Hotel Palindrone: Йодулятор у стен Кремля
folk,Foreign,Hotel Palindrone,Mervent,Клуб,Москва Музыка австрийского фолк-квартета Hotel Palindrone (именно так, через «n») – экзотика даже для пресыщенного московского слушателя. Судите сами – кельтский фолк у нас кто только не играет, русский, карельский, немецкий, какой угодно…
А вот Австрия – страна, географически культурно близкая с Германии, но всё-таки со своей экзотикой. И вот эту австрийскую самобытность – вместе с отличным уровнем игры и юношеской жадностью до музыки и новых впечатлений – и привезли к нам австрияки.
Концерт проходил в московском клубе Вермель, расположенном на расстоянии взгляда от Кремля, на Раушской набережной. Музыканты не раз за выступление вздыхали – мол, близок Кремль, да не прогуляешься. В клуб они прибыли аккурат к концерту, а потом сразу же отправлялись на поезд – в следующую точку гастрольной трассы, в Петрозаводск. Вообще у этой славной четверки разъезды – в крови, и вместе с увесистыми чемоданами различных инструментов они ведут жизнь современных «бременских музыкантов», радуя публику по всей Европе и не чураясь самых маленьких клубов.
Впрочем, Вермель клуб если и маленький, то очень почтенный. Зайдя в этот продолговатый, с подвальным полусводом зал, чувствуешь, что время в нем остановилось – словно в чертогах сказочных эльфов. Как кружились в вальсах и хороводах нарядные парни и девушки лет десять назад, так кружатся они и сейчас – только, понятно, одни подросли, их сменили другие. Музыкантам такое – настоящий подарок, ведь, если хорошо играешь этот самый саундтрек для танцев, аудитория тебе всегда обеспечена.
А играли группа разогрева, «Мервент», действительно на совесть. Даже слово «разогрев» тут не очень уместно – скорее известная местной публике команда пригласила в гости неизвестную, чтобы ее здесь оценили. Мервент – город на западе Франции, а играют москвичи, что резонно, кельтику бретонского «разлива». Играют вот уже 13 лет, и в составе выделяются основатель, скрипач Игорь Бурмистров и флейтист Виктор Ливанов. А, впрочем, все хороши. Большинство номеров – инструментально-танцевального плана, но были и песни с вокалом Юлии Зенкевич. Всё замечательно, хотя порой возникало странное чувство, что группа на сцене как-то излишне скромничает, отводит себе роль эдакого живого кельтик-джукбокса, а основными героями и действующими лицами являются танцоры в зале. Ведь и правда красиво!
По первому впечатлению, и австрийцы тоже показались этакими чопорными и академичными исполнителями аутентичных народных мелодий для танцев. Но мало-помалу музыканты раскрепощались, ловили контакт с публикой, в дело шли всё новые инструменты (не знаю, достигло ли их число обещанных 20-ти, но очень похоже!). Перечислим их для порядка – то, что видел и запомнилось. Скромный басист на правом краю сцены Петер Наттерер периодически перебирался за клавишные слева, также солировал на саксофоне и задействовал бит-бокс (вокал, изображающий перкуссию). Пышнокудрый скрипач слева Штефан Штайнер (его инструмент фольклористы называют иначе – фиддл) порой переключался некий компактный вариант баяна. Чемпионом мультиинструментализма был альпийский красавчик Альбин Паулюс – в его арсенале волынки, целая уйма духовых (кларнет, флейта, разного рода дудочки), и целый ящик с варганами. Он же отвечал за коронный номер австрийцев – йодль-вокал. А вот человек с совсем не немецким именем Джон Моррисси, улыбчивый лысый крепыш, за время концерта, кажется, играл только на бузуки (восьмиструнный инструмент а-ля мандолина), зато по части конферанса выступал на главных ролях. Возможно, дело во владении английским – так, Альбин явно хотел бы многое сказать, но его подводил акцент.
Как, наверное, и все иностранцы с большим гастрольным опытом, Hotel Palindrome отлично умеют себя вести на сцене и работать с публикой. При этом по-прежнему горят своей музыкой, глядя на сцену, нельзя не заметить, как они счастливы заниматься своим делом. У них в запасе – целый арсенал эффектных жестов и смешных фразочек, да и сам материал работает на себя. Было интересно слушать о каждой песне – жаль, не все рассказы запомнились и не все слова были разборчивы. Представляя одну из вещей, артисты упомянули, что она сочинена давным-давно. «Она на год старше, чем город Санкт-Петербург», — произнес один музыкант. – «Зато гораздо моложе, чем Москва», — отметил другой. – «А вот эта моя волынка на вид еще старше, чем Москва! Но на самом деле ей всего 15 лет!»
