Джо Сатриани: Не замечая времени
Arena,Foreign,guitar instrumental,Joe Satriani,Москва, К очередному приезду в Москву гитариста №1 всего мира его персона стала для поклонников несколько более привычной, с толикой даже какой-то обыденности.
Обязательная стайка фанатов, еще днем томящаяся у входа, проникновенные лица юных гитаристов, строящих свою жизнь (и даже подстраивающих внешний вид) по образцу кумира, и зал, заполненный не под завязку, как когда-то «Б1», но вполне приемлемо для середины лета — где-то на две трети.
Клуб «Арена» в летний период, когда нет необходимости в гардеробе — заведение если не идеальное, то близкое к норме. Летняя жара к номинальному старту концерта, девяти вечера, прошла, и духоты в зале не ощущалось. Разогрева на этот раз никакого не было и, потянув для порядка еще минут 20, Джо и компания вышли на сцену.
Обычно в репортажах львиную долю занимает рассказ о бэндлидере, но, что касается Джо Сатриани, то это как раз тот случай, когда сказать — вернее, добавить к описанию предыдущих концертов — практически нечего. Время для Джо словно остановилось — он всё такой же юркий, поджарый, аэродинамичный, наголо бритый, улыбающийся всеми своими лягушачьими складками щек; он всё так же, как заправский фокусник, жонглирует на сцене эффектными приемами, а гитара его — поет торжественные гимны или пляшет в упругом шаффле.
Джо невероятно продуктивен, он вот уже пару десятков лет стабильно выдает по альбому раз в два года, и качество этих работ не вызывает ни малейших сомнений. Музам интересно в обществе Сатриани, другое дело, что темы для их бесед год от года всё те же. Нормально это или нет, должен ли артист экспериментировать и открывать для себя новые сферы творчества, или нужно продолжать делать то, что получается лучше всего? Новый альбом «Unstoppable Momentum» говорит в пользу стабильности, и Джо явно нравится играть новые вещи — их в сет-листе едва ли не половина. Зал, допустим, был бы рад послушать побольше «нетленок», композиций, которые когда-то сделали Сатриани символом рок-гитары, но в «ностальгического» артиста Джо пока не превратился. Да и зачем, если новые вещи звучат свежо и вдохновенно, а особенно их интересно слушать, вспоминая комментарии Джо. Ведь в каждой пьесе — какой-то образ, идея, а то и целый спектакль без слов. Так и представляешь себе беспечную прогулку Сатриани в «Three Sheets to the Wind», или его бесстрашный прыжок с парашютом в «Jumping Out», или драматичные переживания «Lies and Truths»…
В отсутствие стилевых экспериментов Джо старается разнообразить свою жизнь иначе — периодически перетряхивает группу сопровождения. Так, за бортом оказался бессменный драммер Джефф Кампителли, без которого представить музыку Сатриани до недавнего времени было невозможно. Свежий альбом «Unstoppable Momentum» записывали барабанщик Винни Колайюта и басист Крис Чейни, в турне же с Джо поехали Марко Миннеманн и Брайан Беллер, коллеги по фьюжн-трио The Aristocrats. Остался на месте клавишник Майк Кеннели — хоть и относительный новичок в команде Сатриани, но музыкант весьма опытный, ведь он сотрудничал с самим Фрэнком Заппой!
Беллер сразу взял себе роль «просто басиста», в которой и пребывал весь концерт, особо ничем не выделяясь. От Миннеманна ждали большего — ведь в последние годы имя Марко постоянно появлялось в списке лучших барабанщиков, а его послужной список поражал воображение: от UKZ Эдди Джобсона до дэт-металлического Necrofagist, и где-то между ними — огромное множество сессий во всех возможных стилях. Стоит упомянуть хотя бы одну затею Марко — он записал часовую пластинку одного своего барабанного занятия (попросту — «разогрева») и предложил всем придумать к нему музыку. Одним из тех, кто придумал, был Трей Ганн из King Crimson — так получился его сольный альбом «Modulator». Правда, мы отвлеклись от темы. А у Сатриани Марко был скорее просто человеком, качественно делающим свое дело — да, слушать Миннеманна интересно, особенно собратьям-барабанщикам, но какой-то вдохновенности, поэтичности, если угодно, в его игре не было. Просто безупречная работа суперпрофессионала, который больше повторяет чьи-то мысли, чем предлагает свои.
А вот Майк Кеннели, грузный, седой очкастый дядечка, похожий на профессора каких-то наук, спасал шоу по полной программе. Он и за клавишами свою работу делал, и переключался, когда надо, на ритм-гитару, а порой становился полноправным солистом, устраивая с Джо настоящие гитарные дуэли. И нельзя было сказать, кто в них ведущий, а кто — ведомый. В абсолютно вышколенной, безупречной музыке Сатриани участие Кеннели стало небольшой, но очень нужной дозой запповской «хитринки», эдакого легкого дуракаваляния, которое, по сути, и есть показатель настоящего класса.
В таких группах, как у Джо сейчас, слабых мест быть в принципе не может. И данный состав (как и все другие) делает всё нужное, чтобы вещи Сатриани звучали в нужную силу. Но всё-таки казалось, что не хватает чувства группы, взаимопонимания, которые нарабатываются годами. В поисках свежести, новых эмоций Сатриани жертвует этой групповой «химией», и, наверное, именно в этом главное отличие нынешнего концерта Джо от предыдущих. Потому что в выборе сет-листа невозможно всем угодить — кому-то, как мне, показалось, что Джо пожертвовал лирикой в пользу боевых мажорных вещей и спортивных «запилов», кому-то — напротив, что у Сатриани было слишком много эдаких протяжных, похожих один на другой (и на гимн Советского Союза) пафосных инструменталов. Внимание к новым песням — это как раз признак здорового, творчески активного артиста. То, что они не накапливаются в сет-листе, а сбрасываются в никуда при выходе каждого следующего диска — другой вопрос. Главное, что новые вещи так же интересны, как и предыдущие. А что всё-таки произошло — Сатриани остановил время или время остановило Сатриани, так ли это важно? Ловите момент!
Сет-лист: Jumpin’ In, Devil’s Slide, Flying in a Blue Dream, Unstoppable Momentum, The Weight of the World, Ice 9, The Crush of Love, I’ll Put a Stone on Your Cairn, A Door into Summer, Lies and Truths, Satch Boogie, Shine On American Dreamer, Three Sheets to the Wind, Cryin’, Drum Solo, Cool #9, Jumpin’ Out, Always with Me Always with You, Surfing with the Alien. Бис: Crowd Chant, Summer Song.
Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Наталья Ступникова и Владимир Импалер.
Благодарим Полину Колесникову (агентство «Мельница») за аккредитацию.
Еще фото — http://vk.com/album2483887_176763493