Николай Арутюнов и Funky Soul: Гимнастика для души
Март 4, 2013
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Николай Арутюнов и Funky Soul: Гимнастика для души

funk,Local,rhythm’n’blues,soul,Москва,Николай Арутюнов,обычный,Ритм-блюз-кафе Николай Арутюнов – один из тех счастливчиков-музыкантов, что сделали себе имя еще в советское время. Думаю, если попросить прохожего на улице назвать каких-нибудь отечественных блюзовых музыкантов, если он кого и назовет, то, вероятно, Арутюнова. И это заслуженно.

Ведь, в отличие от многих звезд того времени, кто потратил время на «накачивание» своей медийной популярности, Арутюнов провел его в клубах, подбирая музыкантов и набираясь опыта в другом своем любимом стиле – фанке. Нынешнему его составу, Funky Soul, уже 7 с лишним лет, и Николай наконец пожинает плоды своей долгой работы. На концерте Funky Soul в клубе «Ритм-н-блюз-кафе» мы увидели безупречно профессиональную, полную драйва команду, возглавляемую харизматичным фронтменом с безупречным вкусом.

Находящееся в центре Москвы «Ритм-блюз-кафе» — нынешний центр московской блюзовой жизни, особенно после того, как на второй этаж заведения переехал другой культовый блюзовый клуб «Дом у дороги». (Кстати, в тот же день там, наверху, играл Дмитрий Казанцев с отличным составом – жаль, нельзя было раздвоиться!) В клуб приходят и ценители блюза, и просто любители откушать под качественную музыку – по моим ощущениям, их было где-то поровну. Именно к ним Арутюнов непрестанно адресовался в паузах между песнями – мол, что-то вы какие-то вялые, вскакивайте, танцуйте! Публика воспринимала эти призывы как часть развлекательной программы, кивала головами и продолжала жевать – но ближе к концу концерта втянулись и кто-то даже начал приплясывать перед сценой… За что и был отправлен назад – мол, не загораживай зрителям сцену. Такие вот «правила игры».

Наблюдая на сцене едва поместившийся на ней огромный арутюновский бэнд, трудно было представить, что это еще не все его участники (отсутствовали вторая бэк-вокалистка и часть духовой секции). Но и те, кто были, создавали исключительно плотный саунд. Помимо самого Арутюнова у микрофона, в команде участвуют гитарист Юрий Новгородский, бэк-вокалистка Дарья Громова, басист Алексей Тишин, клавишник Андрей Бубнов, барабанщик Евгений Гудков, и двое саксофонистов – Михаил Шишкин (тенор) и Игорь Акимов (баритон). В один из моментов концерта Игорь также переключался на флейту, что, может, и крайне необычно для фанка и ритм-н-блюза, но зато эффектно и красиво.

Разумеется, в центре всего действия группы – сам Арутюнов. Поджарый, спортивный, скрывший пышную шевелюру под забавной кепкой-«аэродромом» в духе Брайана Джонсона, Николай вёл концерт в яркой агрессивно-экспрессивной манере, словно подстегивая публику на отзывчивость, порой даже подшучивая над кем-то из публики, видимо, из числа своих старых друзей. Эта странная полуигра (ведь напористость Арутюнова, никак не связанная с реакцией зала, была явно частью перфоманса) не прерывалась ни на минуту. И каждую паузу между песнями Арутюнов заполнял – словами, жестами, рассказами о песнях, так, что динамика никогда не терялась и перевести дух можно было только в антракте между двумя отделениями концерта. Поразительно, что певец, далеко уже не мальчик, при всех своих активных движениях совершенно не терял дыхания – где-то ближе к концу концерта он даже демонстративно… упал и отжался пару раз прямо посреди сцены, после чего вскочил и продолжил петь, как ни в чём не бывало. А разного рода акробатика, прыжки, «футбольные» пинки ногой в сторону зала… (И футбольные же вопросы к публике — об итогах матча «Реал» — «Барселона»). По своей гиперактивности Арутюнов напомнил мне певца Extreme Гэри Чероне. Хотя, конечно, и классики фанка, на которых ориентируется Николай – тот же Джеймс Браун, — тоже вели себя похожим образом.

