Фестиваль «Быть Добру»: Где живет Добро
Kostarev Group,Local,обычный,Руки Слона,Северо-Восток,Суворовский р-н Тульской обл. Начинается эта история на фестивале «Иван Купала», с которого вечером ваш покорный слуга с помощью друзей сбежал на другой – «Быть добру». И ни разу не пожалел об этом.
«Быть добру» — фестиваль, возникший на месте, опустевшем после отмены «Пустых Холмов». Вернее, речь не о месте как физической точке на карте, а о месте в душе и сердце, о том, какую роль в жизни множества людей играли и играют «Холмы». В итоге часть волонтеров «Холмов» собрались и сделали фестиваль», взяв за название один из лозунгов-приветствий холмовской стражи. Принципы фестиваля всё те же – открытость, бесплатный вход, волонтерство, живая «неформатная» музыка. В этом году «Быть добру» проходит во второй раз, если не считать самый первый, осенний фестиваль.
Итак, машина, в которую погрузились наши «холмовские» друзья, поехала в сторону города Суворов. Где-то три четверти пути дороги были прекрасны, а вот после развилки на Суворов и Перемышль начинается сущий дестрой, где грунтовка кажется лучше, чем асфальт. Как-то его одолели и въехали прямиком в ливень. Промокшие до нитки стражи на въезде встретили Леонидиса каким-то нервным смехом, но в конце концов пропустили, и мы подъехали прямиком к главной сцене. Наконец-то — домой.
Полночь, мокрая трава, непонятные люди, цветные фонарики, странные светящиеся конструкции повсюду, половинка Луны в небе. Полное ощущение, что тебя взяли и забросили куда-то в другой мир, где всё не так и непонятно. Именно такое чувство почти всегда бывало на Холмах, но в последнее время как-то подзабылось.
И снова здравствуйте! Со сцены опять звучал «Северо-восток», но это был совершенно иной по силе и энергетике концерт. Жестче, драйвовее, безумнее. И уйма восторженного народу перед сценой. Всё-таки как много зависит от атмосферы места… и от жары и ее отсутствия тоже.
Насладиться сетом «С-В» толком не получилось — дождь, было закончившийся, опять начал капать, а компания наша пошла ставить палатки, и я устроился с ними по соседству в уютном админлагере театральной сцены. Спасибо всем замечательным тамошним людям, которых я, к сожалению, не знаю.
Прямо в этот момент сцена пустовала, но работала — звучал некий мрачный космически-нойзовый эмбиент. Как я понял потом, это было сопровождение театральной акции, назначенной ровно на полночь — сожжение деревянной пирамиды. Под эти грозные звуки несколько артистов огненного театра крутили факелами и принимали разные торжественные позы. До конца сожжение я опять-таки не досмотрел, потому что с главной сцены донеслись на диво знакомые звуки…
Kostarev Group! И снова в необычном составе. В команде появился бас-гитарист, совсем еще юный на вид, на месте — Катя Морозова, Костарев пересел за ударные, а скрипачка Шура Демьянова солировала «и за себя, и за того парня».
Получалось у нее настолько убедительно, что после концерта какой-то парень, слегка смущаясь, спросил у Костарева, не замужем ли она. Костареву пришлось его разочаровать… не знаю уж, насколько он покривил против истины.
Вещи из программы «Космобоба» и «Кончерто» известны публике и играются на Холмах всегда, а вот под завершение Костарев показал нечто новое. Взяв в руки акустическую гитару, он пояснил — мол, это не я, это всё наш пёс виноват, притащил ее с помойки! (Пёс тусовался там же, рядом с ударной установкой). Катя Морозова в кои веки выбралась на авансцену (для этого ей специально вынесли из гримерки пенёк) и взяла в руки мелодику (клавишно-духовой инструмент).
Забрызганная дождем гитара Костарева звучала совсем не по-помоечному, а в сочетании с мелодикой и скрипкой — и вовсе прелестно. Живьем эти вещи вызвали у меня ассоциации с работами Ларса Холлмера (наверное, из-за саунда), а что это такое — прогрессив-рок, chamber или что еще, пусть решают знатоки, когда всё это будет записано.
А я очень надеюсь, что хоть что-то, несмотря на все перемены состава, записано будет.
Программу продолжила группа «Позитива», по их определению, «оркестр балаганного фанка». Фанк был, и был мощный, добротный и с дудками. Правда, лагутенкообразный солист по манере поведения как-то больше ассоциируется с корпоративами и прочим бессмысленным и беспощадным развлечением.
Публика за сценой как-то особенно хвалила их бас-гитаристку. Поискав потом про нее в Интернете, я понял, что это Елена Тесленко — вполне известная личность, она пела в распавшейся ныне команде Holy Monday. Другая ее группа, фанковая Soultrap, играла на «Пустых Холмах» в 2011 году.
Пора было перебираться на вторую сцену (она называлась «Гарцующий дредноут»), где было назначено выступление дуэта Вальдемара и Таи «Руки Слона». По плану, они должны были играть сразу после Хельги Патаки, однако между ними еще вклинился какой-то странный рэп-кор-коллектив. Все, кого он не распугал, собрались, и, поборов сон, послушали несколько виолончельно-басовых композиций, среди которых был и кавер King Crimson «One Time». Создалось ощущение, что все эти 50-100 человек, собравшихся в этой тульской забытой глуши близ населенного пункта Болото в четыре часа утра — сплошь фанаты King Crimson, так они вдумчиво и всерьез обсуждали услышанное. Хотя нет — половина их как минимум местные селяне.
На большой сцене тем временем задавали жару «Мосбрасс», после них должен был быть «Сахарный человек», но я понял, что, если не доберусь до палатки, то засну прямо под сценой. А вот звукорежиссерам еще предстояло команды две, наверное…
На этом бесконечный субботний день для меня завершился. А утром, вернее, днем, фестиваль уже практически закончился. Большие сцены не работали, публика потихоньку разъезжалась по домам. Оставалось быстренько обежать территорию фестиваля, поглядеть, сколько всего интересного понастроили волонтеры «Быть добру».
А понастроили они много душевных и красивых объектов. Самый впечатляющий — и днем, и ночью — вот эта пагода. (На самом деле — харчевня). Хороша и кальянная, и огромный «зиккурат» непонятного назначения, и инфоцентр с вывеской, видной отовсюду. Кстати, один из немногих напечатанных на виниле баннеров на фестивале (не считая тех, что использовались в строительстве сцен и проч.). Большая часть нарисована, как и весь сценический задник главной сцены. Весь фестиваль украшали разнообразные, опять же, вручную сделанные указатели.
Узнаваемый знак «Пустых Холмов», распространившийся по «дочерним» фестивалям — фонарики. И вообще работа с освещением, необычное оформление пространства светом. Каждый, даже самый простенький фонарик сделан вручную, по сути это маленький арт-объект.
Музыкальная программа на основных сценах завершилась ночью, и продолжение планировалось только на театральной, где открыли сет барды «Разные сказки». А перед ними просто кто-то джемил в бэкстейдже. После «Разных сказок» вызвались сыграть «Руки слона».
Дневное выступление было гораздо длиннее, без усталости и нервов, и даже при большем стечении публики… В атмосферу знойного летнего дня музыка эта вписалась самым идеальным образом, а уж когда над полем и лесом плыли звуки инструментальной обработки «One Time», вообще казалось, что попал в сказку…
Вскоре после окончания сета все заторопились в город. Как говорят строители фестиваля «Быть добру», сразу после его окончания наступает другой — «Быть злу», то есть уборка всего, что было за эти дни намусорено…
Говорят (и я охотно верю), что разбор фестиваля — едва ли не самая его душевная часть. Но… как-нибудь в другой раз. Спасибо за гостеприимство!
Конечно, будучи на фестивале так недолго, трудно оценить весь масштаб проделанной работы. Поделюсь общими впечатлениями… Видно, что фестиваль развивается, хотя и не показалось, что на нем было сильно больше людей, чем в прошлый раз. Мне он напомнил «Пустые Холмы» 2006 года, когда они всё еще умещались в формате двух-трех сцен и еще не было гигантских толп, запруживающих дороги и вопящих какую-то ерунду. Музыкальная программа, судя по всему, была достаточно хаотичной, сцены начинали работать не днем, а под вечер (может, это и к лучшему), поэтому говорить о каких-то музыкальных открытиях не приходится.
Еще важное отличие от прошлого года — в отсутствии «Простосцены», которая в прошлый раз была своего рода «фестивалем в фестивале». С одной стороны, это существенно разнообразило музыкальную программу и привлекло уже сформировавшееся комьюнити, с другой, фестиваль не воспринимался как единое целое. Теперь такое ощущение появилось. Возможно, благодаря сильной дизайнерской команде.
Как часто бывает, запрет на торговлю алкоголем на фестивале сам по себе малодейственен, если публика в состоянии привезти его с собой. Особенно местная публика в трениках — правда, случаев откровенной агрессии от них я не видел. Но пару характерных типажей, тупивших у сцен с воплями «песни давай!», конечно, можно было видеть и здесь. Погоды они не делали.
Поэтому нет причин не продолжать!
Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора. Все фотографии — http://vk.com/album2483887_176362702
Благодарим Алексея «Леонидиса» Быкова за дорогу и компанию на фестивале.
Репортаж с фестиваля «Иван Купала»: http://inrock.ru/live_reports/kupalafest_2013