Ария: Третье дыхание
Прошло больше года с известных драматических изменений в составе «Арии», который группа провела в основном в гастролях по регионам, подтверждая делом свое право на перемены.
В Москве новый состав давал сольный концерт лишь однажды — год назад, вскоре после прихода Михаила Житнякова. Тогда основным фактором в зрительском восприятии было любопытство — какой он, новый певец, не слажает, не упадет ли в грязь лицом? Теперь всё более-менее ясно, Житняков на своем месте прижился, группа выпустила, помимо студийного диска «Феникс», еще один концертный и один псевдоконцертный, и нынешнее выступление в «Арене» было своего рода промежуточным итогом, показывающим, насколько фэны приняли и полюбили новый образ группы.
Судя по посещаемости — и приняли, и полюбили. Две-три тысячи людей в майках «Арии», «Кипелова», «Мастера» и, понемножку, других отечественных и западных метал-кумиров, от души приветствовали группу, подпевали всем вещам и ни разу не требовали на сцену ни Кипелова, ни Беркута. Завсегдатаи концертов говорят, что заполненная «Арена» — большой шаг вперед после СДК МАИ, площадки, типичной для беркутовского периода, а уж до маленьких клубов, как пророчили «знатоки», «Ария» тем более не скатилась.
Происходившее в «Арене» — прежде всего фанатский праздник. Завершив этап гастрольной поддержки «Феникса», группа снизила долю нового материала (сейчас — только три вещи) и предложила выбрать остальные вещи поклонникам — посредством голосования на официальном сайте. Судя по результатам, слушать беркутовский период фэны не хотят «от слова совсем», а из «классики» выбирают не банальные «Штиль» и «Улицу Роз», а подзабытые «Волонтер» (с первого диска), «Дезертир» (с «Генератора зла»)… Откопали из архива даже шедевральную «Беги за солнцем» (также с «Генератора зла»), которую многие и не мечтали снова услышать живьем. «Арийскими» балладами фэны тоже, похоже, наслушались — им интереснее тяжелые треки и эпики. На этот раз их было целых два — к «Игре с огнем» добавилась еще и «Ночь короче дня». С обеими песнями Житняков прекрасно справляется, хотя интонационной верности, образа, которому хочется верить, у него пока нет.
Приход Михаила для группы — и единственно возможное, очень удачное решение, и целый комплекс нерешенных пока проблем. А может. и нерешаемых в принципе. За год в группе Житняков сильно изменился: он изрядно оброс — и стал похож на молодого-раннего Брюса Дикинсона, особенно в полупрофиль (в анфас Житняков всё-таки лицом покруглее), научился более-менее свободно, незапрограммированно двигаться по сцене (хотя межпесенный конферанс явно разучен заранее). Дыхания ему хватает на два часа концерта, голос позволяет справляться с самыми мощными и разнообразными партиями типа «Ангельской пыли» и «Игры с огнем». Для полного счастья не хватает еще пары-тройки верхних нот, которые у Кипелова получались с естественной легкостью, и, самое главное — образа. Понятно, что и Валерий Александрович возник такой, как мы его знаем, не вдруг, а после долгой школы ВИА, но его умение создавать и воплощать на сцене образ песни — видимо, не навык, а дар, который не появляется со взмахом волшебной палочки или за выслугу лет. Голос Житнякова — удачно подобранная краска в общей картине, но вопрос, что этой краской нарисовать. Интересно сравнить, скажем, оригинал «Игры с огнем» и нынешнюю трактовку. В строчках «всё равно, мёртв ты давно», обращенной от лица дьявола скрипачу, Кипелов делал ударение на слове «мёртв», так, что мороз по коже шел, Житняков же поет все слова одинаково, словно действительно «всё равно». Хотя был один момент, где новый фронтмен по-настоящему раскрылся — во второй части «Парфюмера», одной из новых композиций. Там и группа звучит по-настоящему драматично, и вокал Житнякова выразителен как нигде больше. Почему так происходит, в чём загвоздка и почему остальной новый материал не получилось записать на том же уровне эмоциональной отдачи? Странно…
Всё это не стоит считать критикой. Житняков появился в группе, чтобы вернуть ей фэнов кипеловского периода, тех, кого отталкивал тембр голоса Артура Беркута, его сценическое балагурство и своеобразный, совсем не «рок-героический» имидж. Им не нужна была другая, непохожая на прежнюю харизма певца, необычные трактовки и шутливые интерпретации хитов. Им надо просто попеть от души любимые вещи в большом живом караоке. Житняков — король караоке, первый среди равных в этом хоре. Будут ли когда-нибудь фэны ходить на концерт именно «на Житнякова», как было в его прошлой группе «Гран-Кураж» — вопрос довольно далекий.
Остальные музыканты на сцене светились характерным видом радости — удовольствия от хорошо сделанной работы. Возможно, совсем уж «уйти в отрыв» им мешала трансляция — выступление можно было посмотреть онлайн на YouTube (говорят, поклоники даже «положили» ютубовский сервер!). Видеосъемка добавила «арийцам» самоконтроля. Команда сейчас в отличной исполнительской форме, звук был в «Арене» вполне на уровне (быть может, ритм-гитара звучала чересчур жестко, и вокал тише, чем привычно фэнам Кипелова — хотя, на мой взгляд, это и нормально). Хороши и визуальные эффекты, среди которых — большой экран с разнообразными картинками (но чаще всего просто логотипом «Арии»), лазерные лучи и странные пыхалки паром, которые заменяли привычную пиротехнику. Было довольно забавно видеть (и слышать), как в «Герое асфальта» и «Боях без правил» в самых драматичных местах звучало эдакое «пшшшшшшш!», и столбы белого пара взмывались над публикой. Казалось, это талисман-дракончик с экрана дышит на нас. Не поливает огнем, а просто фыркает. Добрый, значит, дракончик. Или просто в хорошем настроении.
Сетлист: Intro, Горящая стрела, Волонтер, Смотри!, Дезертир, Ангельская пыль, Король дороги, Дальний свет, Бои без правил, История одного убийцы, Игра с огнем, Соло Максима Удалова, Ночь короче дня, На службе силы зла, Беги за солнцем, Что вы сделали с вашей мечтой, Искушение, Герой асфальта, Все что было, Дай жару, Outro.
Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Катерина Межекова.
Благодарим Наталью Ступникову за аккредитацию.