Репертуар Арутюнова делится на две неравные части. Первая, меньшая – русскоязычные песни, причем не из репертуара «Лиги Блюза», как я первоначально подумал, а исключительно современные сочинения. Исполненные Funky Soul, они звучат совсем не архаично, а русские тексты, спетые в «западной» манере, совершенно не ассоциируются с русским роком. В текстах, которые для Арутюнова пишет в основном поэт Карен Кавалерян, есть своеобразная ироническая бравада, почти на грани дуракаваляния – то герой песен предлагает любимой «проголосовать за себя», то воспевает радости бесцельного лежания на диване, то просто рифмует имена и названия групп в стиле фанк и соул («Соул-экспресс»).
Вторая, бо’льшая половина репертуара – которая угадывается уже по названию его группы Funky Soul – кавер-версии классики фанка и соула. Уилсон Пиккетт, Джеймс Браун, Tower of Power, Марвин «Некорректная фамилия» и многие другие, чьи вещи звучат в исполнении бэнда зажигательно и порой поистине «зубодробительно», с настоящим хард-роковым напором и жестким гитарным саундом. Арутюнов добровольно взвалил на себя просветительскую роль, представляя публике песни, которые у нас не особо на слуху – ведь блюзовая аудитория привыкла больше к «хучи кучи мэну» и прочим нетленкам. Здесь же из хитов, что на слуху, разве что известный по версии Whitesnake “Ain’t No Love In The Heart of the City”. И, если сравнивать оригиналы и версии Funky Soul, то видно, что спустя полвека (или сколько там прошло со времен расцвета фанка) стандарты звучания стали совершенно другими, и сохранив мелодическую основу, музыканты заставили вещи звучать куда жестче, энергичнее (как, например, “Shakey Ground”, хит The Temptations).

Интересно, как хорошо подошел вокал Арутюнова к этой взрывной, полной острых вскрикиваний и вокальных «хуков» песне. Вообще, вспоминая ощущения от нынешнего концерта Funky Soul и выступление коллектива, когда он только собрался, видишь, какую огромную дистанцию прошли и сам Арутюнов, и инструменталисты. Тогда это был просто звездный фронтмен и коллектив грамотных исполнителей, как следует проштудировавший записи Джеймса Брауна, Джорджа Клинтона и иже с ними и показывающий публике выученный урок. Сейчас, спустя годы концертов, они как следует вжились в фанк – а может, это фанк вжился в них, пропитал их настоящим чувством. Голос Арутюнова – очень узнаваемый, но его форсированное пение с агрессивно-шершавым оттенком раньше звучало несколько одномерно. Теперь вокал зазвучал глубже, многозначнее, а в балладном материале обрел новые выразительные оттенки. А остальные музыканты – в ряду которых стоит отметить и хрупкую на вид, но очень качественно подпевающую вокалистку Дарью Громову, и «басового монстра» Алексея Тишина, с очень агрессивной манерой игры и задатками шоумена, и, сущую звезду вечера, гитариста Юрия Новгородского. Этот улыбчивый пухлощекий парень с классическим «Фендером» в руках и не менее классическим «жирным» и упругим фендеровским звуком, думаю, может претендовать на звание российского Джо Бонамассы. Немного в тени держался клавишник, по виду словно выполнявший тяжелую и грустную работу; «отжигали» двое саксофонистов; совсем юный на вид барабанщик был безупречен, а под конец тоже решил побузить – выбрался из-за ударных и спрыгнул со своего драм-помоста…

Под конец, как и полагается на удавшемся концерте, группа пошла в «контролируемый разнос» — басист оббежал весь зал, благо инструмент подключен по беспроводной связи, затем заиграл лежа, саксофонисты встали у него по бокам и заиграли бедняге прямо в уши, наконец, весь бэнд в шутку сбацал вместо запланированной вещи сет-листа… “Back in Black” AC/DC, видимо, пародируя «брайанджонсоновскую» кепочку Арутюнова. Николай же, не ожидая такого сюрприза, спел в джонсоновской же манере пару строчек из… битловской “Yesterday”, после чего дал резкую отмашку – стоп, машина.
На бис прозвучала типичная объединяющая вещь для хорового пения – “Everybody Needs Somebody To Love”, во время которой Арутюнов совершил свой «прыжок в бесконечность» и очутился… аккурат на столике, перед дорогими гостями. Однако ничего не разнес, не растоптал и вообще искусно пробалансировал на грани разумного и допустимого в таких почтенных заведениях, как «Ритм-н-блюз-кафе».

Можно только порадоваться за Арутюнова и его высококлассный бэнд. Хорошо, когда артист находит свое место в музыке. Нынешний Арутюнов — не рок-стар, не бунтарь, не знаменитость широкого профиля – а просто, разрешите мне использовать это труднопереводимое английское слово, entertainer – человек, который выходит на сцену, чтобы сделать публике радостно. И ему это отлично удается.

Сет-лист:
1 отделение: A Change Is Gonna Come, 6-3-4-5-7-8-9, So I Gotta Groove, Ain’t No Love In The Heart of the City, Midnight Hour, Там хорошо где нет меня, Соул-экспресс, Страсти по Шекспиру, If You Need Me, Бронефанк, Here We Go Again.
2 отделение: Немного фанка в холодной стране, Cold Sweat, Слишком Долго, Ain’t That Peculiar, Диван, Dock of the Bay, Отдай свой голос за меня, Shakey Ground, Служба спасения, Everybody Needs Somebody To Love.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Николая Арутюнова за приглашение на концерт.

Владимир Импалер

Владимир Импалер