Iron Savior: Маленькое космическое путешествие
Есть такие концерты, едва увидев афишу которых, понимаешь, что только дикий форсмажор может заставить их пропустить. А какой кайф приходить в концертный зал, пусть и не стадионного масштаба, но и не самый камерный, в котором народу ровно столько, сколько нужно, чтобы танцпол заполнить, но не переполнить. Да ещё когда этот народ ведёт себя как подобает на таком мероприятии, это радует втройне. И впечатляет всех от мала до велика.
В клубе «Stereo Hall» мне довелось побывать впервые. Когда перешагнул порог, в зале начинали играть спецгости — москвичи Abrin. Коротенько, на полчаса. Группа образовалась шесть лет назад, когда её единственному оригинальному участнику, гитаристу Вячеславу Завершневу было пятнадцать лет. Сейчас ему 21 год, вокалисту Вахтангу Задиеву через пару лет стукнет тридцатник, возраст остальных троих музыкантов на вид – между 20 и 30. Когда-то давно Abrin играли бодрый трэш в духе команд Bay Area. В этом жанре группа записала полноформатник «Мир зла» (2012). С тех пор много воды утекло… точнее – музыкантов в составе поменялось. Вышло ещё два альбома – «World Of Evil» (2014), который трудно назвать англоязычной версией дебютника, поскольку он был переработан как минимум по части вокальных мелодий, и «Возврата нет» (2015), в котором музыкальный курс окончательно отклонился в сторону пауэр-метала. Эта пластинка стала для Abrin кандидатским минимумом, позволившим пройти отбор для получения права выступить перед Iron Savior. А отбор вёл ни кто иной, как Петер Зильк собственной персоной.
Выступили Abrin с поправкой на молодость неплохо. Если закрыть глаза и не смотреть на сцену – так просто замечательно. Музыканты извлекать звуки из своих инструментов умеют. Более того – могут эти звуки комбинировать в музыкальные произведения. Чувствуется, что парни репетируют, да и между репетициями шлифуют своё мастерство. И оно было заметно даже сквозь не самую убедительную звуковую картинку их сета. Если (в прямом смысле) закрыть на происходящее глаза, то всё нормально. Если же глаза открыть – то взору (увы!) открылось немного критического. Мы понимаем, что в любом метал-бэнде вкупе с музыкой вторым важным компонентом является убедительная подача материала, впечатляющая и покоряющая толпу. Увы… Единственным, кто пытался расшевелить публику и установить с ней контакт, в Abrin был, как ни странно, фронтмен. Остальные – кто сосредоточился на собственных партиях, а кто и вовсе стоял без движения с отсутствующим выражением лица. Всё это можно списать на элементарный недостаток опыта: не каждый день доводится играть не то что на такой, а вообще какой бы то ни было сцене. Тем не менее часть публики поддерживала земляков. Практически на каждую из семи композиций была реакция в виде аплодисментов, воплей и свистов. Одобрительных.
Очистка сцены от оборудования «разогрева» произошла так быстро, что не хватило времени толком осмотреться в новом для себя клубе. Получилось только изучить не особо мудрёный ассортимент точки с мерчем, обменяться мнениями о сете Abrin, новинках, вышедших в ноябре и концертах этого же месяца с парой коллег из других изданий и… умудриться получить браслет, дающий право прохода в VIP-зону. Едва вошёл туда, как на сцену, вынося свои инструменты, вышли бессменный фронтмен Пит Зилк и басист Ян-Сорен Эккерт. Вот так просто и по-честному показали, что не за всех артистов с мировыми именами носят и настраивают гитары оруженосцы-техники. Затем на сцену вышли остальные участники – второй гитарист Йоахим «Piesel» Кюстнер и как-то совсем незаметно – барабанщик Патрик Клозе, до прошлого года игравший в Scanner, а теперь временами гастролирующий с «Железным Спасителем». Насколько известно, Томас Нак, записавший все альбомы, начиная с 1999 года и заканчивая новым «Titancraft», команду не покидал, однако в числе временных гастрольных замен в буклете указан не он, а музыкант немецкой команды Paragon Сорен Текенбург.
В наши дни трудно удивить публику видеосопровождением концерта. Вместо статичного задника за музыкантами всё чаще оказывается экран. Однако если видеоарт не просто концептуально в тему… Когда он создаёт настроение за счёт того, что сделан превосходно… Да при этом не оттягивает на себя внимание, не отвлекает от музыки!.. На этот раз движущуюся картину можно было считать произведением искусства. Правда, не обошлось без накладок. В какой-то момент космические пейзажи, среди которых периодически возникали словосочетания «Iron Savior» и «Heavy Metal»… клонировались! Практически по всему периметру расположились ещё двенадцать экранов, на которых по логике должна была дублироваться та самая картинка с большого экрана-задника. Красота, да и только!
Повторюсь, количество публики было оптимальным. В клубе не было давки, но при этом он выглядел наполненным самым идеальным образом. А качество этой же самой публики… Большинство пропевало тексты практически всех песен, а какова была громкость скандируемых фраз, которыми «дирижировал» Зильк! Бывает, и переполненная «Арена» реагирует тише на выступающих там артистов. Такие элементы шоу, как «пробуждение» хоровых талантов у публики или игра «чья половина громче», в этот вечер шли явно от души. Тот случай, когда зал и артист были на одной волне, и обмен «флюидами» продолжался почти два часа, пролетевших быстро, но содержательно.
От команды исходил истинный и неподдельный драйв. И это несмотря на то, что Зильк если не страдал от боли, то глушил её таблетками. В один из моментов он поднял вверх банку с пивом, после чего, отхлебнув из неё, произнёс: «Безалкогольное. У меня болит зуб, который надо удалить». Вряд ли фронтмен хотел этим вызвать сожаление. Скорее, оправдался за употребление «ненастоящего» пива. В остальном он был в ударе. Говорил-балагурил между песнями. Было понятно, что всё происходящее радует его не меньше, чем пришедших на концерт.
Не менее вдохновенным и словоохотливым был и Ян-Сорен Эккерт. Басист напоминал мужчину среднего возраста, пятую точку которого упорно не хочет отпускать играющее в ней детство. Интеллигентный, с озорным взглядом, явно любящий пошалить… Раздолбай в хорошем смысле слова, да ещё умеючи играет и поёт. Он был скорее не бэк-вокалистом, а полноценным вторым певцом.
Йоахим Кюстнер казался серьёзным и малоподвижным, но сказать, что он был статичным, не получится. Таков его образ. И наконец, барабанщик. Очевидцы питерского концерта сетовали на то, что некоторые вещи приходилось начинать по второму разу, так как Патрик Клозе сбивался или вступал не там. В Москве ничего переигрывать не пришлось.
Концерт был идеален. Он попал в личный топ культурных событий автора данного отчёта. Фраза «от мала до велика», произнесённая в начале, не случайна, как и ружьё на сцене. Шоу Iron Savior стало первым «боевым вылетом» пятилетней Александры, дочери наших коллег Романа и Натальи Патрашовых. Юная дева самозабвенно рубилась с самого первого номера «Спасителя». А по дороге домой попросила родителей на следующий концерт вновь взять её с собой. К чему это я? Ребёнка обмануть сложно, уж он точно отличит поддельное от настоящего.
Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Ирина Иванова.
Редакция благодарит за аккредитацию Олега Коленду (Delta Mekong Concerts).
3 декабря 2016 г.
Москва, "Stereo Hall"
Delta Mekong Concerts