Фестиваль Guitare en Scene: Ключ к страсти
Декабрь 31, 2012
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Фестиваль Guitare en Scene: Ключ к страсти

Музыка – это страсть, а ключ к этой страсти – гитара. Конечно, на ее месте может быть и саксофон, и клавишные, и флейта – каждому своё. Но именно любовь к гитарной музыке собрала вместе устроителей, слушателей и участников фестиваля «Guitare en Scene», прошедшего в конце июля на границе Франции и Швейцарии, в маленьком городке Сан-Жульен-ан-Женевуа.

Музыкальные фестивали проходят летом в Европе почти что в каждом городе. Каждая поездка на такой фестиваль – это сбывшаяся мечта. Изучая афишу за афишей, волнуешься — сложно выбрать. От названий групп неизбежно начинает рябить в глазах, пока внезапно не встретишь «то самое» – удивительное сочетание имен, фестивальную программу, составленную, кажется, специально для тебя. Именно этой идеей – собрать на сцене своих самых любимых музыкантов – и руководствуются устроители фестиваля Guitare en Scene (GES, в переводе – «Гитары на сцене») уже шестой год подряд. Начавшись в 2007 году как проект нескольких друзей, влюбленных в гитарную музыку, фестиваль уже набрал обороты и продолжает развиваться, но это рост в сторону качества, а не количества.

Первое, что чувствуешь, попав на площадку – почти семейную атмосферу. Словно большая компания давних друзей собралась вместе, и ты сразу становишься частью этого большого сообщества страстно влюбленных в гитару людей. Загадочно улыбаясь, каждый из них говорит, что это особый дух Guitare en Scene.
Сан-Жульен – маленький городок почти в шаговой доступности от Женевы. Каждый год, в дни фестиваля, он оживает. Фэны съезжаются не только ради звезд (хотя и знаменитостей на фестивале не счесть), а ради изюминки фестиваля — совместных джемов с непредсказуемым сочетанием гитарных героев. Например, в 2010-м это был дуэт Берни Марсдена с Лемми или Джо Бонамассой, а в этом году… но нет, мы же только вошли, сначала пройдемся по территории фестиваля.

Это школьный стадион, разбитый на три сценических пространства. Самая большая сцена – «Шапито», «Scene Chapiteau», с купольными шатрами на случае непогоды; она – для хедлайнеров. В глубине — ряды сидячих мест, над сценой — осветительная система с престижной парижской музыкальной площадки «Stade de France». Рядом с главной – «Scene Village», окруженная палатками фуд-корта; она — для расслабленного времяпрепровождения. Можно поваляться на траве и неспешно насладиться музыкой на экранах, транслирующих происходящее на двух других сценах.

Третья, самая примечательная – «Scene Unplugged», она же «Magic Mirror». Такое название неслучайно: устроена сцена внутри передвижного танцевального павильона конца XIX века. «Magic Mirror» – отреставрированный чудесный ларец с куполообразным бархатным потолком и калейдоскопом маленьких зеркал у столиков по всей окружности зала. Он родом из Бельгии, и таких павильонов сохранилось лишь несколько по всей Европе. Заходя внутрь, будто бы попадаешь в музыкальную шкатулку прошлого века, при этом с хорошей акустикой и светом. Но современное оснащение не перебивает антикварной магии этого места. Стоит ли удивляться, что именно в этом волшебном цирке и состоялось открытие фестиваля.

При взгляде на афишу можно подумать, что гитарный марафон стартует в пятницу. Но всё началось еще в четверг, накануне фестиваля: в «Magic Mirror» прошел финал конкурса талантов, ежегодно сопутствующего GES. Отбор на конкурс «Les Tremplins» («Трамплин») начинается за несколько месяцев до фестиваля и завершается двухнедельной серией выступлений конкурсантов. Победители получают шанс выступить в основной программе на следующем фестивале Guitare en Scene, а также на швейцарском Rock Oz’Arenas. Победителями Les Tremplins в 2012 году стали The Defibrillators, а завершил вечер Кристоф Годэн и его трио Mörglbl, «шефствовавший» на этот раз над конкурсом талантов.

Атмосфера «Magic Mirror» как нельзя лучше подходила для концерта Mörglbl. Красочное шоу, веселые гримасы и шутки, лимонно-желтая с яркими вставками гитара Годэна – но это лишь цветная обертка. А внутри нее — свободный полет фантазии, сочетание джаза, металла, фанка, рока и всего, что ты только можешь себе представить. Полуторачасовой сет изобиловал треками с их свежего альбома «Brutal Romance». Первый раз слыша трио вживую, чувствуешь, как тебя буквально втаскивает в водоворот этой музыки. И мысль «как он это делает?» касается не просто скорости перемещения пальцев Кристофа Годэна по грифу гитары, а именно фразировки, лабиринтов авторского мышления в построении композиций. Прекрасный аперитив в начале праздника гитарной музыки.

ПЯТНИЦА: ВСЕ ОТТЕНКИ БЛЮЗ-РОКА

В пятницу в полную силу уже работали все три сцены. Стадион наполнился любителями рока всех возрастов, съехавшихся (подчас – целыми семьями) из Франции, Швейцарии и Германии. А жители Сан-Жульена, встретив в ожидании начала концертов у сцены знакомого булочника или своего соседа-винодела, конечно, как и все пришедшие на фестиваль, обсуждали, кто чего ждет больше всего.

Хедлайнерами пятницы были Gotthard, но фаворитом моей программы на вечер была Бет Харт. Я была сражена голосом Бет после выхода «Don’t Explain», ее совместного альбома с Джо Бонамассой, где они исполняют классические хиты соула и блюза. Материал этой пластинки и составил основу сет-листа Бет Харт на GES. Сложные гитарные соло, которыми богат материал «Don’t Explain», исполнял на этот раз не Джо Бонамасса, а юный американский гитарист Джош Гуч. Но нельзя сказать, что в этот вечер он просто был «в роли Джо Бонамассы»; игра Джоша вполне заслуживает самостоятельной высокой оценки. Жаль, Джон – не постоянный участник команды Харт, так, теперь он уже переметнулся к певице Шэнайе Туэйн… Возвращаясь к Бет: на сцене ее отличает потрясающая эмоциональность. Вообще говоря, не каждая певица возьмется исполнять песни Ариты Фрэнклин или Билли Холидей; не каждой, скажем так, ты это позволишь как слушатель. Но Бет проживает эти песни, в своем голосе высвобождая всю боль и страдания, присущие настоящему блюзу. Поэтому во время своего сета Бет и смеялась от счастья, и плакала, сидя на краю сцены, на расстоянии вытянутой руки от своих поклонников, а девушки в первых рядах плакали вместе с ней.

Едва завершив концерт и переодевшись, Бет Харт и вся ее группа появились в «Magic Mirror», чтобы послушать выступление своего давнего друга Кевина Мура, или же Keb’ Mo’. В соломенной шляпе, с добро в руках, Кеб предстал современным олицетворением дельта-блюза. Он исполнил материал своих недавних альбомов, а также несколько песен Роберта Джонсона. На его концерте кажется, будто сидишь на крыльце дома где-то на Миссисипи и тихим летним вечером просто говоришь за жизнь — с гитарой в руках…

Оставив ностальгическую грусть в зеркалах волшебного павильона, переходим на главную сцену, где уже подошла очередь Gotthard. Кстати, надо заметить, что все расписание фестиваля не просто четко соблюдалось, но и было изначально построено таким образом, что, переходя от сцены к сцене, слушатели успевали еще и перекусить, и обсудить с товарищами увиденное. Вместо беготни от площадки к площадке получилось плавное перемещение людей волнами в разные стороны. Перенаселенности тоже не наблюдалось. Например, на входе в «Magic Mirror» стояли служители, следившие за количеством народа внутри, чтобы никому не было ни тесно, ни душно. Когда число слушателей внутри достигало 800, вход временно прекращался; обделенных, однако, не было — благодаря трансляции с экранов у сцены «Village». А за целый сет можно было дождаться момента и попасть внутрь.

Послушать Gotthard из соседней (и родной для группы) Швейцарии на GES съехалось огромное количество поклонников. Только выпустив свой новый альбом «Firebirth», Gotthard сейчас вовсю обкатывают его на гастролях по Европе. Исполнив из него почти половину, Gotthard показали, что остались верны стилю – тяжелому року, богатому мясистыми гитарными риффами. Новый вокалист Ник Мэдер, заменивший у микрофона погибшего два года назад в аварии Стива Ли, отлично себя показал. Внешне он чем-то напомнил Майлза Кеннеди, только явно уступая и в харизме на сцене, и в вокальном диапазоне. Но история Gotthard продолжается, и Ник Мэдер – новая ее веха, да и свежий материал вживую звучит очень достойно, как с точки зрения вокала, так и гитары.

Финальным аккордом пятницы уже заполночь стало выступление Eric Sardinas & Big Motor. С колоритной ухмылкой, в ковбойской шляпе и штанах клеш, Эрик Сардинас, вооружившись добро, исполнял зажигательный блюз-рок, лишенный страданий, но обогащенный энергичными соло. Собравшиеся под куполом павильона Magic Mirror от души танцевали и радовались жизни.

СУББОТА: СТЕПЕНИ ГИТАРНОГО МАСТЕРСТВА

В центре субботней программы фестиваля всего два символа: G3. Толпы поклонников трех виртуозов стекались на фестиваль задолго до назначенного времени. Но погодите, сначала дадим слово молодым талантам. Субботний фестивальный день открыли прошлогодние финалисты Les Tremplins – акустический дуэт TarO & JirO.

Кимитаро и Томохиро – два брата, которым чуть за 20, выходцы из Японии, уехавшие в Англию. Именно там они сделали шаг от добротного паб-рока к более высокому уровню. Конечно, воспринимать их как разогрев G3 ни в коем случае не следует. Да и выступали они на небольшой «Scene Village», показав при этом очень неплохой сет и стопроцентно оправдав свою победу на конкурсе. Интересно последить, что ждет их в дальнейшем.

Итак G3 – cамая суть Guitare en Scene, возведенная в третью степень. Стив Морс, Стив Вай и Джо Сатриани – три гитарных героя, приехавшие порадовать публику как отдельными сетами, так и совместным джемом. Безусловно, это было далеко не единственное место, где G3 выступали в Европе этим летом. Но здесь мы снова вспомним про тот самый дух фестиваля, особенное ощущение контакта с музыкантами. Не было грандиозности, той перенаселенности, когда в толпе зрителей поверх голов ты иногда видишь где-то вдалеке на сцене гитариста. Казалось, что они совсем близко и играют специально для тебя. И это притом, что народу послушать G3 собралось очень много.

Сет Стива Морса открыл выступление троицы виртуозов. После концерта, уже за сценой, Стив говорил, что играть в такой компании для него — большая честь и хорошая школа. Однако в этой тройке он отнюдь не производил впечатления школьника. Его виртуозность проявляется не в «монструозных запилах», а в чувстве легкости и прозрачности. Не технической легкости, а именно в ощущении воздуха внутри каждого инструментала. Как на обложке альбома одного из проектов, где сейчас играет Стив, – Flying Colors, где с фигуры человека, словно с осеннего дерева, на ветру облетают яркие листочки. И потому особенно хорошо, что играл Стив Морс первым из троих гитарных героев. Так вот, именно эта воздушность музыки Морса, где внутри соло каждая нота как будто парит на ветру, так прекрасна была в его выступлении. Одну из композиций («Baroque’n’Dreams») Стив посвятил памяти Джона Лорда.

Вышедший затем на сцену Стив Вай тоже сыграл вещь в честь Джона Лорда, в остальном же его сет был полной противоположностью деликатности предшественника. У Вая как раз есть и «запилы», и мощный, плотный поток эмоций, и элементы сценического шоу. Вай перемещается по сцене с огромной скоростью. Взвывающий в его руках белый Ibanez то перелетает через плечо, то перебрасывается за спину, то загорается неоновой подсветкой на грифе. Кажется, кого при этом можно еще удивить 10-пальцевым тэппингом, игрой на гитаре языком и прочими «ваевскими» трюками… Но не скажите! Шоу-программа, честно говоря, начинает быстро утомлять, а вот на мастерство Вая посмотреть всегда приятно.

После старательного ученика настала и очередь учителя – Джо Сатриани. Именно Джо 16 лет назад придумал G3, и за все удивительные комбинации гитаристов, которых собрал проект за эти годы, ему постоянно мысленно говоришь спасибо. Каждый раз, когда вижу Сатриани на сцене, создается ощущение, что он абсолютно инопланетный персонаж. Тут не только в черных очках и харизматичной лысине дело. Смотришь и столбенеешь, пытаешься разобраться («как это?») и уносит водоворотом. Видно, что эта музыка просто исходит из его пальцев.

Кульминация сета – совместный выход всей троицы. Было бы прекрасно увидеть гитарных талантов в формате настоящего джем-сейшена и импровизационного диалога. Ведь помимо техники владения гитарой, каждый из троих – талантливый композитор со своей системой мышления. Но видимо, в силу формата шоу, собравшись вместе, G3 просто исполняли каверы: «White Room» (Cream), «Rocking In The Free World» (Neil Young) и «You Really Got Me» (The Kinks). Это было тоже замечательно, да и не всякий выдержит четыре часа инструментальной гитарной музыки подряд, но джема в его лучших проявлениях всё-таки очень не хватало.

Завершился этот день концертом Флавии Коэльо, услышать которую мне не удалось. В это же время за сценой день рождения праздновал Стив Морс! Незабываемо трогательная картина: Стив Морс, пораженный размерами преподнесенного ему праздничного торта «Шварцвальд», готовится разрезать его, а Джо Сатриани со всех сторон фотографирует подарок на мобильник. Что радостно, удалось не просто поздравить Стива, но и пообщаться с ним относительно всего многообразия проектов, в которых он участвует. (См. InRock #54). Отведав по кусочку торта, мы поговорили с еще одним гитаристом-виртуозом, Кристофом Годэном (см. стр. 62).

ВОСКРЕСЕНЬЕ: ЛЕГЕНДЫ И ПАМЯТНИКИ

И вот наступил последний день фестиваля. С самого утра к стадиону в Сан-Жульене стали стягиваться байкеры и «безлошадные» фанаты, ведь хедлайнеры воскресенья – ZZ Top. Говорят, каждый год сюда приезжают две разные байкерские тусовки. Обычно не очень-то дружные между собой, на GES они уважительно приветствуют друг друга и ведут себя мирно – ведь все приехали сюда насладиться музыкой.

Открыл воскресную программу на главной сцене удивительный дуэт – Seasick Steve & John Paul Jones. Второй музыкант в представлении явно не нуждается. Скажу только, что, увидев своими глазами на сцене басиста Led Zeppelin, вы будете точно рассказывать об этом внукам. А вот про Стивена Джина Уолда, или же Seasick Стива, к сожалению, многие пока не знают. Как музыкант, автор и исполнитель замечателен он тем, что поет свои песни под аккомпанемент самодельных или же сильно переделанных гитар. Стив — персонаж, достойный отдельного подробного рассказа, равно как и каждая из его гитар.

Чтобы с душой исполнять блюз, нужно накопить изрядное количество жизненного опыта, не безоблачного и счастливого, а вполне себе горького и болезненного. Не будем углубляться в биографию, просто поверьте, что у Seasick Стива хватит материала еще не на один альбом. Все его песни – это истории, а байки, притчи и присказки – такая же часть живого выступления, как и песни. И неважно, на чём ты играешь, если музыка живет в твоем сердце. А инструментом может стать что угодно! Кусок доски с одной струной, смятой консервной банкой и дверной ручкой превращается в слайд гитару (The One-Stringed Didley Bo) и звучит! Еще у Стива есть трехструнная гитара, гитара-фляжка, из которой он отхлебывает между песнями, и самодельная Mississippi Drum Machine. Каждая из гитар – не просто инструмент, а целое произведение кустарного искусства. И что удивительно, несколько лет назад в Европе, да и в родной Америке, мало кто слышал про этого бородатого деда, а его дуэт с Джоном Полом Джонсом образовался в 2011 году. В чем секрет? Нет секрета, просто вместе они удивительно органично доносят до слушателя прожаренную и промасленную историю блюза, какую-то особенную правду жизни. Вместе они сыграли на GES добрую половину недавнего альбома «You Can’t Teach An Old Dog New Tricks». Опять же, от живого концерта Стива ощущение, будто сидишь с ним вместе за бутылочкой чего-нибудь крепкого, и под утро уже понимаешь, что всё будет хорошо, только не надо принимать самого себя слишком уж всерьез.

Ещё один дуэт весьма по

Владимир Импалер

Владимир Импалер