NAMM MusikMesse Russia’2017: Сигнал/шум
Если и есть в мире островки стабильности, то один из них — осенью, в Сокольниках, где уже больше двадцати лет проходит музыкальная выставка. Сперва — «Музыка-Москва», теперь — NAMM MusikMesse. Но как раньше, так и теперь каждый год четыре дня подряд собираются вместе музыканты и деятели шоу-бизнеса, производители и дистрибьюторы, организаторы и меломаны…
Правда, время всё-таки не стоит на месте, и в связи с развитием Интернета, а также с известными экономическими и политическими проблемами, выставка мало-помалу сбавляет обороты. Уже нет того нескончаемого потока людей с гитарами, спешивших в Сокольники от метро ровно к открытию, нет толкотни в павильонах… И даже бесплатный вход (при регистрации заранее в сети) не изменил тенденцию — музыкальная выставка перестала быть массовой, да и увлечение роком — уж не стиль жизни, а лишь один из вариантов хобби, и, как говорится, узок круг их… Но говорить о полном исчезновении формата нельзя — думается, пока есть люди, которые хотят сочинять и играть музыку, будет и «музыкальная месса» в Сокольниках. И надо отметить, что организаторы выставки вовсе не намерены, сложа лапки, идти ко дну — они делают всё, чтобы освежить программу и привлечь публику.
Так, в этот раз они решились полностью «перелопатить» прежний формат. Раньше группировка шла по брендам и по специфике продаж – световое оборудование в одном месте, гитары-клавиши-барабаны – в самом большом, т.н. громком павильоне №4, в отдельном зале — классические инструменты… «Классика» осталась при своих, а остальные экспозиции разделены по инструментам – гитары в одном зале, барабаны – в другом, диджейское оборудование и клавишные — в третьем, особняком, как всегда, держится Yamaha в своем собственном павильоне, с концертами и мастер-классами.
А вот главной точки притяжения, большой сцены на свежем воздухе, на этот раз и вовсе не было. Вместо неё — площадка бренда Bose, где на огромной сцене стояло несколько больших бочек, а пара диджеев, спрятавшись в глубине, заводили виниловые пластинки. Сцена неплохо «прокачивала» пространство перед гитарным павильоном, но подходить к ней близко публика не стремилась. (Тем более что был повод постоять чуть подальше — в очереди к павильончику, где разливали бесплатный кофе от Bose. Лучший стенд этой выставки, без шуток!) Исчезла и сцена в акустическом зале, где обычно играли джазмены и «классики». Вместо них появилось несколько площадок в других залах — помимо уже упомянутой «ямаховской», свои сцены были у гитаристов, у барабанщиков, и даже в тихом ныне «четвертом» была площадка с выступлениями. Кроме того, в определенные дни, например, на втором этаже акустического зала можно было послушать из-за ширмочки фестиваль хористов, а прямо на улице, на асфальте и без подзвучки, выступали джазовые оркестры. И, конечно, программы стендов, на которых и раньше периодически «попиливали» различные виртуозы, в отсутствие большой сцены еще больше уплотнились. Но об этом — попозже.
Для «громких» гитаристов и сочувствующих выделили один из залов в одиннадцатом павильоне. И мы остались в этом зале единственным печатным журналом. Что удивительно, не было толп людей с вопросами «куда делся Классик Рок?!» Да и вообще толп не было… Так что в нашем внезапном «монополизме» особой нет радости.
Что остается? Развлекать публику и веселиться самим. Для этого мы подготовили большую программу событий на стенде — с гостями-артистами, розыгрышами призов, лекциями и даже одним круглым столом (стол нам выдали квадратный, но это пустяк). Обо всём этом — по порядку.
Четверг. Межстендовая импровизация
Первый день выставки – это всегда квест. Успеть к разгрузке до открытия павильонов (за полчаса — успели!), пробиться через все кордоны с пропусками на автомобили, затащить на стенд всё, что надо затащить (пачки журналов — дело привычное, цифровое фортепиано Alina Pro — ещё в новинку), придумать, как воткнуть все устройства в один удлинитель, куда пропал нужный прямо-прямо сейчас блок питания, и так далее, и так далее. И вот ты прыгаешь, зажав в зубах скотч, прикрепляя журнальный баннер и закручивая какие-то винтики, пока первые посетители неторопливо осведомляются — что это у вас за журнал, о чём он, да зачем он… За всем этим особо рефлексировать о том, где же народ и куда всё катится, уже и некогда – польза!
