Фестиваль Astral-III: Осенний марафон
Октябрь 30, 2012
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Фестиваль Astral-III: Осенний марафон

65daysofstatic,Alcest,Foreign,Leech,math rock,Maybeshewill,Pipl,post black,post rock,Toe,Москва Два дня по шесть часов пост-рока. Или, как пишут организаторы, «современной атмосферной инструментальной музыки», в которую входят такие жанры, как «post-rock, space rock, experimental, ambient, instrumental, math rock, soundtrack, post-progressive, post-metal, sludge, shoegaze». Испугались? Зря. Мы это выдержали, и было как минимум интересно.

Фестиваль «Астрал» еще очень молод, но поскольку проводится целых два раза в год, нынешний его выпуск – третий и самый масштабный. Организаторы не только расширили программу до двух дней, но и наполнили ее действительно «котирующимися» среди фэнов современного инструментального рока именами, такими как 65 Days of Static (см. статью в «ИнРоке» №52), Maybeshewill, Alcest, Toe и другими. Безусловно, у каждой из этих команд есть фэны, мечтавшие об их визите. Для вашего покорного слуги возможность «попасть в астрал» несла скорее просветительскую функцию – «живьем» я познакомился впервые не то что с некоторыми командами, но даже и с некоторыми из представленных стилей. Так что заметки, которые вам предстоит прочитать – своего рода взгляд со стороны, впечатления, которые могут показаться странными «инсайдерам». Как, наверное, показалось бы странным фэну классического рока то, что играло в середине сентября в московском клубе «Пипл». Странным – но, надеюсь, интересным.

ДЕНЬ 1: В ДИНАМИКЕ И СТАТИКЕ
Открыли день любимцы организаторов, Best Pessimist из Одессы, зазвучавшие куда жестче, чем в записи. От эмбиента и дрим-попа не осталось и следа – канонический пост-рок, весьма симпатичный.

Москвичи I Am Waiting For You Last Summer – то самое слияние рока и электроники. Три парня – двое с гитарами, один диджей, электронные ударные, но звучит всё так мощно, скорбно и возвышенно, что твой Crematory… плавно переходящий в дискотеку.

Maybeshewill местами нагоняли позитив чуть ли не поп-панковского пошиба, по составу они больше всего были похожи на рок-ансамбль (имелся даже клавишник!), но и своя доза скорбно-величественного у них тоже присутствовала.
65 Days Of Static в целом подтвердили ожидания – не зря, однозначно, мы печатали про них статью! У группы есть вещи почти «позднедримтеатровского» плана, с жесткими и разнообразными риффами, есть и традиционный пост-роковый «контрастный душ», хотя они этим не злоупотребляют. Велика доля эдакого «ритуального» (или индустриального) барабанного шоу, когда то один, то другой, то все сразу берут в руки барабанные палочки и изображают коллективный драм-сейшн. А закончился концерт всеобщими танцами и сёркл-питом посреди зала.

ДЕНЬ 2: ВОРОХ ЭМОЦИЙ
Начался концерт с москвичей Aesthesys – красивый и не лишенный мелодичности пост-рок с солирующей скрипкой.

Следом – тоже пост-рокеры Powder! Go Away из подмосковного города Луховицы. Коллектив гитарный, более жесткий и, пожалуй, не такой музыкально насыщенный. Зато с драйвом всё в порядке, и принимала публика луховичан как давних любимцев.

Первые из иностранцев – Leech (Швейцария). Согласно анонсу – классики жанра. Так и есть – группа сразу берет за душу своим мелодизмом, уровнем игры и аранжировок, продуманностью композиций. Интересен и состав – электромаримба, электропиано rhodes, разные синтезаторы, плюс гитары и ударные. И – настоящее волшебство, «космос», раскрывающийся на наших глазах…

Продолжили японцы Toe. По описаниям – мат-рок. (Это такой новый термин для тех, кто считает, что прогрессив – это для зануд.) Квартет (две гитары, бас, ударные), смешное буйство с выпученными глазами и прыжками по сцене, убийственные и головоломные риффы на двух гитарах. Ориентир – пост-кримзоновские проекты типа KTU. И своя «фишка» – половина сета на акустических гитарах. Когда Toe наяривают этакий самурайский фламенко, их не сравнить уже ни с кем!

Хедлайнеры дня — французы Alcest. Стиль их был обозначен как пост-блэк, хотя как такового блэка в их выступлении было три капли и пара хриплых воплей плюс уже приевшееся за день гитарное тремоло. Если отрешиться от тэгов, то возникают отдаленные ассоциации с Katatonia, но без брутальной составляющей. К сожалению, из-за неудачного микса (чистый вокал был едва различим) команда не прозвучала как должно, ее фирменная атмосфера совсем не чувствовалась.

НАСТУПИВШЕЕ ЗАВТРА
Фестиваль, особенно его первый день, показал, что пост-роковые жанры отлично востребованы, причем среди слушателей самых разных тусовок. В первый день в зале был почти аншлаг. Характерна открытость инди-публики к творчеству всех выступающих команд – люди не делили артистов на «наших» и «фирмачей», разогрев и хедлайнеров, аплодируя удачам каждого из выступавших. Есть у любителей пост-рока и свой особый способ уважить артиста: публика приседает на корточки в тихих фрагментах выступления, а потом весь зал одним махом встает при переходе в громкий. Впечатляет!
Общая тенденция фестиваля – группы звучат «живьем» более жестко и жестоко, чем в записи. Там, где на пленке был нежный эмбиент – на сцене уже вполне себе пост-рок. Там, где были «эксперименты с электроникой» – дискотечный расколбас. Там, где металлический драйв и атака – сущий грайндкор.
В выступлениях пост-рокеров полностью снято противопоставление между «живыми» инструментами и разного рода электроникой, компьютерами. Если в рок-музыке концерт артиста, в котором половина звука идет в записи, не вызовет ничего, кроме насмешки, здесь налицо полное слияние «живой» и ноутбучно-диджейской составляющей. Драммер с упоением подыгрывает брейк-битовой подложке, клавишник добавляет свои 5 копеек в полновесный рубль, играемый ноутбуком, при этом все умудряются скакать, как козлики, и «рубиться» на своих гитарах.
Интересно еще и размывание музыкальных ролей в ансамбле – на сцене расставлены разные инструменты и приборы, и музыкант может в одно время предстать гитаристом, в другое – что-то делать с сэмплерами, затем – лупить барабанной палочкой по какой-то перкуссии.
Наконец, полное смешение когда-то бесконечно далеких по своим функциям стилей. Грубо говоря, прогрессив – он чтобы думать о светлом и высоком, металл – чтобы рубиться, электроника – чтобы танцевать. Здесь можно возвышенно рубиться и одухотворенно танцевать одновременно, а из нагромождения дискотечных ритмов и клавишных гармоний постепенно выстраивать чуть ли не хорал. И точно так же вместо ожидаемого катарсиса 65DOS в финале своего выступления устраивают то самое: «А теперь дискотека!» И никаких бисов.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Евгений Ломоносов, Григорий Романенков.
Благодарим Татьяну Райнес (концертное агентство FBITS) за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер