Джон Маклафлин: В четвертом измерении
Ноябрь 21, 2012
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Джон Маклафлин: В четвертом измерении

Буквально только что, в июле этого года, Джон Маклафлин играл в «Крокус-Сити» со своим индийским проектом Remember Shakti. Прошло меньше полугода, и он снова в Москве, вернее, в находящемся в нескольких километрах за МКАД роскошным зале «Барвиха Luxury Village», с другим своим коллективом – фьюжновым 4th Dimension.

Вторая встреча с Музыкантом прошла в совершенно другой модальности. Тогда, в июле, это был настоящий перенос в космос, полная потеря чувства реальности и времени, трансцендентальное путешествие… Теперь — некое очень изысканное музыкальное удовольствие без потери разума. И дело не в том, что мы успели привыкнуть к исполнителю. Просто у разного музыкального материала — разные художественные задачи.
Неизменен лишь сам Маклафлин. На концерте снова возникло то невероятное наслаждение от живой гитарной игры, было это неизменное ощущение – как от прикосновения его рук всё превращается в золото: каждый отдельный звук, каждая фраза, извлекаемая пальцами Маэстро, сияет особенной красотой. Кажется, Маклафлин давно уже не в состоянии играть не то что плохо, а даже невыразительно. Даже случайное соприкосновение со струной будет таить в себе смысл и завершенность. Джон спокойно расхаживает по сцене — с беспроводной гитарой, в пиджаке, показывая некоторую изящную дистанцированность от аудитории. Вот четверо музыкантов, у них там что-то такое происходит, а вы, слушатели, имеете счастье наблюдать это в непосредственном соприкосновении.

А что другие музыканты? Хочется сразу отметить безупречное чувство вкуса и чутье Маклафлина на первоклассных артистов. Что с Remember Shakti было ощущение постоянной высокой напряженности из-за того, что каждая музыкальная партия была партией виртуоза (Шринивас на мандолине, Закир Хуссейн с таблой), то же самое было и здесь. Также было очевидно, какое удовольствие Джону доставляет игра его коллег, было ощущение какого-то особенного равенства и единства музыкантов. Каждый одинаково наслаждался и собственной игрой, и игрой друзей по команде.
Уровень музыкантов — просто невероятный! Когда видишь, что у тебя на глазах творит басист Этьен Мбаппе, как он тонко взаимодействует с самим Маклфалиным, то просто поверить не можешь, что такое вообще возможно. Очень интересным в живом звук оказалось взаимодействие Джона с клавишником Гари Хазбандом — одинаковые фразы с запаздыванием на такт, партии, разложенные параллельно на терции, виртуозные ходы, проигрываемые в унисон (надо всего лишь вовремя нажимать на клавиши, говорил И.С.Бах) — все то, что не так очевидно было в записи. Идеальное взаимодействие музыкантов с ударником Ранджитом Баротом — абсолютно четкие синкопы, акценты, игра с полиритмией — ух, как же это все было невероятно!
Кстати, о полиритмии. Вся эта игра с музыкальным временем, размерами — важнейший компонент эстетики Маклафлина. Поражаешься, как же эти сложнейшие вещи у него с музыкантами происходят легко и органично. Без всякой головной боли от сложной музыкальной математики, как у некоторых проггеров.
Вообще, было ощущение какой-то правильной джазовой уютной камерности (маленький симпатичный зал, аплодисменты после удачных партий), прекрасный звук, отличное читаемые инструменты в прекрасном балансе. Все признаки настоящего искусства, а не шоу динозавров-ветеранов с исполнением обязательных хитов и прочего набившего оскомину материала 40-летней давности. Игрались вещи из разных пластов творчества, но было много вещей (чуть ли не все) со свежего альбома «Now Here This».
И завершение – «Acknowledgement», первая вещь с альбома «A Love Supreme» Джона Колтрейна. Не просто кавер-версия, а настоящее подтверждение духовной близости двух Джонов, этого родства душ, которое было слышно в музыке Маклафлина всегда.
Кстати, вот эта духовная составляющая (вещь абстрактная, сложно ощущаемая и трудно доказуемая) — то, что определенно выделяет Маклафлина среди прочих. Как и его особенный индивидуальный творческий базис — видимо, то что отличает гения от обычного виртуоза.
Полтора часа — и весь концерт. Безупречное чувство меры проявилось и здесь. Это как выпить пару бокалов очень изысканного вина. Ровно столько, чтобы ощутить весь букет, не притупляя вкусовых ощущений, и чтобы на следующий день голова осталась свежей.

Андрей АПЕЛЬ
Фото (с июльского концерта Маклафлина): Катерина Межекова.

См. также http://inrock.ru/live_reports/john_mclaughlin_2012

Владимир Импалер

Владимир Импалер