Dream Theater: Телепортация во времени
Февраль 12, 2020
Полина Кордик (1 статья)
Поделиться

Dream Theater: Телепортация во времени

Dream Theater для меня начались как раз тогда – поздней осенью 1999 года я купила кассету «Scenes From a Memory», потому что услышала от кого-то про «крутую прогрессив-группу». Я только-только начала отходить от лихорадки под названием Led Zeppelin, и тут меня накрыло с еще большей силой. В Dream Theater слилось все, что мне нужно было для музыкального идеала: сложность, мелодичность, тяжесть, концептуальность, многослойность и театральность.

В 2000-м, до эпохи массового Интернета, до меня доносились обрывки новостей о том, что Dream Theater играют этот новый альбом на концертах целиком, еще и с каким-то театральным антуражем. YouTube тоже, как вы понимаете, не было, поэтому приходилось фантазировать, и фантазии были примерно как у европейских художников Средневековья, когда им надо было нарисовать слона. И если бы спросить меня, тогдашнюю 15-летнюю, чего бы мне сильнее всего хотелось на свете – я бы сказала, что телепортироваться в Нью-Йорк и увидеть их концерт. Но какая уж тут телепортация для девочки из постсоветского города средней руки, я вас умоляю…
Поэтому не будет преувеличением сказать, что на концерт в Хельсинки я ехала закрывать гештальт. При всей доступности видеозаписей и технических возможностях устроить идеальный звук и идеальную картинку у себя дома, обмен энергией с музыкантами, живую музыку и неповторимость момента концерта не заменит ничто.

Концерт, в лучших традициях Dream Theater, был из двух частей с антрактом и длился почти три часа. Первый акт состоял на две трети из материала нового альбома «Distance Over Time», а остальную треть составили «A Nightmare to Remember» и «In the Presence of Enemies». Что сказать про первый акт – даже не знаю. Я могу понять музыкантов в их стремлении обкатывать новый альбом, но пары вещей из него было бы вполне достаточно, тем более что – давайте говорить прямо – альбом неплохой, но далеко не выдающийся. Стоило ли заполнять эфир до предела вещами именно оттуда? А всего их сыграли пять – почти половину альбома! И тем обиднее, что при таком богатейшем каталоге, как у Dream Theater, почти половина концерта – довольно-таки проходной материал, пусть и по высоким стандартам этой группы. Почему Петруччи так любит «A Nightmare to Remember» – тоже для меня загадка. Именно поэтому, кстати, концерты их тура прошлого лета я считаю откровенно халтурными: сетлист был примерно такой же, а остальную жирную часть концерта отдали каким-то «гостям».

Но вернемся же к концерту нынешнему. Понятно, что хоккейную арену забили под завязку жаждущие услышать не «Barstool Warrior» и даже не «Untethered Angel». Люди ждали легенды. И они её услышали! Тот час с лишним, что звучала музыка «Scenes From a Memory», был полным театральным погружением во всех смыслах и для всех органов чувств. Погружением и в детективный сюжет, и в музыку, и в собственные воспоминания, связанные с этой музыкой за прошедшие 20 лет.

На экране, как полагается фильму, были титры, представляли героев: красотку Викторию прямо из эпохи Великого Гэтсби, двух братьев, Джулиана и Эдварда, составивших любовный треугольник, превратившийся в трагедию, и метущегося Николаса, которому вся эта геометрическая фигура видится в кошмарах, и он не может понять, почему. История шла в виде комикса на экране, за всех героев пел ЛаБри, не утруждая себя погружением в актерство. Отыграли все идеально ровно и без малейшего намека на импровизации, что, с одной стороны, давало комфорт чистого наслаждения каждой знакомой до боли нотой, а с другой – с некоторой грустью вспоминались времена, когда Петруччи мог ввернуть рифф из металликовской «Enter Sandman» в «Peruvian Skies», и это приводило в сумасшедший восторг.
Апогеем стало, конечно же, исполнение «Home», которую я считаю, возможно, одной из лучших музыкальных композиций, когда-либо созданных человеком. Вживую она звучала так, что могла проломить крышу. И это было ровно то, о чем попросил ЛаБри, объявляя песню. Это был Тот Самый Момент, когда наворачивались слезы счастья, гештальт закрывался и всё внутри переполнялось восторгом. Ну всё, теперь я слышала «Home» и в исполнении «Haken» с Майком Портным, и в исполнении Dream Theater!

Главное, что портило впечатление – это вокал ЛаБри. Я была к нему толерантна долгие-долгие годы, но вчера моё терпение практически лопнуло. Либо я раньше не так остро реагировала, либо раньше у него дела были всё-таки немного получше, но зачем он всё время залезает в верхний регистр, не справляется и переходит на вой – я понять отказываюсь. Вот, простите уж, Полина Гагарина, которую я впервые на днях услышала, берёт все ноты, а Джеймс ЛаБри – нет. Но репертуар Dream Theater мне дорог и близок, а Полины Гагариной – нет.

Еще меньше я понимаю, как с таким пением мирятся остальные музыканты, мастерство которых давно стало объектом легенд. Dream Theater – это атомный ледокол. По силе, слаженности, сложности и масштабу. Только у этого атомного ледокола невнятный юнга бегает по палубе и что-то кричит, но именно из-за него вся массивная конструкция норовит сбиваться с курса, а то и вообще переходить на дрейф. Обидно. Петруччи и Рудесс достойно ведут этот корабль последние десять лет без Майка Портного, держат марку, не падают в грязь лицом, пусть понимают, что главные альбомы уже, скорее всего, записаны. И это их упорство заслуживает огромного уважения. Но группа – как семья, которая развалилась с разводом родителей: каждый продолжает жить как может, и даже, быть может, счастлив. Но каждый из них по отдельности не сможет достичь того, чего они раньше достигали вместе.
Но зато хоть навещают нас – каждый со своей нынешней семьей…

Сет-лист. Часть 1: Untethered Angel, A Nightmare to Remember, Paralyzed, Barstool Warrior, In the Presence of Enemies, Part I, Pale Blue Dot. Часть 2 (Metropolis, Part 2: Scenes From a Memory): Act I: Scene One: Regression, Act I: Scene Two: I. Overture 1928. Act I: Scene Two: II. Strange Déjà Vu, Act I: Scene Three: I. Through My Words, Act I: Scene Three: II. Fatal Tragedy, Act I: Scene Four: Beyond This Life, Act I: Scene Five: Through Her Eyes, Act II: Scene Six: Home, Act II: Scene Seven: I. The Dance of Eternity, Act II: Scene Seven: II. One Last Time, Act II: Scene Eight: The Spirit Carries On, Act II: Scene Nine: Finally Free. Бис: At Wit’s End.

Полина КОРДИК
Фото автора.

Общее впечатление

17 января 2020 г.
Хельсинки, Финляндия, "Jallohalli"

Полина Кордик

Полина Кордик