “косящего” под Мика Джаггера, и вдобавок виртуозно играющего на клавишных. Для справки отметим, что Куче начал заниматься на фортепиано в возрасте 5 лет, с детства страдал от дислексии и играет исключительно по слуху.

День четвертый, последний. Я прохожу по коридору, возвращаясь с выступления Anathema в зале «Stardust» и задерживаюсь на пять минут возле «Bar City», привлеченный весьма необычным действом. Возле небольшой сцены скопилась огромная толпа народу. В последний день здесь дает концерт группа под интригующим названием Thank You Scientist из штата Нью-Джерси. Очень быстро до меня доходит мысль о том, что я оказываюсь свидетелем чего-то необычного, такого, чего раньше не видел и не слышал. Чутье и на сей раз не обманывает. Коллектив из семи человек выделывает на сцене немыслимые вещи. По всему коридору со сцены разлетается ядерный взрыв с начинкой из жесткого фанка, джаза, рокабилли, прога, психоделии, даже каких-то зажигательных фольклорных балканских напевов с духовой секцией и скрипкой, и все это с металлической «приправой». Фронтмен Сэл Маррано, смешной лысый чел с огромными бакенбардами, больше напоминает английского аптекаря из романа Чарльза Диккенса, нежели рок-н-ролльного героя, но это ощущение оказывается ложным. Все происходит с точностью наоборот – певец неистовствует, он носится по сцене, принимая героические позы, катается по полу, держа микрофон наперевес. Неожиданно в зале появляется группа странных людей в количестве 10 – 15 человек, которые усаживаются на пол перед сценой и по команде начинают перекатываться друг через друга, толкаться и пихаться, еще больше возбуждая толпу. Мне со стороны видно, как работник службы секьюрити начинает заметно нервничать. Через некоторое время солист группы ныряет прямо со сцены в этот человеческий водоворот и кувыркается вместе со всеми. Публика окончательно сходит с ума.
Ошарашенный и восхищенный, после концерта я подхожу в Сэлу и делаю фотографии на память. “Ребята – вы настоящие гении, за всю свою жизнь я не слышал ничего подобного!!!”- говорю я ему, начиная мучительно вспоминать, на что это могло быть похоже. По своему напору и позитивному заряду, пожалуй, на молдавских “Здоб Ши Здуб”, но лишь отдаленно.

Подобных откровений в дни круиза было немало. Говоря о грандах, конечно же стоит отметить открытие и закрытие фестиваля, отмеченные выступлением супергруппы Transatlantic. Майк Портной был явно в ударе – похоже, он сам не ожидал, что успех его детища превзойдет все самые смелые ожидания. Причем в ударе он был не только в роли организатора, но в первую очередь на самом любимом своем месте – за ударной установкой. В дни круиза он успел сыграть, помимо Transatlantic, также в проекте Portnoy/Sheehan/Macalpine/Sherinian, а также с потрясающей американской группой Bigelf, с которой сотрудничал во время записи их последнего альбома «Into the Maelstorm», вышедшего буквально на днях.

Помимо Портного, в ударе находились и все остальные участники Transatlantic, также выступавшие параллельно в составе других групп. Так, клавишник Нил Морс появился на сцене «Stardust» во время выступления старых друзей из Spock’s Beard . Солист и гитарист Ройне Столт принял участие в триумфальном концерте родных шведов The Flower Kings, которые после отметились недавним студийным альбомом «Desolation Rose», одним из самых удачных за последние годы. Сам концерт проходил на главной сцене фестиваля «Pool Deck», организованной на открытой палубе, где располагаются бассейны.

Что касается выступления Transatlantic, этих признанных мастеров прога, группа отыграла оба своих концерта на “ура”, исполнив, в частности, несколько монументальных тем из свежего альбома «Kaleidoscope». Группа звучала настолько мощно и ярко, что выступление ее напоминало настоящее извержение вулкана, неожиданно проснувшегося посредине Атлантического океана.

Акустическая часть круиза была отмечена двумя выдающимися выступлениями Джона Андерсона, экс-солиста Yes, крестных отцов прога, и сладкозвучной Аннеке ван Гирсберген. Вооружившись акустической гитарой, Андерсон умудрился вполне достойно исполнить многие известные хиты Yes. Несмотря на очевидный минималистский характер исполнения, публика с великой радостью и энтузиазмом приняла урезанную до одного человека версию Yes в лице бывшего фронтмена и даже активно подпевала хором «Owner Of The Lonely Heart».

