Faust: Пряжа, камни, краутрок
Декабрь 7, 2019
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Faust: Пряжа, камни, краутрок

Четвёртый – заключительный – концерт фестиваля Гёте-Института «Джаз осенью» обозначил календарное окончание этого времени года. В КЦ «Дом» ожидался аншлаг: из партера убрали стулья, очередь на вход едва умещалась в «предбанник». Выступала знаменитая краутроковая группа «Фауст» – одна из немногих, которая дошла из 70-х до нашего времени, не растеряв ни боевого запала, ни умения поражать публику старыми, проверенными средствами вроде звуков рубанка, вращающейся бетономешалки или же простым колошматеньем обтянутых войлоком палочек по тóму.

Конечно, возникает вопрос, какое отношение всё это имеет к заявленному в названии фестиваля джазу. Ответ может быть таким: в крауте тоже есть место импровизации, художественному эксперименту, смешению жанров и стилей. И всё это присутствует в творчестве Faust, никогда не замыкавшихся в рамках монотонного «моторика» или электроники, а, наоборот, с треском выламывавшихся из этих рамок в сторону эклектики, коллажности, индустриально-«конкретных» звучаний, своеобразного музыкального дадаизма и… блюза.

В 2000-е, после распадов, возрождений и многочисленных пертурбаций в составах, существовало две версии группы Faust. Одна – по версии басиста/трубача/вокалиста Жана-Эрве Перона и барабанщика Вернера «Заппи» Дирмайера, другая – под руководством клавишника Ханса Йоахима Ирмлера. Однако Ирмлер через некоторое время перешёл к сольно-проектному творчеству, и ныне Faust (вернее, faUSt) только один. Интересно, что Ирмлер выступал в Москве буквально за две недели до своих экс-коллег – на третьем концерте «Джаза осенью» дуэтом с электронщиком FM Einheit (экс Einstürzende Neubauten). Так что дружба, сотрудничество и джаз в итоге победили. Несмотря на то, что Faust по традиции называют немецкой группой (и базируется она, действительно, в Германии), по составу коллектив интернационален. Сегодня в нём один немец и два француза, со сцены звучит речь на немецком, французском, английском языках, невообразимая смесь диалектов, прононсов, стилей, идей, иронии и гротеска… в общем, такой вот международный краутрок!

Мы уже видели Faust во Франции на фестивале «Rock In Opposition» в 2013 году, и шоу на сцене зала-тысячника, конечно, отличалось большей масштабностью. Электросварка, бензопила, дрель, рисование картин на торсе добровольца из публики, клавишник Пьер Шевалье (Aranis и мн. др.) с головой коня… то есть, простите, в маске, изображающей голову коня, грохот, гарь, копоть, экстаз. Однако и сцена «Дома» впечатляла. На ней красовались небольших размеров бетономешалка, синий жестяной бак, газовый баллон, стол с рубанками. Всё это, разумеется, музыканты с собой не тащили – арендовать у нас можно хоть экскаватор. А ещё на сцене было множество музыкальных инструментов, таких как ударная установка, синтезатор, гитара, бас-гитара, труба и проч.

Для начала на сцену вышел Заппи Дирмайер в чепчике, футболке и… плавках, словно он задремал перед выступлением, потом вскочил и не успел одеться. Быстро натянув шорты, Заппи принялся «толкать» какие-то речи на немецком языке, возможно, это были стихи, а может быть, просто импровизация. Время от времени голос из-за кулис (а это был Жан-Эрве Перон) помогал ему найти нужные слова. Наконец, и Перон появился на сцене, взяв в руки бас-гитару. Третьим участником группы на сей раз был гитарист/клавишник Амори Камбюза, по совместительству – основатель и действующий на-все-руки-мастер французской экспериментальной группы Ulan Bator. Перон и Камбюза были чем-то похожи – седовласые, бородатые, один постарше, другой помладше.

Кроме того, на сцену были приглашены две очаровательные девушки, Маша и Соня – knitting ladies, как их охарактеризовал Перон. Сев в специально приготовленные кресла у края сцены, девушки действительно достали пряжу, спицы и начали вязать. И так – невозмутимо, с достоинством, – просидели весь концерт, несмотря на творившийся вокруг грохот и угар. Лишь изредка одна из них брала в руки книгу, а основным занятием другой оставалось вязанье – за концерт удалось прибавить немало к уже начатым шарфам, а может, свитерам. Что символизировало сие действо? Домашний уют на сцене культурного центра под названием «Дом», а может, непрерывность бытия, нить жизни, путь к спасению? Девушки и напоминали эдаких мойр, прядущих полотно всего сущего. Даже цвета вязания, белый и красный, казались символичными. Во всяком случае, Жан-Эрве уделял постоянной «работе» двух вязальщиц очень важное значение, и когда группа в конце вышла на бис, не начал без них играть – девушкам тоже пришлось появиться на сцене и вновь сесть в свои кресла. Вот такой перформанс, хэппенинг, магия – называйте как хотите.

В первой же импровизационной композиции на сцене появился ещё один музыкант – московский саксофонист Сергей Храмцевич, участник разностилевых (от инди-рока до авангарда) проектов Kymatic, Baritone Domination, «Интурист»… По счастливому совпадению он в этот день помогал музыкантам с разъездами по городу на своём «Ford Transit», и вечером те пригласили его на сцену. Что ж, Сергей не постеснялся и дал жару! Его импровизации были абсолютно к месту и внесли в звуковую ткань Faust дополнительную нотку безумия. Храмцевич выходил на сцену несколько раз, и всегда его появление вызывало энтузиазм публики. Присутствовавший на концерте музыкальный критик Дмитрий Ухов отметил творческую смелость Сергея – действительно, играть со звёздами решится не каждый!

В самом начале концерта, «пока мы ещё не разошлись», Жан-Эрве Перон выразил поимённую благодарность всем организаторам и участникам концерта, помощникам, музыкантам и, конечно, публике. В концерте прозвучало много «фаустовской» классики, не потерявшей своей грубости, сырости и жизненной силы. Шкодливая «The Sad Skinhead» с её почти что поп-мелодикой и хромающим аккомпанементом в стиле регги, задумчиво-двухаккордовая «It’s a Bit of a Pain», суперзнаменитая «Krautrock» вообще на одном аккорде (с обязательным воплем «We will krautrock you!»), а также исполненная на бис задумчивая песня о девушке с рыжими волосами «Jennifer», – все они из самого, наверное, известного альбома группы «Faust IV» (1973).

А вот не менее радостно-простая (что бы не сказать примитивная), с шаманским ритмом «It’s a Rainy Day, Sunshine Girl» – ещё более ранняя, 1972 года. Во время её исполнения Жан-Эрве попросил присутствующих выкрикивать на слабую долю клич «аху!» (не подумайте плохого), что все с удовольствием и делали. Финальный мажорный рифф очень удачно подхватил выбежавший на сцену Сергей Храмцевич. Довольно печальную блюзоватую «Flashback Caruso» спел Амори Камбюза. Время от времени поближе к публике выходил Заппи – «большой человек с большим носом, делающий большой нойз», по выражению Перона. Дирмайер елозил по специальной доске включёнными электрорубанками в «Краутроке», стучал в тамбурин (не путать с бубном), пока Перон обхаживал железяками синий жестяной чан. Гигант-Заппи на этот раз не казался таким уж хмурым, наоборот, частенько улыбался, но спуску барабанам не давал.

Предбисовая «Fish» – из новейшего альбома Faust «Fresh Air» (2017). Это мрачновато-ироничный нарратив Перона о том, как его поколение в далёкие годы «цветочной революции» хотело изменить мир к лучшему, но не сумело это сделать, и теперь те, кто пришёл им на смену, живут в непонимании, одиночестве и растерянности. В этой вещи Перон сыграл психоделическое соло на трубе, а затем запустил бетономешалку, которая до сего момента стояла в бездействии и глядела на зрителей своим огромным глазом. Со скрипом она стала вращаться, Перон поднимал и опускал ее «голову» при помощи специального колеса, а затем начал с помощью лопаты закидывать в неё мелкие камни, заготовленные здесь же в специальном ящике. Камни стучали, бетономешалка вращалась и поскрипывала, и всё это удивительно ритмично вписывалось в гудящий бэкграунд гитары и раскаты ударных. Завершив перформанс, Перон, аки сеятель, швырнул горсть камней в потолок, они отскочили от световых приборов, но ни один прожектор не пострадал. Воистину, триумф индастриала!

После выхода на бис (вместе с knitting ladies) Faust сыграли вещь, посвящённую американскому композитору Тони Конраду. Судя по всему, это была «The Side of Man and Womankind» с совместного альбома «Фауста» и Конрада «Outside the Dream Syndicate» 1973 года, но в укороченном варианте (в оригинале они идёт 26 минут) и с более энергичным, как высказывались потом знатоки, эмоционально-звуковым развитием, «новыми обертонами» и т.д. Говоря по-простому, тот самый шаманский бит, до-мажорный аккорд, игра на гитаре смычком, динамическое нарастание, катарсис. Искры. Краутрок!

Елена САВИЦКАЯ
Фото – Владимир Импалер.
Благодарим Кирилла Полонского и Гёте-Институт за аккредитацию.
Все фотографии –


Ещё больше фотографий — https://vk.com/album2483887_267816769

Общее впечатление

29 ноября 2019 г.
Москва, КЦ "Дом"
Кирилл Полонский/Гёте-Институт

Елена Савицкая

Елена Савицкая