Март 10, 2014
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Hadouk Trio: Музыка мира

Didier Malherbe,Foreign,Hadouk Trio,Москва,обычный,ЦДХ Часто волшебные вещи замечаешь почти случайно, боковым зрением, и потом едва успеваешь обернуться. Концерт французов Hadouk Trio в московском зале ЦДХ — из таких вот счастливых соприкосновений с прекрасным, но почти незнакомым.

Слишком уж специфическую музыку они играют, чтобы это название что-то говорило массовой публике. «Завлекалкой» могло стать разве что имя духовика группы. Дидье Малерб — ветеран психоделик-роковой сцены, один из основателей культовой команды Gong. Он играл в ней с 1968-й по 1978 годы, принимал участие в реюнионе 1990-2000-х. Хотя уже тогда, в 90-х, его основной страстью стала мировая музыка. В 1996-м Дидье с давним товарищем, клавишником по имени Лой Эрлиш собрал Hadouk Trio. Третьим участником сталбарабанщик Стив Шиэн, хотя на московском концерте за барабанной установкой был Патрис Эраль. Название команды — слияние двух слов, марокканского музыкального инструмента (и стиля) «хажуж» (hajhouj) и армянского духового инструмента дудук. Пожалуй, это всё, что стоило бы знать перед концертом — потому что после него вам гарантированно захочется порыться в Интернете, чтобы узнать больше.

Двое из музыкантов трио — люди на вид нестарые, но, скажем так, почтенные. Эрлишу — 63 года, Малербу — 71. Барабанщик посвежее, но тоже не мальчик. Для нас если кто и звезда состава, то это Дидье, хотя движущая сила в проекте, похоже, Лой. В 70-х он тоже играл психоделику и прог-рок в ныне забытой команде Crium Delirium (признаюсь, только что узнал о ней из Интернета), но потом прочно ушел в джаз и этнику, влюбился в марокканскую народную музыку и долгое время был арт-директором марокканского фестиваля музыки гнава (gnawa). Эрлиш играет не только на клавишных, он освоил марокканские народные струнные инструменты и даже соорудил свой собственный — гумбасс (gumbass), гибрид бас-гитары и трехструнного инструмента гуэмбри, он же хажуж, он же… а, пускай марокканцы сами разбираются. Квадратный его корпус сделан из натуральных материалов — как сказал на концерте Лой: «Из кожи, взятой из шеи верблюда», — и сделал кровожадное движение. А звучит гумбасс скорее в духе контрабаса, с характерным щелкающим призвуком.

Худощавый, высокий, в очках, с седыми кудрями, Эрлиш восседал за клавишных слева на сцене, держал в руках этот свой длинный гумбасс и умудрялся играть на обоих инструментах попеременно. Почти как Гедди Ли в период увлечения Rush синти-звучанием. Это похоже было на какой-то цирковой номер или медитацию — сперва острый остинатный рифф на басу, затем правой рукой — долгий аккорд на клавишных, пока он еще «висит», играется следующий рифф… Улыбчивый Эрлиш в пестрых одеждах казался почему-то похожим на добрую пожилую школьную учительницу.
В середине — полноватый Дидье Малерб с арсеналом духовых инструментов. Кларнет, флейты, разные народные духовые, среди которых тот самый дудук… Правда, подумалось, что Дидье до Дживана Гаспаряна (с которым он, кстати, тоже играл вместе) пока далеко, а вот с более привычными инструментами он просто божественен.
Барабанщик Патрис Эраль, который, судя по всему, был временной подменой для российского турне (кроме Москвы, еще Петербург и Псков), справился с задачей на «отлично». Это великолепный, тонко чувствующий виртуоз-импровизатор, которому отлично даются и тонкости этно-фьюжна, и эмбиент, и рок (одна вещь в середине шоу была даже похожа на прогрессив). Патрису была выделена и сольная секция, в которой он показал умение строить на основе перкуссионных лупов целый музыкальный спектакль. Началось всё с шуршания полиэтиленом (знаменитая оберточная пленка с пузырьками), продолжилось разнообразным цыканьем, мычанием, скрипом и скрежетом, речитативными вокальными партиями… под конец, правда, было чувство, что драммер слегка переигрывает.

Вот про Дидье с Лоем такого сказать было невозможно. Ощущается, во-первых, прочная, складывавшаяся десятилетиями спайка между двумя музыкантами, интуиция на грани телепатии. Во-вторых, глубокое погружение в предмет – видно, что все эти ритмы народов Сахары для французов не дань моде и не жертва «мультикультурализма», а искренняя любовь.
«Мы играем музыку Парижа. А в Париже можно услышать всё!» — сказал в середине концерта Лой Эрлиш. Про музыку гнава пишут многое – что когда-то она была видом молитвы и одновременно лечения, что марокканские музыканты любят играть ее, сев в кружок и раскурив что-нибудь для вдохновения, и что в этих монотонных переборах для них соединяется и медитация, и новости мира, и разговоры в духе «ты меня уважаешь». В европейском джазе эти ритмы нашли свое второе рождение. Музыка Hadouk Trio – очень теплая, личностная, до интимности близкая и в то же время «высокоразвитая», далекая от примитива.
А еще заметно, как эти опытнейшие музыканты несерьезны, как музицирование превращается для них в почти детскую развеселую игру, своего рода музыкальные салочки. Лой Эрлиш – не только исследователь экзотических струнных инструментов, но и выдающийся клавишник, способный несколькими точными аккордами создать музыкальный образ. Он прекрасно играет синтезаторными тембрами, хоть и электронными, но идеально сочетающимися с духовыми Малерба, порой разделяет клавиатуру, чтобы взять на себя басовые партии, или просто сочетает различные тембры. Группа не чурается и электронной компоненты – рядом с Эрлишем ноутбук, с него идут различные шумы, вступления и подкладки.

Зал ЦДХ был заполнен где-то наполовину – большое упущение для многочисленных московских фэнов Gong! Думаю, любители психоделии нашли бы в этно-джазе Hadouk Trio много близкого и интересного. Зато те, кто были, пребывали в восторженном трансе весь концерт и вызвали артистов на бис. Судя по тому, как оживленно артисты переговаривались перед бисовой вещью, этот выход был не из запланированных. И сыграли они композицию, не очень близкую к основному «восточному» сету: простенькую, почти детскую танцевальную мелодию. Малерб играл на окарине, Эрлиш – на клавишных звонким тембром, похожим на калимбу. Всё это – с абсолютным счастьем на лицах.

P.S. 12 июля в Москве сыграет собственно группа Gong. Помимо отца-основателя Дэвида Аллена, в ней сейчас играют гитаристы Кавус Тораби (Guapo) и Фабио Гольфетти, барабанщик Орландо Аллен, духовик Ян Ист и басист Дэйв Стурт.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Сабину Ширинову (Improve Agency) за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер