MusikMesse’2013: Переход через пустыню
Май 24, 2013
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

MusikMesse’2013: Переход через пустыню

Есть у рок-групп такое понятие, как синдром второго альбома. С выставками, наверное, похоже – а «МьюзикМессе» проходила в Москве второй раз, и если в первый раз интерес к ней автоматически был обеспечен и громким «западным» именем, и фактором новизны, то теперь в ней приняли участие только те, кому это было по-настоящему нужно. К счастью, таковых набралось достаточно, чтобы мероприятие оказалось жизнеспособным.

Хотя до масштабов «Музыки-Москвы» пяти-десятилетней давности – а именно с этой выставкой невозможно не сравнивать MusikMesse – конечно, далеко. (Про франкфуртский «прообраз» и речи нет. И, если быть совсем точным, у мероприятия есть еще и второй, американский «родитель» — NAMM, так что полное название того, что происходило в «Экспоцентре» на набережной реки Москвы — NAMM Musikmesse Russia.) Та легендарная выставка, собиравшая абсолютно всех ключевых игроков музыкального бизнеса, а также великое множество музыкантов как из Москвы, так и со всей России, аналогов не имела и, наверное, иметь не будет. Для ее участников она была не просто деловым мероприятием, не просто возможностью увидеть и «пощупать» интересные инструменты, а настоящим праздником музыки, своего рода «встречей племен», в которой всякий, кто считает себя музыкантом, должен был принять участие. Отсутствие этой масштабности, этого всеобщего воодушевления сейчас – не просчет какой-то конкретной выставки, а тенденция, особенность нашего времени, в котором и активность публики уходит в сеть, и сама музыка в графе популярных хобби уступает место другим занятиям.

В стремлении нащупать новую почву под ногами MusikMesse делает упор на бизнес-составляющую, эффективность выставки для специалистов и профессионалов. Вспоминается самая пресс-конференция, еще только анонсировавшая пришествие «немцев» на московскую почву. Солидные зарубежные дяди в костюмах в сопровождении видеопроекции рассказывали о том, какой эффект имеет ваш бизнес от участия в выставке. Бизнес был обозначен кружочком, выставка – квадратиком, стрелочка вела от кружочка к квадратику и дальше, кружочек увеличивался, сочетался стрелками с другими кружочками, продажи росли, эффект – имел место быть. Слушатели кивали головами и шли обсуждать свои дела в фуршетную комнату.

Нашему же крохотному журнальному кружочку интереснее даже не стрелки (хотя и они тоже), а квадратик, то есть потенциальные читатели, которых на музыкальной выставке всегда было изрядно. Но раз от раза (и это касается и других выставок) этот поток всё ослабевает, и на нынешней MusikMesse стало как-то окончательно ясно – одной продажей «ИнРоков» на выставках заниматься бессмысленно. По крайней мере, в четверг и пятницу. Как мне рассказали знающие коллеги, основная жизнь на выставке идет где-то подспудно – приезжают дилеры, заключают контракты, общаются о чём-то своем, а посетители – из музыкантов, которых я знаю, это в основном люди, занятые на стендах, работники фирм-дистрибьюторов или же эндорсеры. Массовой публики в четверг почти нет – и ясно почему. Нынешний музыкант – это прежде всего хобби-музыкант, который занимается этим делом вечером и по выходным. Вытащить его на выставку в будни можно каким-то действительно весомым именем – скажем, как именем греческого гитариста Гаса Джи, дававшего мастер-класс в пятницу. Правда, давал он его и в субботу. Еще пяток таких «гусей» и прочих птиц, и количество переросло бы в качество, но всё упирается в бюджеты и в отсутствие «командной игры», то есть понимания, что выставка – это общее детище, и ее посещаемость играет на руку не только одному стенду эндорсера, но и всей музиндустрии в целом.

Пока среди героев выставки в основном – всё те же персонажи, что и в прошлые разы, то есть представители «арийской семейки» на стендах и звезды тин-поп-альтернативы на сцене снаружи. Louna, «Слот» и прочие – всё это достойные в своем жанре группы, но представьте, что вы – не девочка с розовыми значками на рюкзаке, а музыкант, пришедший что-то для себя узнать, увидеть, поучиться… Вам будет такое интересно? Не знаю.

