Легион: Концентрированная музыкальная красота
Нет, это что-то с чем-то! Такая очередь на вход в большой зал «Гластона» на моей памяти впервые. Начало концерта было объявлено на 20:00, но и к этому времени количество ожидающих у лестницы практически ничуть не уменьшилось. А когда я заглянул в гримёрку перед самым выступлением, музыканты обсуждали изменения в сет-листе – концерт требовалось закончить к 23 часам, и чем-то надо было пожертвовать, – и вежливо попросили меня покинуть помещение как можно скорее, дав понять, что им сейчас не до эпических разговоров, даже по существу. Ну и ладно, коротенько поздравил с выходом нового альбома, и на том гран-мерси.
Пошёл в зал, где повстречал уйму знакомых. В этот день началась продажа нового альбома «Отблески будущего» – ограниченный тираж выдавали тем, кто поучаствовал в краудфандинговой кампании, обычное издание в «стекле» продавали прямо в зале. На цифровых платформах «Отблески» были опубликованы днём ранее. Рулил процессами раздачи и продаж глава лейбла OldWise Records Виталий Куликов собственной персоной. Также у него на столе лежали новые футболки «Легиона», книга о группе «Рыцари «Легиона» Владимира Марочкина, несколько изданий предыдущих дисков, ставших раритетами, посему – по высоким ценам. Получил свою «планетарную» акцию, диджипак «Отблесков будущего», и ваш покорный.
Концерт начался в 20:34. Зазвучало интро к композиции «Искусственный интеллект», текст к которому записал известный радиоведущий Дмитрий Добрынин. Был ли он в этот момент в зале, сказать трудно, да и неважно это. Дальше, под ещё одно интро, на сцену стали выходить музыканты: барабанщик Пётр Малиновский первым, далее практически одновременно басист Станислав Козлов, клавишник Александр Орлов и гитарист Сергей Салкин, и, наконец, фронтмен Алексей Булгаков. С первых аккордов публику накрыла (без преувеличения) волшебная волна кристально чистого саунда. Такое не только на «Легионе», но и вообще на любом концерте в «Glastonberry Pub» на моей памяти случилось впервые. Даже на пламенно мною любимой «Омеле» в начале концертов ни разу не обходилось без каких-то погрешностей. Здесь же всё было отстроено до невероятно кристальной чистоты. Это только подчёркивало красоту музыки. Зал был полон. Не так плотно, как кильки в томатном соусе внутри консервных банок, но всё равно: нынче «Легион» собрал приличное количество народа.
Открыла живой сет первая песня с «Отблесков будущего» – «Восстание машин». Честно признаюсь, не могу приучить себя слушать музыку на стриминговых платформах, потому знакомиться со свежим материалом пришлось на концерте. Позднее расслушал CD уже дома. Следом, не дав ни секунды передышки своим болельщикам, «легионеры» выдали ещё одну новинку – песню «Механический пёс». К чести группы, новый материал она отточила до такой степени, что создавалось впечатление, будто он играется далеко не впервые. Обычно на премьерах ощущается некоторая сырость, недорепетированность. Тут ничего подобного не наблюдалось. Не обошлось без фирменного булгаковского восклицания «Ваши руки, друзьяа-а-а»! Далее «Легион» копнул к корням и выдал «S.O.S.». Песня с архивного, любительски записанного и недавно изданного всё тем же «Мудрым Старцем» (OLdWise) Виталием альбома «Апокалипсис», в сегодняшней инкарнации группы звучала «здесь и сейчас» в лучшем виде, как и подобает проверенному временем хиту. Далее ещё одно «преданье старины глубокой»: «Хозяин зла». В этой песне музыканты явно «перешаманили» аранжировку. В ранних версиях, представленных на альбомах «Легиона» и проекта «Чернышёв/Булгаков», явственно чувствуется «Assault Attack» группы Михаэля Шенкера. В этот вечер «Хозяин» ассоциаций с MSG не вызвал, и от этого только выиграл. Затем была пара номеров с «Невидимого воина». «Два крыла» существенных изменений не претерпели, но «Лунный свет» музыканты переосмыслили, обновив аранжировку. Партия Сергея Салкина по манере игры напомнила Энди Саммерса из The Police. А в припевах гитарист блистал вокальными данными, и весьма неплохими, поделив пение на равных с фронтменом. «Сон, в котором не было Солнца» – хит, и с этим не поспоришь. Исполнен он был безукоризненно.
Затем настал звёздный час инструменталистов. На сцене остался Станислав Козлов и выдал басовое соло минуты на четыре, в последней из которых ему подыграл Пётр Малиновский. Когда барабанщик вошёл в раж, басист покинул сцену, и уж тут драмер развернулся на полную катушку. Играл он минут десять, и это была не просто демонстрация своей техники, а отдельная песня, исполненная на ударных. Затем за кухню сел Салкин, а Малиновский немного «пофронтменил». Он умудрялся одновременно манипулировать публикой и дирижировать Сергеем, то жестами, то вслух указывая ему, какие брейки где играть. Естественно, в барабанной технике гитарист существенно уступает ударнику, но как элемент шоу такая перетасовка заставила улыбнуться. Через пару минут за барабанами снова Малиновский, а на сцену подтянулись клавишник и басист. Трио устроило импровизацию, к которой на финальном этапе присоединился гитарист, на сей раз со своим «родным» инструментом. Под занавес квартет инструменталистов ушёл минуты на полторы в психоделию, которая переросла в песню «У окна». Естественно, на тот момент весь квинтет вновь уже был на сцене. Продолжился драйвовый натиск «Ночными волками», а затем «Легион» сбавил обороты, исполнив «Последнего единорога». Единственный момент, на котором группа чуть-чуть просела (один раз за весь концерт!) – «Страна души». Перед началом Булгаков сказал: «Мы играем её нечасто». И вот такой классический номер прозвучал более сыро, чем новый материал.
Неужели усталость? К счастью, нет! «Последний глоток» полностью реабилитировал команду, у которой будто бы открылось второе дыхание. Далее была сыграна инструментальная пьеса Сергея Салкина «Обещание». Она открыла блок композиций с предыдущего альбома группы «Двойная звезда». Тут до меня дошло, что последний раз я видел «Легион» живьём на презентации релиза, вышедшего пять лет назад. Парадокс: группа из числа любимых, выступает как минимум два раза в год, но какие-то обстоятельства непреодолимой силы мешали мне попадать на её концерты. Тему «Двойной звезды» продолжили «Танец огня» и «Танго снов». Следом за ними «Легион» выдал «Фантазию», припевный рефрен которой, «Иллюзия, фантазия…», Булгаков заставил петь публику. На счастье, вокальные данные у народа оказались на высоте. Подумалось, что время близится к финалу, и вот-вот грянет «Листопад». Ан нет! Настала пора гитаристу блеснуть своим мастерством. В его соло техничные запилы чередовались с классическими темами, среди которых прозвучал и шопеновский похоронный марш.
После соло «Легион» выдал ещё три номера с «Отблесков будущего»: «Памяти Аэлиты», «Искусственный интеллект» и «Душа». Последнюю музыканты посвятили памяти своего звукорежиссёра Сергея Толстых, жизнь которого в прошлом году унёс коронавирус. После «Души» – пожалуй, самой мощной и чувственной композиции «Отблесков будущего», музыканты покинули сцену. Публика неистово звала своих кумиров. Да чего греха таить, мой голос тоже присоединился к хору скандирующих название команды. И она вышла и выдала ещё четыре песни: «Рок», «Листопад», «Птица» и «Победа!». Последняя из перечисленных и завершающая сет вошла в альбом 2003 года «Маятник времён». Герои её – солдаты, возглашающие: «Мы едем домой! Мы устали от этой войны, мы хотим тишины»… И это было ещё тогда, когда ничто сегодняшние трагические события не предвещало… Контекст был недвусмысленный: музыканты ставят этой песней точку в своём концерте. Никто, включая автора текста песни Владимира Сергеева, и не мог предположить, что спустя почти двадцать лет случится то, что произошло 24 февраля.
Когда завершился концерт и музыканты уже окончательно покинули сцену, мои часы показывали 22:57. Подведу итог. Повторюсь: «Легион» – одна из моих любимых отечественных групп, но в силу ряда трудностей я не видел её живьём почти пять лет. И был несказанно рад побывать в этот вечер в «Гластоне». Как отмечено выше, команда порадовала невероятной энергетикой, мощнейшим драйвом и отменным звуком: все инструменты и голос певца (который, в принципе, тоже инструмент) были отчётливо слышны в любой точке зала. Смысл новых песен дошёл до сознания с первого раза. Лично для меня это выступление стало лучшим из всех концертов «Легиона», которые довелось увидеть живьём. И пока – лучшим концертом года.
Сет-лист: Интро Искусственный интеллект; Интро альбома; Восстание машин; Механический пёс; S.O.S.; Хозяин зла; Два крыла; Лунный свет; Сон, в котором не было Солнца; Соло (бас); Соло (ударные – Малиновский и Салкин); Инструментальная импровизация; У окна; Ночные волки; Последний единорог; Страна души; Последний глоток; Обещание; Танец огня; Танго снов; Фантазия; Соло (гитара); Памяти Аэлиты; Искусственный интеллект; Душа. Бис: Рок; Листопад; Птица; Победа!
Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Михаил Грушин
Редакция благодарит директора группы «Легион» Марину Булгакову за приглашение на концерт.
Весь фоторепортаж:
19 февраля 2022 г.
Москва, Glastonberry Pub
"Легион"