Гостями нашего первого дня стали Владимир Михайлов и Иван Розмаинский, авторы, интервьюеры и рецензенты журнала, а в данном случае еще и представители новоявленного Rozmainsky and Mikhaylov Project (клавишные и гитара соответственно), которому доверили открыть программу гитарной сцены в нашем павильоне ровно в 12 дня. Живой концерт прошёл очень мило, как и последующее выступление на нашем стенде (в обоих случаях помогло то самое фортепиано Alina Pro, предоставленное магазином «Свет и Музыка»), и, что удивительно, и гитара, и клавишные достаточно хорошо читались, по крайней мере, вблизи от стенда. В рамках совместного проекта Розмаинский и Михайлов занимаются свободной импровизацией, которой им так не хватает в основных группах. Часто говорят, что музыканты, играющие вместе, созданы друг для друга, словно слеплены из одного теста — тут секрет иной. Они совершенно разные, не то чтобы противоположности, скорее ортогональности — выверенный, «безвоздушный» стиль Розмаинского и лиричная, полная движения игра Михайлова. В сочетании несочетаемого и проскакивает та нужная искра, благодаря которой музыкантам становится интересно творить вместе, а нам — слушать. Вдобавок Михайлов приготовил и одну фирменную «фишку». Если Пол Гилберт, как известно, играет электродрелью, Михайлов выбрал нечто побезопаснее — шуруповёрт. Звуки, которые издает гитара от соприкосновения с ним — скрип, вой, какой-то птичий свист, нельзя сказать, что очень красивы, но нервы щекочут, да и зрелище такое не забывается.
Кстати, на гитарной сцене дальнейшая программа оказалась не очень-то и гитарной. Сперва — целая толпа барабанщиков, играющих на пластиковых трубах, затем — девичье караоке, чей-то мастер-класс… А вот в четвертом павильоне с публикой общался гитарист Дмитрий Четвергов. «В каком темпе мне играть следующую вещь, 156 или 160? – спрашивал он публику. – Поднимите руки! Кто за 156? Раз, два… девять. Кто за 160? Тоже девять! Что будем делать?..» Что он выбрал и что собирался играть, не знаю – хотелось в момент короткой паузы оббежать и оглядеть, что происходит на соседних стендах и в других павильонах. Напротив нас был «Красный химик», известнейшая гитарная школа, видный представитель которой Анатолий Сёмочкин время от времени исполнял «флойдовскую» «Shine On You Crazy Diamond». Выступали там и другие гитаристы, кто под «минус», кто сольно, но всегда с драйвом. Особенно запомнилось выступление Владимира Лицова. Забегая вперёд, отметим, что один из артистов нашего стенда, Алексей Марков, упомянул «Красный химик» добрым словом – ведь он в своё время брал там уроки вокала, а о результатах можно было судить по его выступлению.
С другой стороны активничали «Biker FM», конгломерат из сайта, промоутерского агентства и организатора рок-«бэттлов», победители которых активно выступали на стенде, показывая свой главный козырь — умение петь кавер-версии «Нирваны». «Конкурс «Ньютон» происходит от конкурса «Суки-орги»…» — рассказывал молодой человек с бородкой. Выступления чередовались с автограф-сессиями таких видных хэви-метал-команд, как «Артерия», «Тролль гнёт ель» и «Легион» (правда, без Алексея Булгакова). А под самое завершение дня у стенда начались… танцы — мастер-класс от школы свинга и рокабилли. Хотелось ринуться в вихрь танца тоже — но свой пост не покинешь! У самого входа в павильон разместился стенд журнала «EQ», или «Equilibrium». Интереснейшее издание, которое совмещает формат сайта, видеороликов и бесплатного pdf-журнала. К ним за несколько лет уже привыкаешь и встречаешь как добрых соседей, да к тому же оказалось, что именно на выставке коллеги всегда отмечают свой день рождения. В этом году — уже восьмой! Вот время летит… А отмечают не просто, а с тортиком от организаторов выставки, которым поделились и с нами. Отличное завершение первого дня.
Пятница. Куда есть пойдет прогрессив-рок
Теперь, когда пишется этот отчет, ясно, что самым успешным событием на нашем стенде стала пятничная дискуссия о судьбах прогрессив-рока в России, плавно перешедшая в джем. Беседа, в которой участвовали Борис Базуров, Николай Богайчук, Александр Костарев, Дмитрий Штатнов и Владимир Михайлов, обрела неожиданный резонанс! Более часа достаточно большая аудитория (около 30-40 человек!) не расходилась от стенда «Инрока», слушая наши рассуждения.