Аннекепоклонники встретили несмолкающими овациями, которые сопровождали каждую песню (певица так же исполняла их под аккомпанемент акустической гитары). Ангельский голос кружил над воздушными элементами декора «Атриума» и проникал в самую глубину души, пробуждая самые добрые и искренние чувства. Энтузиазм публики удвоился после того, как к певице примкнул лидер Anathema, солист и гитарист Дэнни Кавана. Cладкая парочка дуэтом исполнила несколько известных вещей, после чего Дэнни нехотя удалился со сцены.

Но это был не единственный дуэт с любимицей всех прогеров мира – Аннеке «зажигала» вовсю, как в лучшие годы с The Gathering, еще и в составе неугомонного Девина Таунсенда.

Еще один уникальный акустический проект был представлен необычным дуэтом в составе гитариста Guns’N’Roses Бамблфута (Bumblefoot) и солиста известной с 80-х годов норвежской группы TNT Тони Харнелла. Последний, к слову говоря, совсем недавно, вернулся в TNT, но в составе вышеобозначенного дуэта, базирующегося в Нью-Йорке, собирает полные залы по всему миру, исполняя изысканную акустическую прог-психоделию.

Хотелось бы отметить еще несколько выступлений, без которых впечатление о прог-фестивале будет неполным. Если говорить о тех группах, которые искусным образом сочетают в себе мощь и мелодизм классического рока с элементами прогрессива, то здесь стоит отметить два вполне выдающихся имени.

Во-первых, это американская группа Bigelf из Лос-Анжелеса, лидер которой Дэймон Фокс на сей раз потряс публику обновленным сценическом образом. Он мятежно извивался в пространстве между двумя стоящими перпендикулярно сцене Хаммонд-органами – белого и черного цветов, словно прикованный наручниками между двумя столбами. Впервые я увидел эту безо всякого сомнения экстраординарную группу весной 2010 года в чикагском зале «Riviera Theater», где они открывали выступление Porcupine Tree. И вот, спустя почти четыре года, новая встреча с замечательной командой.

Помимо известных хитов из своего классического альбома “Cheat the Gallows” (2008), Bigelf представили на суд слушателей песни из своего свежего опуса “Into the Maelstrom”, который к тому моменту официально еще не вышел. В них, с одной стороны, наряду с традиционными для Bigelf хард-глэм-попсовыми интонациями а-ля Queen (как, например, хит из нового альбома “Control Freak”, длящийся менее трех минут), еще больше стали проявляться элементы прог-рока вкупе с тяжелой психоделией. Правда, местами, сценический образ солиста стал явно отдавать всеми призраками Оззи Осборна, о чём я не преминул сказать солисту после второго концерта во время встречи музыкантов с фанатами. На это вокалист в присутствии десятков фанатов дал мне громогласное обещание в том, что в следующий свой приезд он будет «на 15 процентов меньше а-ля Оззи, чем сейчас”.

Американская группа из Бостона The Dear Hunter стала настоящим украшением фестиваля. Впечатление от первого выступления команды в зале «Stardust» было настолько сильным, что я не преминул отправиться в зал «Spinnaker» (ночной клуб, перепрофилированный на время круиза под концертный зал), чтобы услышать ребят по второму заходу. К слову говоря, выступление The Dear Hunter доказало тот известный факт, что никакая запись не может сравниться с живым выступлением. Настолько мощно и слаженно играли все участники группы! Удивительные, весьма замысловатые по фактуре темы в стиле пост-рока, в которых мощные тяжелые гитарные риффы чередуются с воздушными легкими звуковыми пустотами, сложные проговые инструментальные ходы и наряду с этим суперхитовые мелодичные темы, больше напоминающие каких-нибудь Matchbox 20 или даже Maroon 5, особенно в шикарной песне “Shame” из последнего альбома “The Migrant” (2013) – всё это в полной мере продемонстрировали музыканты The Dear Hunter.

