«Гитара. От классики до рока»-2020: Фестиваль контрастов
Май 15, 2020
Юлия Калашникова (29 статей)
Поделиться

«Гитара. От классики до рока»-2020: Фестиваль контрастов

Я уже не первый год наблюдаю за Международным фестивалем «Гитара. От классики до рока», и всякий раз он интересен по-своему. Здесь всегда есть место новому и необычному. Тот, который был в этом году, восьмой по счёту, я бы назвала фестивалем контрастов. Так много разных планов было в нём!

Организатором музыкального праздника выступает Московский международный дом музыки, а идейный вдохновитель фестиваля – гитарист, профессор, заведующий кафедрой классической гитары Академии имени Маймонида Евгений Финкельштейн. Он с огромной любовью относится к каждому концерту, к каждому исполнителю. Ведь он сам приглашает музыкантов. Для Евгения каждый фестиваль — уникальный, неповторимый и, конечно, любимый.
Особенность «Гитары. От классики до рока» в том, что друг за другом на сцену выходят гитаристы, представляющие самые разные стили и направления, играющие соло и с группой, поющие и не поющие. В общем, те, кто приходят на концерты фестиваля впервые, даже не зная, что там будет, обязательно услышат ту музыку, которая близка им.

Первый день фестиваля — 15 февраля — был посвящён гитаре классической и гитаре акустической (фингерстайл). Открывала концерт замечательная гитаристка Ася Селютина, представляющая классическую гитару соло. Ася показала разные лики музыки для своего инструмента. Это был и XIX век, и романтическая гитара, и обработки русских народных песен. Также прозвучали пьесы Никиты Кошкина, прославленного российского композитора, известного своими сонатами для гитары соло, сюитами и концертами для гитары с оркестром.

В этот день впервые в Москве выступил британский гитарист Уилл Макникол. Тончайший, интеллигентнейший музыкант, мелодист. Ему контрастировал немец Клаус Бёссер-Феррари, также представляющий фингерстайл. Немец использовал много эффектов, а сами инструменты — как перкуссию. Клаус был мрачен, он создавал полотна, полные тайн. Трудно сказать, кто произвёл более мощное впечатление. Этот контраст музыкантов впечатлял.

На концерте 15 февраля прозвучала и мировая премьера Никиты Кошкина. Маэстро написал Рок-фантазию для гитары и струнного квартета. Кошкин посвятил её классическому гитаристу Аркадию Резнику. Аркадий Резник и Квартет имени В. А. Берлинского блестяще представили премьеру публике.

Во второй, заключительный день, 23 февраля звучала гитара классическая, акустическая, электрогитара и романтическая гитара, на которой играли в конце XVIII – начале XIX столетий.

 
 

Открывал первое отделение французский музыкант Дамьен Лансэль, ученик знаменитого виртуоза Жюдикаэля Перруа и Бригиты Зачек. Благодаря ярким выступлениям и победам на престижных гитарных конкурсах в Италии, Бельгии, Австрии, Испании и США, в 2011 году Лансэль получил стипендию фонда Йозефа Виндиша для особо одаренных молодых музыкантов. Он исполнил композиции на восьмиструнной гитаре. Создалось ощущение, что француз околдовал публику. И ожидалось такое же продолжение.

 

Но гость из Санкт-Петербурга Данис Щербаков на акустической гитаре продемонстрировал зрителям уже другую гитару – гитару, которая может шутить, исполняя сложные пируэты с лёгкостью. Он переключил зрительный зал на иное, позитивное настроение.

Во втором отделении опять были контрасты. Выпускник и, в настоящее время, преподаватель Петербургской консерватории гитарист Антон Баранов представил романтическую гитару.

Победы в многочисленных конкурсах исполнителей на классической гитаре в России, Европе, Ближнем Востоке, Южной и Северной Америке принесли Антону известность и ангажементы в самых престижных залах мира, среди которых «Карнеги Холл» в Нью-Йорке, New World Center в Майами, Палау в Валенсии, Мануэл де Фалья Холл в Мадриде, Хакуджи-Холл в Токио, концертный зал Мариинского театра в Петербурге.

Своеобразной кульминацией карьеры гитариста стали победы сразу на двух значимых и, по мнению многих музыкантов, самых престижных гитарных конкурсах: имени Франциско Тарреги в Испании и конкурсе Гитарной Ассоциации Америки (Guitar Foundation of America).

Романтическая гитара — предшественница современной классической, она была широко распространена примерно до последней четверти XIX века. В ней тоже шесть струн, но отличается конструкция – меньше мензура и ниже строй примерно на полтора тона. Одно название уже подразумевает лирические настроения. Прозвучали фрагменты циклов австрийского композитора Йохана Каспара Мерца и итальянца Луиджи Линьяни, а также две пьесы Николая Александрова. Антон исполнял пьесы стоя. Коллега сказал мне на ухо, что, видимо, так и очаровывали барышень в прошлом веке – играя под окном на такой вот гитаре.


 

Завершил фестиваль гитарист Вячеслав Молчанов. Имя это известно любителям тяжёлой музыки. Ведь основное место работы Славы уже много лет – группа «Кипелов». А до этого были другие известные коллективы. Молчанов уже выступал на фестивале несколько лет назад со своей группой Sixth Sense. Это был проект с вокалистом. На этот раз была представлена инструментальная программа в составе трио: Вячеслав Молчанов – электрогитара, Василий Дронов – бас-гитара, Олег Ховрин – ударные. Трио по аналогии с основным местом работы Вячеслава называется Molchanoff Band. Автор всей музыки — сам Молчановым. Это настоящий рок-сплав, в котором можно было услышать фанк, блюз, фьюжн и прогрессив-рок. Я бы назвала эту программу интеллигентным тяжёлым роком, виртуозным, сложным и изысканным. Музыка для эстетов, предпочитающих насыщенный ритм и чуть больше громкости.

 

На фестивале «Гитара. От классики до рока» играют не только известные и любимые российской публикой музыканты. Он открывает открывает новые имена и новые личности. Главная цель организатора – сделать программу интересной. Евгений Финкельштейн сказал про восьмой фестиваль так: «Гитара сейчас исключительно востребована и исключительна любима. Сейчас прямо век гитары. Она очень многогранна, вмещает в себя необыкновенное количество тембров, необыкновенное количество стилей. Мне кажется, что наш фестиваль — революционный. Он поломал рамки стилей, рамки тембров, рамки общения между людьми. Приходят рокеры и открывают для себя классическую гитару. Приходят любители классической гитары и вдруг узнают, что электрогитара и акустическая гитара (фингерстайл) – это очень серьезные, богатые миры. Происходит взаимообогащение, и это здорово. Получается настоящий праздник. Получается соединить то, что на первый взгляд кажется трудносоединимым. А у нас получилось. И в этот раз тоже!»

Юлия КАЛАШНИКОВА
Фото автора.

Общее впечатление

Москва, Театральный зал ММДМ
15, 23 февраля 2020 года

Юлия Калашникова

Юлия Калашникова