Январь 20, 2014
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Leningrad Cowboys: Покорение кабельной фабрики

glam rock,Kaapelitehdas,Leningrad Cowboys,обычный,Хельсинки Участников финской группы Apocalyptica однажды спросили, может ли их ансамбль считаться одним из символов Финляндии. «Нет, нет! — ответили музыканты. — Вот Leningrad Cowboys, они — символ»…

Финляндия зарекомендовала себя самым большим в мире количеством метал-банд на душу населения, но при этом здесь неплохо себя чувствует и классический рок-н-ролл. Собственно, почему нет: жанр с детства на слуху, легко воспринимается большинством и отлично подходит для зажигательных клубных концертов. Leningrad Cowboys — знаменитые “олдовые” рок-н-ролльщики, сочетающие развеселые хиты и стёбное шоу.

Банда появилась на свет вослед комедийному фильму Аки Каурисмяки “Ленинградские ковбои едут в Америку”, где «ковбои», тогда еще называвшие себя Sleepy Sleepers, сыграли гротескных сибирских музыкантов, решивших покорить американский континент. Имидж прижился, Каурисмяки позже снял еще одну серию про приключения ковбоев в Нью-Йорке, а команда продолжила деятельность уже в реальном мире. Всевозможных концертов она дала достаточно — скажем, в 1993 году закатила масштабное шоу с российским хором имени Александрова. «Total Balalaika Show» было презентовано семидесятитысячной толпе зрителей на главной площади Хельсинки; в 2012 году их выступление увидела металлическая мекка — фестиваль «Wacken Open Air». Репертуар Leningrad Cowboys включает популярные рок-н-рольные хиты, поданные разухабисто и с юмором, с текстами на темы от водки и ракет до тракторов и Чинхисхана. А завершает картину фирменный стиль команды — гипертрофированные чубы а-ля Элвис и гротескно длинноносые ботинки. В нынешнем составе — 11 “ковбоев” и двух “Leningrad Ladies”, сиречь танцовщиц.

На моей памяти это первое выступление Leningrad Cowboys в финской столице за несколько лет — гастрольный график экстравагантен не меньше, чем имидж, и к крупным городам вовсе не тяготеет. «Ленинградцы» предпочитают фестивали в глубинке. Но на этот раз они наметили сразу две даты в Хельсинки, на крупной площадке “Кабельная фабрика” (ее вытянутый в длину зал способен вместить несколько тысяч человек), и благополучно собрали на ней аншлаг. Возможно, помогла реклама, подчеркивающая параллели нынешнего турне «Red X-Mas» («Красное Рождество») с памятным «Тотал Балалайка Шоу». Как и тогда, в концерт участвует военный ансамбль — хор Российских ВВС.
Внешнее оформление зала выдержано в пародийно-советском стиле, смешанном с характерными для группы образами — покрашеные золотой краской бутафорские бюсты Ленина в черных очках и «ковбойским» чубом, на стенах — плакаты с советской символикой, а угол сцены занимает несерьезно разукрашенный коммунистического вида трактор. Вначале мощно вступает хор, затем на сцене появляется собственно команда и начала развлекать аудиторию.

Рождественские настроения оказали существенное влияние на сетлист: первое место в нём занимают тематические «Jingle Bells Rock», «Merry Xmas Everybody», «Merry Christmas (I Don’t Wanna Fight)», «Little Saint Nick». Есть и каверы вечнозеленых рок-н-рольных хитов — «Delilah», «Back In The USSR», «Sweet Home Alabama»… В аранжировках для придания капиталистическому рок-н-роллу нужного градуса и направления вовсю используются русские мелодии а-ля «калинка-малинка».

Это не тот концерт, когда имеет смысл анализировать сет-лист и рассуждать о тонкостях исполнения. Это разбитное шоу, где важнее всего безудержное веселье, щедро приправленное дураковалянием и “клюквой” (доведенной до гротеска советской эстетикой). Тем не менее, каждый музыкант и каждая танцовщица — а обычно на сцене примерно дюжина человек, не считая хора — действует слаженно с остальными и прекрасно знает, как правильно подать себя на сцене. Нет ни одного выступающего, который, условно говоря, бренчал бы свои аккорды, глядя куда-то под ноги, как это бывает на выступлениях некоторых тяжелых групп.

Один из “ковбоев” красуется в костюме толстого розового краба, танцовщицы — отдельно отмечу, превосходно артистичные — бесконечно меняют броские костюмы в стиле кабаре, на сцену то и дело выпрыгивают аутентичные русские народные плясуны, а над всем этим царит плохо видимый в сценическом дыму армейский хор с ветеранского вида дирижером. Со стороны кажется, что дирижер несколько ошеломлен участием в столь авангардном проекте, но держится молодцом. В середине шоу на сцене появляется фигура в тренировочном костюме «Адидас» — финский хип-хопер Пэйлфейс (Paleface). Каждый из находящихся на сцене излучает безудержное веселье, танцовщицы отплясывают на установленных на сцене огромных бутафорских “советских газовых плитах”, нет ни одного человека, который бы просто “отрабатывал концерт”, всем искренне хорошо. А в зале веселятся и водят хороводы зрители.

Двухчасовой концерт заканчивается, направляюсь к выходу, окидывая взглядом напоследок оформление зала в стиле «назад в СССР» и странного вида надувные фигуры музыкантов под потолком. На выходе меня внезапно окатывает пивом подгулявшая зрительница средних лет. Видимо, вспомнила вместе с группой беспечную молодость и решили поругаться с секьюрити. Вечер удался.

Аскар ИБРАГИМОВ
Фото автора.
Благодарим за аккредитацию Микко Хултмана (Mikko Hultman), представителя группы.

P.S. Между прочим, одними из первых популяризировать творчество «Ковбоев» в России начали мы — см. статью Елены Савицкой в журнале «Салон Аудио Видео»!
http://www.gromko.ru/done/showbook/article2494.html

Владимир Импалер

Владимир Импалер