Одним из самых мощных впечатлений во время круиза стало появление на сцене «Pool Deck» великолепной английской команды из Лондона Haken, буквально потрясшей публику бешеной энергетикой, мощью, напором и виртуознейшим исполнением инструментальных партий. Пассионарный певец Росс Дженнигс, один из самых ярких представителей современного прога, вне сцены оказался отличным парнем. Мы провели несколько часов на сказочном пляже небольшого островка в Карибском архипелаге, где, по совершенной случайности, я оказался на соседнем лежаке с ним и с его русской женой Юлией, выросшей в Испании, но при этом сохранившей великолепный русский язык.

Психоделически авангардные темы удачно были реализованы ударным трио Адриана Белью. В большинстве композиций этого коллектива, насквозь пронизанных сумеречным сюрреализмом, отчетливо прослеживались оттенки King Crimson.

Шведский прог был представлен, как я уже писал ранее, такими монстрами как The Flower Kings, Вeardfish и Pain of Salvation. В отношении последней надо сделать оговорку, поскольку из-за болезни в круизе не смог принять участие лидер группы Даниэль Гилденлёв,что в значительной степени снизило интерес к выступлению группы. Несмотря на это, остальные участники известного коллектива постарались максимально компенсировать отсутствие своего лидера повышенным старанием и энтузиазмом.

Выступление же The Flower Kings оставило сильнейшее впечатление. Здесь было всё – и удивительная мелодичность в сочетании с невероятной сыгранностью, мощью и красотой, и богатство инструментальных и вокальных партий – всё то лучшее, чем славится классический прог-рок со времен Yes и Genesis. А любимцы Майка Портного Beardfish еще раз доказали, что новые открытия в Швеции рождаются почти каждый год, притом в массовом порядке, и старшим товарищам не приходится волноваться за будущее шведской прог-сцены.

Из восточных европейцев отметим участие в круизе наших старых знакомых — гениальных Riverside из Варшавы, еще больше укрепивших свое положение на вершине прог-рокового олимпа после выхода свежего альбома «Shrine of New Generation Slaves». Восточноевропейская сцена была представлена также отличной словацкой командой Persona Grata из Братиславы, с лидером которой, гитаристом Питером Луха, мне довелось несколько раз пообщаться. Он подарил мне первый студийный диск группы, который по происшествии нескольких недель был буквально заигран в моем автомобиле. В творчестве этой группы органично совмещаются элементы современного прога с классическим саундом, наложенным на утяжеленную звуковую матрицу.

Инструментальная музыка была представлена наиболее ярко в лице многих молодых начинающих групп, практически каждая из которых могла претендовать на звание главного открытия фестиваля. В этом списке особняком стоит гитарист-левша из Венесуэлы Феликс Мартин, перебравшийся в США гений-виртуоз. Феликсиграет на 14-струнной чудо-гитаре с двойным грифом, состоящей из двух отдельных семиструнных гитар, соединенных вместе на одной деке. Музыкант использует уникальную технику звукоизвлечения, в том числе аккорды, берущиеся восемью пальцами, что позволяет ему играть одновременно на двух гитарах. Его игра напомнила слушателям о том, что за пределами этого мира существуют параллельные вселенные, попадая в которые, музыкант может полностью отбросить рамки познаваемого и стать медиумом, который ретранслирует в наш мир те неведомые энергии, те звуковые краски и вибрации, которые остаются скрытыми для всех неподключенных. (Ой! – прим. ред.)

Кроме того, лично на меня весьма сильное впечатление произвела инструментальная группа An Endless Sporadic, основанная Заком Камминсом, играющим на гитарах и клавишных, и барабанщиком Энди Джентилом. Ее произведения сочетают в себе самые разные стили — от классического инструментального прога до джаза и фьюжн и прог-металла. Монументальные композиции наполнены виртуознейшими соло, постоянными сменами ритмов, стилей и настроений, но сохраняют удивительную целостность и органичность. Несмотря на то что оба лидера живут на разных побережьях США – Зак учится в знаменитой музыкальной академии Беркли в Бостоне, на Востоке, а Энди перебрался из Техаса в Лос-Анжелес, на Запад, музыканты продолжают совместное творчество на расстоянии, время от времени собираясь для живых выступлений.

Еще одна группа, представляющая инструментальный прог, Zombie Frogs, объединила в своих рядах студентов музыкальной академии Беркли.

География участников фестиваля, выступивших на сцене «Bar City», была крайне обширной. Бразилия — великолепные прог-металлисты Daydream XI, Израиль — No Reflection, Мексика — Glass Mind, Канада — The Shroud of Gaia, Словакия — Persona Grata. Все эти группы уже приобрели весьма широкую известность у себя на родине, а участие в прог-круизе предоставило им уникальную возможность продемонстрировать свое искусство более широкой аудитории, завести полезные связи и знакомства в мире прог-рока.

В последний день фестиваля классический рок-саунд был наиболее ярко воплощен в выступлении на сцене «Stardust Theater» великолепной команды Spock’s Beard. Особенно в том момент, когда во второй части концерта на сцену вышел Нил Морс, и, встав за клавишные, на двадцать минут воссоединился с родной группой. Впрочем, Морс продолжает сотрудничать со старыми друзьями — так, он принял участие в записи последнего альбома группы “Brief Nocturnes and Dreamless Sleep” и стал соавтором двух композиций «Afterthought» и «Waiting For Me», исполненных под самый занавес выступления. Мощь, красота, напор, изысканность гармонических ходов и мелодических линий, возвышенные интонации – все это присутствовало в последнем выступлении Spock’s Beard и стало одним из кульминационных моментов фестиваля. По своей энергетике и вдохновению Spock’s Beard даже смогли в какой-то степени затмить монументальное закрывающее шоу, начавшееся в половину двенадцатого вечера на главной открытой сцене Pool Deck.

Как и открытие фестиваля, грандиозный финал был отдан на откуп Transatlantic, а точнее, Майку Портному и друзьям. На сцену попеременно выходили многие участники этой фантастической музыкальной тусовки. Но главное событие ожидало многочисленных прог-фанов уже в самом конце, когда вместе с музыкантами Transatlantic место за стойкой микрофона занял экс-солист Yes Джон Андерсон. Для справки отметим, что в этом году живой легенде прог-рока исполняется 70 лет. И хотя последний раз певец выступал в составе Yes 10 лет назад, Андерсон продолжает записываться, давать концерты и участвовать в разных музыкальных проектах. Его фирменный альто-тенор по-прежнему радует публику, хотя может быть и не так, как было когда-то во времена “Relayer” и “Close to the Edge”. Последняя композиция, прозвучавшая в финале, была растянута почти на двадцать минут. Публика активно требовала от музыкантов проверенных временем хитов Yes, но так и не дождалась. Впрочем, явного неудовольствия данным фактом толпа не проявляла. Когда под звездным небом посредине Атлантического океана прозвучал заключительный аккорд, вся палуба океанского лайнера была охвачена праздничным ликованием, которое не прекращалось еще очень долго. Никто не хотел верить что это – конец. Заведенная публика настойчиво требовала “продолжения банкета“, и еще очень долго, до самого утра по всему огромному чреву корабля проносились волны радости и счастья. (ААА! – прим. ред.).

Итак, четыре дня пронеслись как одно мгновение, оставив в душе у всех тех, кому посчастливилось оказаться в эти дни на борту «Norwegian Pearl», незабываемый след. Позади оказались десятки выступлений лучших прог-роковых коллективов планеты, бесконечные встречи, беседы о творчестве, обсуждение концертов, новых и старых альбомов, околомузыкальные сплетни вкупе с посещением райских тропических уголков и ночными посиделками в многочисленных барах за рюмкой пива.

Но самое главное – абсолютное большинство участников этого невероятного музыкального праздника всё это время находились на одной друг с другом волне, всех их объединяла одна неуемная страсть творчества, любовь к одному из самых интересных и продвинутых жанров музыкального искусства – прог-року. Фестиваль «Progressive Nation at Sea 2014» завершился, но тот яркий след в душе у каждого его участника, будь это слушатель или исполнитель, уже не угаснет никогда.

Сергей ИСАКОВ
Чикаго, февраль – март 2014 г.
Автор выражает благодарность всем работникам компании «Sixthman» (Атланта, Джорджия) – главному организатору круиза, а также лично директору по связям с

Владимир Импалер

Владимир Импалер