Вечный шутник Альбин, который, наверное, недосказал много интересного из-за слабого знания английского, показал публике свою коллекцию варганов. «Это любимый в Австрии инструмент, на котором у нас всегда играли под окном возлюбленной. Но у нас в стране, знаете ли, страшная бюрократия – совсем как у вас. И бюрократы запретили играть на варгане! Этот запрет был отменен только несколько лет назад…» После чего Джон с притворным удивлением воскликнул: «Да, мы все очень чтим порядок, и, что, получается, мы столько лет занимались незаконным делом! И этот парень нам ничего не сказал!»
Репертуар (я попытался восстановить его по подсмотренному у сцены сет-листу) состоял в основном, конечно, из австрийских народных мелодий и собственных авторских стилизаций, но этим «Отель» не ограничивается – его «постояльцами» становятся мелодии классических композиторов – Гайдна, Моцарта – которые, в свою очередь, классики «подслушали» у народа, кое-то из финнов, хорватов (оказывается, в Вене уже больше ста лет живет хорватское комьюнити, так что за песней группе не пришлось далеко ездить), и даже обработки рок-классики! Об этом – в своей черед, а пока стоит рассказать о главной индивидуальной черте Hotel Palindrone, вокальной манере, которую, насколько я догадываюсь, не задействует никто из московских команд, да и гастролеров в этом жанре у нас, наверное, не было. Это йодль. Все, кто слышал хит Focus “Hocus Pocus”, сразу поймут, о чём речь. И странное дело – эта манера пения, которая в отрыве от стиля кажется эксцентричной и даже комичной, в исполнении Hotel Palindrone воспринимается как смысловой центр выступления, самая жизненная и аутентичная музыкальная краска. Слушая рулады Паулюса, словно вдыхаешь полной грудью свежего горного воздуха…
Удачны и аутетничные, почти акапельные треки с йодлем (западноавстрийская “Juutz”), и искрометная авторская тема “Jodulator 3000”, заглавный трек с нового альбома австрийцев “Jodulator”. Выходя на сцену, чтобы представить этот завершивший основной сет трек, Альбин вытащил на сцену (прямо на глазах у зрителей порывшись в своем огромном чемодане) некий загадочный прибор, состоявший из рога и чего-то вроде венчика для миксера. Сей прибор служил у него… для связи с будущим. «В будущем всё будет хорошо. Только людей не будет, они улетят на край галактики. А вот музыку будут исполнять роботы – Йодуляторы, и весь мир покорят песни в стиле йодль. Зал согласно закивал, посчитав такую перспективу весьма оптимистичной. Задорный ритмичный трек, построенный на вокальной йодль-мелодии, воспринимался на ура. В этой вещи команда выходит за рамки «реконструкторского» творчества, звучания в неких заданных и достаточно консервативных рамках, и переходят от фольклора к некоей синтетической «музыке мира». Будет интересно, если команда и дальше пойдет в этом направлении.
По крайней мере, их способности показал бисовый трек (рукоплескали австрийцам так, что не выйти было невозможно, несмотря на близкий поезд в Петрозаводск). Услышав его мелодию, я сперва не поверил своим ушам. Обработка суперхита ELO “Don’t Bring Me Down” – инструментальная, но в почти изначальной, только переложенной для фолк-состава аранжировке. В финале музыканты плясали на сцене, Альбин в экстазе вращал волынкой, падал на сцену, а вечно активный Джон побил все рекорды улыбчивости.
«Ну и что, что мы не увидели Кремль! Зато мы увидели вас!» — сказали счастливые музыканты под занавес концерта. Спасибо им за такой выбор. И обязательно увидимся еще.
Сет-лист концерта (согласно найденному на сцене списку):
1. Landler & Alpine Muneira & Matavenero (trad./arr. Morrissey/Cristoph Pelgen).
2. Schmetterlinge 2000 & Ittum (Paulus)
3. Almschrei & Samo Riba (trad./Steiner)
4. Pelican (Steiner)
5. Russbacher Tanze (trad.) — зачеркнуто
6. Kolo & Zingarese & Ugrus (trad./Haydn/trad.)
7. Thernberger Hochzeitstucke & Branohm (trad./Maire Breathnach)
8. Landler 1702 (trad.)
9. Suite Plinn (trad.) // Travel Flow (Steiner) – зачеркнуто
10. Landlerischer Tanz KV 606/3 & Schleunige (Mozart/trad.)
11. Jodulator (Hotel Palindrone)
Бис:
12. Don’t Bring Me Down (Jeff Lynne/trad./Kathrin Tickell)
Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Марию Челнокову за приглашение на концерт.