Лакоча: Любовь по-македонски
Июнь 1, 2012
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Лакоча: Любовь по-македонски

В начале апреля московская фолк-группа «Лакоча» представила публике свежевышедший дебютный альбом. Кажется странным, что команда эта выпустила диск только сейчас – ее история насчитывает уже лет десять…

Но объясняется это весьма просто. Только года три назад (если не меньше), с приходом перкуссиониста Владимира Глушко (он же Биг) сформировался нынешний состав. Диск записывался в 2010 году в режиме «live in studio» в московском клубе «Дом», с Максимом Хайкиным за звукорежиссерским пультом, и содержит исключительно фолк-номера — ни одной авторской песни.

Кавер-репертуар «Лакочи» очень разнообразен — есть в нём песни русские, еврейские, болгарские, даже одна армянская (плавно переходящая в русскую), но в основе его — вещи из Македонии. Сейчас принято писать «бывшей югославской республики Македонии», чтобы не путать с античной греческой Македонией Почему именно оттуда? Лучше знают сами музыканты, но я попробую догадаться. Страна эта (нынешнее пост-югославское государство – только ее часть) оказалась на перекрестке культур — южно-славянской, греческо-византийской, турецкой, и, следовательно, музыка впитала все эти влияния. Вот и в песнях, которые играет Лакоча, теплота и лиричность югославского фольклора сочетается с витиеватостью аранжировок, вокальной мелизматикой в восточном духе.

Слушая «Лакочу» живьем, замечаешь тонкую грань между экстра- и интровертностью в музыке, на которой группа удачно балансирует. Материал стоит того, чтобы в него внимательно вслушиваться, и от группы не дождешься разудалых цыганских плясок, которые могли бы ждать зрители, пришедшие на «балканщину».
Самое больше — просто аплодировать за компанию. При этом характерно, как сама певица Любовь Понькина хлопает в ладоши — где-то прямо перед собой, в своем личном пространстве. Возможно, это связано с частыми выступлениями на маленьких площадках, когда для артиста жизненно важно не пришибить товарища неудачным жестом или случайным поворотом грифа. В этом смысле, хороши также музыканты хрупкой комплекции и небольшие инструменты — флейта, скрипка, дарбука (вместо большой ударной установки). Вот, правда, сам Биг этому правилу резко противоречит.
Вещи с альбома исполнялись в исходной последовательности, поэтому вместо сетлиста использовался сам диск. Он лежал в кармане у лидера группы, флейтиста Ильи «Слона» Сайтанова, а Биг периодически вытаскивал его, чтобы свериться с программой.
Лично мне из этого репертуара больше всего запомнилась вещь «Каранфилче Дэвойче» — с гипнотическим ритмом и очень простым, но цепляющим флейтовым рефреном. Кажется, утяжелить ее, как-то усилить эту ритмическую составляющую — получился бы хит!
Были и очень тонкие и красивые лирические моменты, с протяжными и чувственными вокальными партиями. «Си залюбив эдно момче» — даже без слов понятно, о чём.
А есть вещи, где и лирика, и танцы совмещаются — «Айдэ сонце зайдэ», где, кстати, есть пример и «арабской» (уж извините за термин) вокальной партии…
Скрипачка Саша Скворцова в группе отвечает еще и за бэк-вокал. На этот раз у нее были какие-то технические проблемы с датчиком на скрипке, и ее вывели в микрофон. Инструмент иногда пропадал, но это не страшно.
Аккордеонист Сергей Романов «гостил» на альбоме и вышел на презентации помочь с парой треков. В одной из них — сыгранной под конец вещи с циклическим повтором-развитием темы, группа сразу напомнила Vermicelli Orchestra. В фольклорной вещи — просто еще одна красивая краска к уже имеющимся.
И последний в списке, но очень важный участник «Лакочи» — гитарист Лев Анохин. На первый взгляд, он — самый обычный из группы, и внешне, и по своему инструменту, но, вслушавшись, понимаешь, сколько виртуозных и тонких музыкальных моментов — его заслуга.
Отыграв целиком материал диска, артисты сделали паузу. Тут произошла драматичная история — скрипачка, сходя со сцены, случайно задела провод своего инструмента и он упал, правда, с небольшой высоты. Те, кто был рядом, испуганно взглянули — вроде всё цело… А бедная Саша, пока остальные «Лакочевцы» играли следующую вещь, где не было ее партий, сидела с краю, прижав инструмент, как родное дитя, к уху, и вслушиваясь в то, как он звучит.
Но всё оказалось в порядке, и в следующей песне скрипка зазвучала снова. Жаль, что концерт начался поздновато — по плану в девять, в реальности — в полдесятого, поэтому не все песни из новых удалось сыграть. Так что надо еще раз сходить на концерт, чтобы узнать, как звучит «Лакоча» сейчас…

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.

Владимир Импалер

Владимир Импалер