Нам повезло с гостями – директор лейбла ArtBeat Николай Богайчук рассказал о старом эстонском прогрессиве, в котором он большой знаток, и о перспективах издательского дела, Александр Костарев, конечно, вспомнил деятелей свердловского рока, города, где играла его группа «Перекресток», композитор и этномузыковед Борис Базуров поведал о том, что объединяет прогрессив-рок и русский фольклор. Владимир Михайлов (Enine) и Дмитрий Штатнов (Dmitry Shtatnov) (Quorum/Eternal Wanderers/Seagall) рассказали о том, почему интересно играть рок с точки зрения, условно говоря, молодого поколения. Вела дискуссию замглавреда «ИнРока» и сотрудник Государственного института искусствознания Елена Савицкая, она изложила в целом историю развития прог-рока в СССР/России. В обсуждении возникли вечные вопросы – зачем, кто виноват и доколе, – а ответы могут пригодиться не только прог-рокерам. Итогом стали выводы и предложения участников: продолжать самосовершенствоваться и играть эту непростую для восприятия музыку, внедряться в мировое прог-сообщество, больше петь на русском языке, обращаться к классике.
К счастью, мы записали беседу на диктофон – фрагменты войдут в будущие публикации.
Ну, а чтобы слово не расходилось с делом, тут же «вдарили» мощнейшим прог-джемом: Борис Базуров со стиком и тач-панелью, этническая перкуссионная секция (Антон Мартынюк и Александр Брагин), Александр Костарев на гитаре. Сложные ритмы, глубоководные звуки стика, элементы индийской музыки… и неожиданный номер от Костарева с певицей!
Даже сам вид Бориса Базурова со стиком в руках и клавишными Roli Seaboard – завораживает. И звуки, благодаря принесённой Базуровым портативной звукоусилительной системе, – будоражили дух и приятно щекотали тело. Джемовый состав Базурова и Костарева время от времени выступает на московских сценах. Не пропустите!
Суббота. Мандолина, барабаны и свинг
Суббота – на выставке день всегда самый многолюдный и шумный. У нас, правда, мероприятия на этот день были запланированы в основном тихие и требующие сосредоточенности: мастер-класс от главреда Владимира Миловидова об издании журнала (удалось понять, что не сойти с ума при всей «цикличности» нашей деятельности помогает постоянное движение вперёд: новая музыка, новые авторы, новые контакты…) и о работе интервьюера. К этому разговору, с одной стороны, ваш покорный слуга готовился всю жизнь, с другой — чем больше готовишься, тем больше понимаешь, что ничего не знаешь ни о правильной подготовке к интервью, ни о том, что такое журналистика вообще. Но… как это бывает в преподавательском анекдоте: пока объяснял, и сам немного разобрался.
В тесном и узком кругу буквально «внутри» стенда было достаточно хорошо слышно, а присутствовавшие порадовали интересными вопросами! Единственное огорчение — крепко задумавшись над тезисами доклада, я так и забыл включить диктофон.
А настоящими героями этой выставки стали Пётр Кулеш и Ольга Егорова. Пётр подготовил большую лекцию с видеоклипами и картинками, посвященную эпохе «Свингующего Лондона» и её героям, с которыми Кулеш сделал целую серию интервью. Марк Виртц, Твинк, Гленн Кэмпбеллом (The Misunderstood), Хильда Симс, Джо Бирд, Джо Бойд, Хоппи… Какие они, эти рокеры и психодельщики – звёзды, фрики, снобы, бизнесмены, простые отзывчивые ребята?.. Всё бывает! А самое главное – ощущение чуда, когда на твои письма и email’ы отвечает человек, который когда-то пожимал руку Сиду Барретту, был на Вудстоке, дружил с Хендриксом. Мы всё еще можем прикоснуться к этой истории и узнать её из первых рук…
А вот делиться этими впечатлениями на выставке оказалось сложновато. Перекричать гитарные запилы и хэви-металлический грохот с соседних стендов было не так-то легко. По словам соседей, средний уровень шума в зале в этот день составил 92 дБ – примерно как на середине оживлённого перекрестка. Был во время лекции один забавный момент – когда на минуту остальные стенды замолчали, и именно тогда откуда-то вышел представитель «звукового контроля» с измерителем шума в руках и строго потребовал уменьшить звук. Конечно, стоило ему уйти за угол, как гул со всех стендов возобновился.
К концу лекции как раз пришла долгожданная гостья. Со всех стендов грохотал какой-то гитарно-басово-барабанный коктейль, а у нас играла на нежном маленьком инструменте – мандолине – хрупкая и прекрасная Ольга Егорова! Ей и правда было не сделать шагу назад – стенд-то маленький. Но как она при этом зажигала – и металлистам можно у неё поучиться! Тембр мандолины прорезает любой шум, а энергия Ольги и сама музыка — кантри- и фолк-фьюжн-инструменталы, — привлекали всех, кто проходит мимо. Особенно хороша была концовка – аранжировка битловской «Let It Be», которой хотелось подпевать всем собравшимся.
В начале дня я рассказывал, как правильно делать интервью, а спустя четыре часа должен был подтвердить эти умения на практике – ожидалось интервью в павильоне Yamaha с барабанщиком Томми Олдриджем. И тут я понял, что рассказывал далеко не обо всём… темы «как взять интервью, когда грохочет саундчек, артист ест банан, а потом его уводят срочно-срочно» я не предусмотрел, а зря. К формату «блиц» тоже надо уметь готовиться. Ну, кое-что интересное я узнал – альбом Whitesnake наполовину записан, по крайней мере, ритм-секция (про гитары – не факт), и теперь Дэвид работает над вокальными партиями, и по звучанию это будет гораздо ближе к хард-року, чем раньше. Ещё поспрашивал его про то, как случилось, что Олдридж указан в буклете «Diary of a Madman» – он горячо доказывал, что был против, и никогда не принимал на себя чужие заслуги. В общем, это, чувствуется, по-прежнему острая для него тема.
А саундчек был ни у кого иного как у Александра Сипягина, знаменитого нью-йоркского трубача, который, кстати, года три назад играл в Троицке. Он даже вспомнил тот концерт – а я сказал ему «спасибо» и попросил приезжать ещё…
Возвращаясь к Томми Олдриджу – барабанщик был, без сомнения, самым именитым гостем на выставке. Ажиотаж вокруг его визита был так высок, что мастер-класс в павильоне «Ямаха» нам увидеть так и не удалось – очередь желающих хоть глазком посмотреть на барабанное искусство вытянулась через всю площадку перед входом… В тот же день, только вечером, в барабанном павильоне выступал ударник куда менее известный, но его игра принесла не меньше радостных эмоций. Это чех Милош Майер (Milos Meier), эндорсер Meinl и Tama. У себя на родине он играет в супергруппе B.S.P., состоящей из звёзд-ветеранов местной рок-сцены, а также в метал-группе Dymytry (судя по беглому знакомству в сети, что-то в духе современного «Чёрного Обелиска», только по-чешски). Здесь же его выступление – непрерывное яростное солирование плюс попурри на известные рок- и метал-темы, от «Tom Sawyer» Rush до хитов Roxette и Metallica. Каждую, даже «попсовую» вещь Милош разнообразил чуть ли не дэтовыми по насыщенности барабанными партиями, играя с восторгом, самоотдачей и улыбаясь каждому в немаленькой аудитории. Конец сета совпал и с завершением субботней программы – Милош закончил играть ровно в семь вечера. Отличный финал выставочного дня, шумного, бурного и суматошного, как это всегда бывает в субботу.
Воскресенье. Звёздный суп и бурый шум
Последний день NAMM Musikmesse Russia 2017 – это уже лёгкое чувство расставания. Хотя бы потому, что в этот день работают только музыкальные павильоны, а световой уже закрыт, закончена и громкая демонстрация порталов на улице. А на стендах, напротив, каждый участник старается вместить по максимуму всё намеченное. Признаться, и на нашем стенде программа тоже достаточно громкой.
Открывал день лидер проектов Distant Sun и Starsoup Алексей Марков вместе с товарищем по нескольким командам, басистом/гитаристом Артёмом Молодцовым. Они порадовали публику премьерой двух композиций Starsoup и ответили на вопросы поклонников. Среди собравшихся у стенда была даже поклонница хэви-метала, приехавшая на выставку из Нижнего Новгорода – по её словам, она увлеклась творчеством Маркова, услышав на гастролях в Нижнем его прошлую группу Shadow Host. А в этом году у Маркова появилось ещё немало поклонников благодаря его участию как фронтмена в проекте «Симфоническая Металлика», который объездил пол-России. А ведь музыка – только часть увлечений Маркова, в «обычной жизни» он финансист, преподаватель в экономическом вузе и автор нашумевшей книги «Хулиномика», популярно объясняющей то, что не поймешь в учебниках.
Через час концертную эстафету перехватили Рада и Владимир Анчевские из группы «Рада & Терновник». Состав группы в этом году изменился, но к нам на стенд приехал самый компактный, дуэтный вариант «Терновника», который стабилен на все сто. Хотя и в нём бывают новшества – например, электрогитара в руках Рады. Отчего звучание заметно утяжелилось, стало даже несколько панковским – о чём говорила, скажем, открывающая сет песня «Воронёнок», неформальное посвящение сибирскому панку. Дальше – более артовый репертуар, с редкими вещами, например, «Сидели наши души» из «Книги о жестокости женщин» (2002)… Сюрпризов могло быть и больше, но грохот окружающих стендов всё возрастал, и даже у обходительных соседей со стенда «Biker FM», обычно шедших на компромиссы, почему-то появилась срочная необходимость включить во всю мочь фонограмму модерн-дэтовой группы Digimortal в качестве «анонса» их предстоящей автограф-сессии. Что ж, боевого духа Анчевским не занимать, хотя сосредоточиться на музыке в таких условиях, и артистам, и слушателям, было сложновато.
И ещё один необязательный, но очень приятный вид занятий на стенде «ИнРока» – наша викторина! К финалу у нас уже появились свои завсегдатаи, ждавшие очередного розыгрыша. Основным, не побоюсь этого слова, спонсором розыгрыша стала компания «Азия Music», предоставившая несколько футболок с логотипами своих брендов Bulldog и Turkish, флешку, нотные тетради и прочие сувениры. Другие интересные призы – билеты на концерты Sully Erna и Twelve Foot Ninja, которыми поделилось концертное агентство Brightside Music. Кроме того, покопавшись в закромах, мы нашли несколько хороших дисков, изданных лейблами «ArtBeat» и «Soyuz Music», а еще одним внушительным призом стала годовая подписка на наш журнал.
Часть вопросов были придуманы дома, а некоторые – сымпровизированы прямо на стенде. Вопросы варьировались от совсем простых (в честь какого альбома какой группы назван наш журнал?) до весьма заковыристых – например, какой деятель шоу-бизнеса, внесший огромный вклад в развитие рок- и поп-музыки – сын турецкоподданного? Угадавший получил ту самую футболку с символикой производителя тарелок Turkish. И, как говорится, никто не ушёл обиженным…
***
Каждый год, когда всё закончено, думаешь об итогах, о тенденциях и о том, как сделать, чтобы MusikMesse стала эффективнее и для участников, и для посетителей. Тенденция — прежде всего в том, что из массовой выставка в Сокольниках становится узкоспециализированной. Просто «пощупать гитары» и пообщаться с себе подобными можно в музыкальных магазинах и в соцсетях, мотивация «понабрать буклетов» давно ушла в прошлое, а рок-концертами отечественных хэви-метал-звёзд полнятся московские клубы. Наметившееся было направление мастер-классов, посвященных музыкальному бизнесу, ныне зажило самостоятельной жизнь — конференция «Colisium», ранее бывшая частью «MusikMesse», теперь проходила на другой площадке в (сюрприз!) те же самые выходные. Зато к «Мюзикмессе» «пристыковываются» события типа воскресного фестиваля джаз-бэндов под открытым небом или «Хорэкспо», со своей публикой и со своей программой.
Никуда не исчезла профессиональная составляющая – возможно, в четвертом павильоне, ставшем теперь тихим, боссам компаний-дистрибьюторов проще обсуждать свои дела, чем в прежнем грохоте… Понемногу уходят представители западных брендов – держится Yamaha, не видно Roland’a, на месте MixArt со своими стреловидными Dean’ами, а классических фендеров-гибсонов не сыскать. Была жизнь в барабанном павильоне – Paiste, Weber, Tama, Turkish… В образующемся вакууме появляется шанс у русских брендов, которые, как говорят, вышли на вполне серьёзный уровень. Стенды Shamray Guitars, Inspector Guitars, Yerasov и другие смотрелись достойно на общем фоне. «Отечественные производители» уже сказали своё громкое слово — осталось научиться слушать друг друга. А для этого нужна согласованность программ, требующая некоей предварительной подготовки, чтобы громкие события не накладывались друг на друга. Уверен, никто из участников не хочет того хаоса, в который подчас превращается экспозиция. А чтобы его избежать, надо работать вместе. И — надеемся, вам было интересно на стенде «ИнРока»! До новых встреч!
Владимир ИМПАЛЕР
Елена САВИЦКАЯ
Фото — Владимир Импалер. Все фото с выставки в нашем вконтакт-сообществе: https://vk.com/album-2548741_248055566
Благодарим Екатерину Соболеву и весь оргкомитет выставки за приглашение к участию; компанию Asia Music и магазин «Свет и Музыка» за предоставленное фортепиано Alina Pro, активные колонки Eurosound и микрофон, Дмитрия Кошелева и Владимира Михайлова — за помощь на стенде, всех музыкантов и гостей наших круглых столов — за музыку, мысли и уделённое нам время.
14-17 сентября 2017 г.
Москва, КВЦ Сокольники