Кирк Флетчер: 36 и 3
Декабрь 12, 2011
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Кирк Флетчер: 36 и 3

Услышать в уютном маленьком клубе настоящего блюзмена из Америки? Здесь, в Москве и Владимире?! Невероятно, но факт – в Россию с несколькими концертами приехал вокалист и гитарист Кирк Флетчер. Сопровождали его наши, московские блюзмены – гитарист Владимир Русинов и его трио Jumping Cats.

Кирка называют выдающимся блюзовым музыкантом современности, и это вполне обосновано. Уроженец Калифорнии, Кирк взял в руки гитару в восьмилетнем возрасте, а уже в 25 лет — выпустил дебютный альбом. Дважды номинант Blues Music Award, он успел поиграть с множеством знаменитостей – от ветерана губной гармоники Чарли Масселвайта до героев техасской блюзовой сцены The Fabulous Thunderbirds. Где – то на подхвате, а где и как равноправный партнер.
В свои тридцать шесть этот круглощекий и улыбчивый, если не сказать смешливый мужчина в самом расцвете сил – он уже звезда, но до сих пор предпочитает играть в камерных залах, где так просто и естественно возникает прямой контакт между артистом и аудиторией.
Контакт, надо сказать, был установлен еще до выступления – мне удалось взять небольшое интервью с гостем, обаятельным и пузатым калифорнийским негром с какой-то прямо-таки огромной физиономией, улыбкой в пол-лица, гулко-басовитым, но вполне разборчивым голосом. Всё в свое время вы прочтете в журнале и на сайте, а пока вкратце об этой беседе.
Кирк рассказывал о своих корнях — он рос на церковной музыке и репертуаре, который напевала его мама, певица-любитель, и о том, что, на его взгляд, между блюзменами разных стран теперь нет никакой грани. Он выступал с артистами разных стран, теми же норвегами, и с американцами, и везде есть отличные музыканты (кивая в сторону Jumping Cats). И вообще, если раньше можно было говорить о разном бэкграунде людей из разных стран, о том, что праотцы блюза трудились на улицах, собирали хлопок и так далее, то теперь люди отовсюду живут примерно одной жизнью, они все проводят время за компьютером, у всех у них есть доступ к той же музыке, к тем же техническим возможностям. Так что — блюз повсюду.

Москва, 3.12.2011, «Ритм-н-блюз Кафе»
В анонсах концерта Флетчера звучала мысль, что это музыкант-универсал, которому по силам любой репертуар и любой стиль — от современности до архаики. Может, это и так, но вместе с Jumping Cats Кирк, видно, решил сосредоточиться на современности и выдал очень уместный и адекватный ситуации блюзовый сет, очень приятный и очень предсказуемый. Его «жирный», плотный и увесистый звук, бурные, хоть и несколько шаблонные соло убедили всех в хорошей технике музыканта. Но вот интонационной выразительности и разнообразия немного не хватало. Казалось, что музыкант просто не пытается выходить из некоей «зоны комфорта», загодя очерченной роли, не идет эмоционально вразнос и не сходит с ума — от любви ли, от печали, от музыкантского азарта. Зато под такой блюз очень хорошо танцевать.
Самым интересным на концерте было взаимодействие двух гитаристов — когда Владимир Русинов не просто ритмически поддерживал гостя, но вступал с ним в перекличку, порой даже «перепалку» гитарными фразами. На сцене зажигался некий огонь соревновательности, творческий азарт… Но в целом осталось осталось чувство, что музыкант не показал всего, на что способен. Также Кирк явно стесняется петь — на записях это не так заметно, а живьем он ограничивался парой куплетов в песне, переходящих в бесконечный инструментал. Возможно, ему более привычна и органична роль сайдмена в других коллективах, чем фронтмена.
Тем не менее, все желающие поглядеть и послушать настоящего афроамериканца, играющего настоящий американский блюз, сделали это и получили удовольствие, как и я — только уже ближе к концу концерта. Когда команда начала разыгрываться, взаимопонимание между «нашими и вашими» возросло, а рубашка Флетчера стала из светло-серой наполовину темно-серой от пота. Наверное, еще час, и она бы промокла насквозь, а в зале бы материализовались призраки древних блюзменов…
История на этом не заканчивается. «Ритм-н-блюз Кафе», год назад приютившее в своих стенах культовый клуб «Дом у Дороги», считается центром московской блюзовой жизни. И неудивительно, что поднявшись на второй этаж, я увидел еще одних столпов нашей сцены… «Станцию мир»! «What a wonderful world» — пел Владимир Кожекин на безупречном английском, а перед сценой между столиками кружились в танце несколько пар. Явный сюрреализм этой сценки перебило только исполнение на бис «Дороги в космос».
А внизу уже начал петь Михаил Мишурис, хозяин ночных сетов в клубе. Говорят, с ним поджемовать выходил и Флетчер, но времени было уже заполночь, а так я бы с удовольствием там задержался!