Хороший баланс давала малая сцена — внутри при входе в зал. Там – гитаристы-виртуозы разных профилей, от блюзово-фьюжнового Темура Квителашвили до шреддера из Болгарии Христо Кириллова, который так «уделал» Моцарта, что аж зубы скрипели. Там – разговорные мастер-классы, скажем, от группы Tintal, рассказывавшей, как сделать хорошее шоу. Спонтанные шоу возникали то на одном, то на другом стенде – это и брызжущий юношеской энергией гитарист Сергей Табачников на стенде «Гранд-мистерии», и умудренный опытом, узнаваемый по звуку издалека гитарист Сергей Маврин на стенде «Аваллона», и наш старый знакомец, экс-барабанщик «Экстроверта» Алексей Баев, «выбивавший искры» из тарелок Turkish на стенде «Asia Music». Он признался нам о новом, сверхсекретном проекте с одним известным бас-гитаристом… имя которого мы узнаем, наверное, осенью, и надеемся позвать их к нам на «ПрогДэй».
Рядом у «МиксАрта» обитал Сергей Кутаев, экс-барабанщик классического состава Shadow Host, ныне играющий с Сергеем Терентьевым в «Артерии». Этот коллектив, мощно стартовавший лет эдак 8 назад, погряз в сменах состава – недавно вокалиста Григория Стрелкова сменил Алекс Кэп (экс-The Arrow), а новый материал готовится мучительно долго…
А вот еще один давний товарищ, гитарист Андрей Смирнов (Everlost, экс-«Мастер») не так давно совершил головокружительный шаг вверх в своей карьере. Он стал гитаристом группы UDO! Немудрено, что на его автограф-сессию (на том же «Аваллоне») собралось множество фэнов, и каждый норовил сфотографироваться и поболтать с Андреем, видимо, узнать секреты успеха. Я выбрал минутку и «похитил» Андрея на наш стенд, чтобы спокойно расспросить всё о том же. Так вот, оказалось, главный секрет успеха – это грамотно оформленное резюме! А обо всём остальным вы прочтете в свой черед в «ИнРоке»…

Карьера Андрея в чём-то схожа с карьерой грека Гаса Джи, который тоже начинал с трудной «раскрутки» собственной группы, работы на стороне, а затем привлек внимание Оззи Озборна… Фэны, собравшиеся на мастер-классе Гаса, смотрели на него с обожанием, сам же Костас Карамитрудис совершенно не показывал звездных замашек и спокойно отвечал на все вопросы, объяснял, что для такого-то приема он ставит палец вот сюда, а этот – вот туда, а Закк Уайлд ему не конкурент, а старший брат и учитель. Но больше даже не говорил, а просто играл под минус «оззиевские» и «файеруиндовские» вещи, так что мастер-класс был больше похож на выступление гитариста, запрятавшего свою группу в волшебную коробочку.
С Гасом мне тоже удалось под вечер пятницы взять интервью – милое, но не обещающее каких-то чудес и откровений. «Оззи – он такой, он такой… фантастик…» — А именно? — Не дает ответа. Под конец я сделал оплошность, упрекнув группу Firewind в отсутствии своего лица. «Это у нас-то нет лица?! Да у нас отличный вокалист, сыгранная группа, отличный материал, и гитарист играет с суперзвездным певцом, этого что, мало?» – расстроился музыкант. А диктофон вдруг выключился как раз на этом, последнем вопросе — что тоже показательно. Днем позже, тоже на мастер-классе, он сказал фэнам, что у него нет ничего оригинального, а все свои приемы он позаимствовал у других. С чего бы вдруг?

«А где здесь гитары Gibson? Как так нету? Гитар Gibson здесь нету? Ну, такого быть не может!» — и с изменившимся лицом посетитель побежал к пруду… то есть искать дальше. Много чего (и много кого) на выставке еще не было, но не будем о грустном…

Запомнилось и кое-что другое. Интервью проходило уже под занавес выставки — после ее номинального закрытия в семь вечера у экспонентов еще оставалось время, чтобы собраться с мыслями и вещами… Где-то в 19-15 громовой мегафонный скрежет с потолка на грани разборчивости потребовал срочно покинуть зал. Гас в испуге и недоумении поглядел вверх, пытаясь понять, что за невидимое божество пытается его покарать…
«Сюрного» было много – вспоминается, например, как на первый день выставки мы с Леной, всматриваясь с нашего стенда вдаль, вдруг заметили, как… стенды задвигались! Поистине шекспировская картина. Вглядевшись пристальней, я понял, что это не стенды, а некие передвижные баннеры с символикой выставки, которые почему-то решили перенести с места на место.
На другой день весь честной народ забавляло зрелище двойника-Элвиса, в руках которого было… укулеле, а также гитариста… с лошадиной головой. Как он ходил, тем более – попадал по струнам, для меня загадка.
Гитаристы на стендах – отдельная песня. Им надо себя чем-то занять и извлекать какие-то звуки, но фантазия явно кончается… Так, в четверг целый день кряду какой-то гитарист с упорством, достойным лучшего применения, играл рифф из цеппелиновского «Кашмира». Это прекрасный рифф – но не когда он звучит целый день. В воскресенье же выставку оглашали звуки вступления (врать не буду, узнал эту музыку не я, а Лена) 5-й симфонии Малера на трубе. А уже под занавес я зашел в гости к коллегам из «Music Box», а неподалеку некий басист упорно наяривал… вступление к «Тореро». Прямо над ухом у редактора «Music Box» Андрея Большакова, сыгравшего эту вещь в оригинале…

Из стендов, помимо очевидных гитарных, клавишных и барабанных великолепий (как всегда, целый «квартал» в этом «городе» соорудила фирма Roland), запомнилась экспозиция этнических духовых и перкуссии от … Даже мы не устояли, купив рублей за 400 эдакую деревянную жабу с ребрами на спине – проводишь палочкой, и кажется, что жаба квакает. Толку ноль, но круто ведь!
Для гитаристов предметом восторга стали… самонастраивающиеся колки Tronical Components, которые, к изумлению присутствующих, сами крутились при малейшем сбое настройки. Целые толпы собирались поглазеть на это чудо, а многие подумывали установить на своей гитаре такое.
Еще один повод то ли для восторгов, то ли для ностальгии – ноты, от гитарных до барабанных – золотого фонда рока. «Мы когда-то, лет 15 назад, их ксерили и передавали друг другу, а теперь – вот они, оригиналы, и купить можно!» – радовался Илья Мамонтов, гитарист/басист «Эпидемии». На прошлой выставке у Ильи тоже было сольное выступление, но на этот раз его эндорсмент-компания переживает реорганизацию и им не до шоу. Жаль… Точно так же, в роли зрителя (да еще и фотографа), побывала на выставке гитаристка Юлия Костерова, совсем недавно выпустившая сольный альбом с участием Дерека Шериньяна.

Обстановка способствовала выставке. Почти летняя погода, река Москва неподалеку, рядом метро, центр Москвы, при этом довольно гуманные, в сравнении с «Крокусом», цены в кафе и кофе-машинах… Первые два дня выставка еще и пересекалась с огромной «Связь-экспокомм», отчего на ней в изобилии бродили связисты. Некоторые трудности представлял поиск второго зала (Prolight+Sound), где выставлялась световая аппаратура. Кстати, заполнен зал был был не хуже, чем основной, и туда переместилась часть прессы… Вот только под конец всех ждал сюрприз – закрылась «световая» половина на день раньше, в субботу.
А в просторном зале «Форум» нашлось место не только для стендов, но и для фонтана посредине, а также большой «зоны отдыха» с мягкими подушками, где можно было просто полежать, глядя в прозрачный стеклянный свод зала, и помечтать о чём-нибудь хорошем…

Признаться, в иные моменты хотелось вообще обмотать ленточкой стенд и убежать туда, где в далеком коридоре, в потаенной аудитории участники конференции «Colisium» обсуждали разные важные вещи вроде краудфандинга, краудсорсинга и проч. и проч. Ключевой темой стало «продвижение». Как сделать хороший концерт? Как «продвинуть артиста»? (Куда? Зачем?) Как сделать, чтобы о тебе написали? Кажется, нынешние музыканты воспринимают прессу не как источник информации, а как средство собственного продвижения. А к чему приводит ситуация, когда все желают говорить, и никто – слушать, давным-давно известно.
Так или иначе, мы попытались разбавить эту «продвиженческую» тему разговором о музыкальной журналистике, что из-за нехватки времени превратилось в рассказы о своих изданиях — с некоторой попыткой дискуссии под конец. Признаюсь, у меня не было опыта таких конференций, и я несколько заговорился. Коллега Кирилл Мошков из «Jazz.Ru» мог бы многое сказать про преподавание журналистики, но не успел, ограничившись представлением своего издания. Коллега Константин Ильин из «Аудиоформата» (Петербург) упрекнул «клятых москалей» (не буквально, разумеется) в невнимании к бесплатным музыкальным журналам, которые в Москве зачахли, а в Питере – живут, что помогает, видимо, и в развитии журналистики. Колоритный питерский журналист Макс Хаген был ближе всего к теме. В своей речи он едко прошелся по «человеческому материалу», который стал за последнее время «весьма слаб». «Одну журналистку я заставлял переписывать рецензии по четыре раза!» – признался он. Коллеги хищно улыбнулись. Еще из журналистов в зале присутствовала корреспондентка питерского журнала «Драйв», а вот «Classic Rock» и «Music Box» вырваться со своих стендов не смогли.
Уже ближе к вечеру я ухватил еще кусочек интересного доклада: американский продюсер на чистом амеRикаNском английском докладывал о способах продвижения своих подопечных, сыпал названиями мейджор-лейблов, известных артистов и продюсеров. Музыкальный рынок растет, его стоимость увеличивается, молодежь вновь начинает покупать музыку на мобильных девайсах (потому что купить проще, чем украсть), специалисты по A&R нарасхват… Трудно поверить, но слушать уверенных в себе людей бывает полезно даже независимо от того, что они говорят. А в глубине зала своей очереди ждал огромный шкафообразный негр-блюзмен…

Следующая выставка MusikMesse состоится не весной, а осенью 2014 года, т.е. ждать ее придется несколько больше года. Что произойдет с музыкой и музыкальным бизнесом к тому времени? Как завершится противостояние фирменной MusikMesse и легендарной «Музыки-Москвы», выставки с более чем 15-летней историей? Смогут ли деятели музыкального бизнеса консолидироваться, чтобы сообща возродить выставку Musik… Music… проще говоря, Музыку? Ведь ее успех, на самом деле, нужен всем. Всем – или никому.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.

Владимир Импалер

Владимир Импалер