Kostarev Group: Перевернуть страницу
Ноябрь 9, 2012
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Kostarev Group: Перевернуть страницу

Kostarev Group,Local,progressive rock,Клуб Алексея Козлова,Космобоб,Москва,обычный Александр Костарев — из тех музыкантов, что всегда держит некую весьма высокую планку качества. Вот и концерт, приуроченный к выходу альбома «Вегетарианец», был всем хорош — приятный зал, хороший звук, хороший состав и несколько сюрпризов — скорее «человеческих», чем музыкальных.

Правда, для презентации долго-долго-долго-жданнейшего альбома, кажется, недоставало атмосферы праздника, поздравления от мэтров, какого-нибудь там выхода на сцену толпы, как говорят по-английски, alumni, которые там все обнимаются, пускают скупую слезу (кто мужскую, а кто и женскую) и хором исполняют «Солнышко лесное». Или нет, я, кажется, что-то перепутал?

Так или иначе, в восемь часов, когда я вошел в клуб, Группа Костарева как раз доигрывала саундчек. Было темновато и немного пусто — еще не все успели подойти. Саундчек у группы Костарева, в принципе, ничем не отличается от концерта, разве что маэстро не сидит на сцене, а ходит по залу, и перфоманс может окончится внезапно на середине песни. А так — музыка как музыка, и даже публика в конце хлопает.
Наконец, концерт. Первый сюрприз — хотя это уже случалось за историю Kostarev Group не раз — Костарев обнаружился не впереди сцены с гитарой, а в глубине и сбоку — за ударными. Шутка, желание разнообразить программу? Вовсе нет, как выяснилось, группа незадолго до концерта рассталась с барабанщиком Филиппом Сохой. Причины Костарев, думаю, озвучит сам — а меня каждый раз огорчает ситуация, когда видишь музыкантов на летних фестивалях, они все такие счастливые, веселые, обнимаются, шутят, а потом раз — и «с ним невозможно работать» и всё такое. Мне кажется, музыка — это искусство возможного. И в группе Костарева не было плохих барабанщиков никогда. Вообще. Кто-то техничнее, кто-то безумнее, кто-то в житейском плане проще, но такого, чтобы вот я пришел на концерт и понял, что драммер там всё портит — такого не было никогда.
Ну так вот. Отыграв вещи две-три, Костарев уступил место за барабанами (обещанный сюрприз) экс-барабанщику коллектива Роману Бобровскому (однофамилец Алексея ratamaque Бобровского), игравшему с Костаревым 12 лет назад и записавшим ныне выпушенный диск «Космобоба» «Вегетарианец». Роман материал то ли плохо забыл, то ли как следует вспомнил, звучало всё как следует, хотя подлинного возвращения «Космобоба», то есть чистого трио гитара-ударные-клавишные, так и не произошло — все вещи исполнялись расширенным (в той или иной степени) составом, в который входят Таня Речная (флейта, саксофон), Саша Демьянова (скрипка) и Иво Аммондт (фагот). К первым двум инструментам все уже более-менее привыкли, фагот же пока, мне кажется, не очень вписался в саунд Костарева… хотя был уже прецедент его использования, в 2004-м году на нем играл Николай Добкин, ныне известный как блюзово/фанковый клавишник. А сейчас либо фагот был, как правило, плохо различим в общем саунде. Исключение — вещь «Оазис», медленная и прозрачная по звуку, но там звуки фагота были хоть и легко различимы, но несколько комичны… как, скажем, кусок бурого пластилина на дне прозрачного озера…
Слушая выступление Костарева, понял одну вещь — за 10 с лишним лет, что мы наблюдаем его карьеру, репертуар его насколько «замылился» в мозгу, запомнился наизусть, что производит впечатление благодаря какому-то внешнему «допингу» — пляскам на сцене, забавным нарядам, проливному дождю с ураганом, на худой конец — свежим инструментовкам. Но музыка-то от этого не меняется, и каждый новый состав Костарева разучивает и играет всё ту же «Бездонную бочку», «Оазис» и «Вегетарианца». Плюс «Кончерто». Плюс прибавившиеся года три назад запповские каверы. На этом концерте момент «театральности» полностью отсутствовал, все были как-то серьезны, даже скованны, может быть, дело в небольшом размере сцены и отсутствии в клубе динамического света. И, разумеется, столикам. Конечно, обстановка предполагает определенный тип поведения, и в сидячем зале со столиками вполне естественно слушать Костарева в режиме: «Ну, давай, покажи нам, что ты умеешь! А мы пока посидим, покушаем…»
После программы альбома «Вегетарианец» прозвучали две вещи Фрэнка Заппы (Костарев готовится к Заппа-фесту 11 декабря, который пройдет там же, в Козлов-клубе), и, в завершение, «Кончерто-гроссо» (всякий раз с трепетом жду момента, когда Костарев в стотыщпятьсотпервый раз начинает излагать историю его создания… ну, помните, замороженный композитор… словом, любимый анекдот забывчивого дедушки). На финале «Кончерто» поклонник подарил женской половине команды цветы, и под красивейшую тему все инструменты по очереди покидали сцену. Тут как-то чувство «видели-знаем» прошло, и стало по-настоящему грустно. Ведь презентация «Вегетарианца», вкупе с уходом, казалось бы, наконец-то найденного идеального барабанщика, — как ни крути, а конец некоей эры. Это невероятно затянувшееся детство группы, завершением которого стала презентация дебютного альбома. Что будет дальше с группой Костарева — может сказать только он сам. 11 декабря на «Заппа-фесте» сыграет «Филармонический Ансамбль Кактусов» (по сути, та же Kostarev Group, но в более свободном составе), а дальше — новая жизнь, новый материал, новый состав группы…

Владимир Импалер

Владимир Импалер