Владимир, 4.12.2011 г., клуб «Солнце»
Открыть концерт Кирка Флетчера в г. Владимире предстояло местной команде Mess-o-Blues, «по совместительству» – организаторам выступления. Выстроив программу из незатертых блюзовых «стандартов», музыканты справились с ролью «разогрева» на отлично, заставив оторваться от созерцания барной стойки пока еще немногочисленную публику. Среди оной обнаружился и знаменитый гость, доброжелательно наблюдающий за выступлением Mess-o-Blues. Колоритного афроамериканца сразу приметили, и от повальной раздачи автографов его спасла только необходимость подняться на сцену и начать выступление.
Публики к этому времени значительно прибавилось, хотя аншлага и не случилось… Но пусть кусают локти те, кто по каким-либо причинам пропустил концерт! Опираясь на деликатное музыкальное сопровождение The Jumping Cats (барабаны, бас и вторая гитара), Кирк Флетчер обрушил на счастливчиков целый водопад блюзовых фраз. То щемящее-грустных, то задумчиво-мечтательных, но чаще мажорно-игривых. И пусть взятым на вооружение Кирком блюзовым приемам лет 60, не меньше, но как же свежо и непосредственно они звучали в руках мастера! Флетчер умудрялся наполнить каждую ноту смыслом и содержанием, а в его манере пения (небрежной, с оттяжкой, когда смакуется каждое слово) слышался далекий голос восточного побережья. Оставалось только плыть по течению, воспринимая музыку в реальном времени. Блюз рождался здесь и сейчас на наших глазах!
Отдельным блюдом для гурмана-эстета стали гитарные «дуэли» между Кирком Флетчером и лидером The Jumping Cats Владимиром Русиновым. Вернее даже не дуэли, а скорее «беседа» двух музыкантов. Ибо они не пытались перещеголять друг друга в скорости и технике исполнения, а словно вели между собой «диалог». Вот, захлебываясь эмоциями, гитара Русинова набирает скорость и, наконец, взрывается каскадом яростных нот. Продолжая играть ритм, Кирк внимательно слушает коллегу и, поняв, что добавить к «сказанному» ему более нечего, ненадолго задумывается, а затем, играя на контрасте, берет еле слышную ноту и, немного посмаковав ее, начинает все более и более развернуто «отвечать», как заправский фокусник, жонглируя темпом и динамикой.
Небольшой антракт – во время которого все, кто еще не успел взять у Кирка автограф, смогли это сделать и получить вожделенную роспись либо на буклете одного из припасенных Флетчером дисков, либо на плакате с его колоритной персоной, либо на каком ином кусочке бумаги – и концерт продолжается!
Финал же его вышел поистине феерическим – танцевали все! Ну, или почти все. А кто не танцевал – вовсю хлопал в ладоши и отбивал такты ногами – равнодушных в зале просто не было!
Можно смело утверждать — этот концерт стал для его участников важным событием: Кирк смог посетить далекую Россию (причем повидал не только нынешнюю, но и древнюю ее столицу) и выучился сносно говорить «спасибо», а мы — вживую услышали в его искрометном исполнении современный американский блюз. В конечном счете, все в выигрыше, не так ли?..

Владимир ИМПАЛЕР (репортаж в г. Москве)
Владимир МИХАЙЛОВ (вступление, репортаж в г. Владимире, фотографии)
Оригинал репортажа и фотоотчета опубликован на сайте «Вип-новости 33»: http://www.vipnovosti33.ru/news/view/7388
Благодарим Владимира Русинова за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер