Фестиваль «Былинный берег», день 1: Живая история
Август 7, 2022
Наталья Бондарева (37 статей)
Поделиться

Фестиваль «Былинный берег», день 1: Живая история

Во второй половине июля в Тверской области недалеко от деревни Топорок на берегу могучей русской реки Волги прошел уже 12-й по счету фестиваль живой истории и реконструкции «Былинный берег». Впервые он состоялся там же в 2010 году, и с каждым годом становился все мощнее и масштабнее. Это неудивительно, ведь в фестивале уникально все, начиная от географического положения и заканчивая составом участников.

 
 

Зона фестиваля расположена на большой поляне, находящейся на полуострове в междуречье рек Буянка и Волга. На противоположных берегах раскинулись хвойные леса, на одном из которых них поселилась колония ласточек-береговушек, суетливо шныряющих между гостями в поисках насекомых, на другом – шумная колония озерных чаек, которые постоянно летали над полем в поисках чего-нибудь съестного. Здесь же мирно паслись лошадки, в воздухе витал тонкий аромат лугового разнотравья и чабреца, порхали красивые бабочки махаоны, а вечером все окутывал таинственный туман и небо озаряли сотни зажженных костров.

 
 

В отличие от большинства музыкальных фестивалей, где к самой музыке организаторы в большей части никакого отношения не имеют – чистый бизнес, не более того, – на «Былинном береге» организаторы полностью «в теме» происходящего. Иван Кулагин – основатель клуба исторической реконструкции «Дружина Эльдьярн» и владелец тематического магазина «Секира». Алексей Павлов – бессменный лидер группы «Сколот» и тамбовского фолк-движения «Рарог», который не только вел все три дня фестиваля в компании с очаровательной Александрой Виншель (тоже из группы «Сколот»), но и успевал участвовать в сражениях на ристалище. Поэтому и обстановка больше походила на домашнюю, а требования ко всем участникам фестиваля были очень строгие: каждый заранее проходил согласование своего исторического костюма или военной амуниции с организаторами.

 
 

Территория фестиваля была поделена на два лагеря: лагерь реконструкторов, рядом с которым расположена Большая сцена, и туристический палаточный лагерь с парковкой для обычных посетителей, близ Малой сцены, неподалёку находился пляж, многочисленные торговые и ремесленные ряды и разнообразные фудкорты. Удивило то, что рок-атрибутики в продаже было довольно мало, всего три точки с мерчем. На одной была исключительно атрибутика фестиваля, на другой – традиционный набор продукции отечественных фолк-рок-групп, а вот третья меня, честно удивила. Это была точка с олдскульными треш-металом типа «Железного потока» и Mortifer, который был не только на привычных CD, но и на виниле и на свежеизданных аудиокассетах. Лейбл этот называется Metal Race Records. В историческом лагере можно было не только познакомиться с укладом и бытом раннего Средневековья, но и попробовать свои навыки в различных мастер-классах, испытать силу и ловкость в поединках и игрищах. Территории обоих лагерей были поделены на улицы с красивыми названиями, чтобы гостям было проще ориентироваться – улица Ладейная, улица НеУлица и другие.


 

В этом году «Былинный берег» вышел на новый уровень как в техническом, так и музыкальном плане. Это был самый масштабный фестиваль за всю его историю. По предварительным подсчетам за три дня фестиваль посетило около 10 тысяч человек, включая приглашенных гостей, многочисленных волонтеров и представителей прессы. Одних только заявленных реконструкторов было около 750, что уже впечатляет! Во время фестиваля на поле круглые сутки дежурило несколько станций Скорой помощи, пожарных отрядов и бригад МЧС. Были созданы благоприятные условия для людей с ограниченными возможностями и инвалидов-колясочников. Заметное число посетителей приехали с собаками разных пород, от такс до бульдогов. И было множество детей, для которых предусмотрели разнообразные тематические игры и занятия. На удивление, все три дня было довольно чисто, даже в туалетах, что тоже говорит о высоком уровне организации. Случались, конечно, небольшие технические накладки, такие как нехватка воды, шумные соседи по ночам или плохие дороги, но без них ни одно крупное мероприятие, проходящее на природе, не обходится.

 
 

Все три дня программа фестиваля была очень насыщенная и разноплановая. На Большой сцене выступления шли каждый день почти без перерыва с 10 утра до часа ночи. Сет-листы у каждой группы были примерно по часу, а у кого-то — по полтора и больше. На Малой, акустической сцене программа начиналась чуть позже и заканчивалась раньше, но на выступления давали тоже примерно час. Некоторые успевали за один день сыграть на обеих сценах, таким образом, всего в списке выступающих было более 70 коллективов! Кроме концертов, все желающие могли каждый день купаться в реке и принимать участие в тематических мастер-классах: научиться чеканить монеты или браслеты, плести на пальцах или вязать иглой, попробовать свои силы в кожевенном деле или изготовлении кольчуг, попрактиковаться в каллиграфии или написании берестяных грамот, обучиться гончарному делу или свечеварению. В общем, всему тому, без чего невозможно было выжить во времена Древней Руси.

 
 

Дети и взрослые с удовольствием принимали участие в различных настольных или подвижных играх: ходили на ходулях, бились на мягких мечах, стреляли из лука, метали топор, сулицы или ножи, соревновались в боях на бревне, рубке яблок, шапочном разборе и других состязаниях. Для детей дополнительно проводили исторические эстафеты, квесты и бои 5х5. Кроме этого, каждый день шли профессиональные бои на ристалище между различными клубами исторической реконструкции. Зрители могли увидеть строевые маневры и массовые сражения дружин – стенка на стенку, «волчарню» или круг Одина. Были и менее масштабные бои – 2х2, 5х5, 12х12, а также поединки щитников 1х1. Во время каждого сражения ведущий подробно рассказывал о происходящем на поле, о видах используемого оружия, об их плюсах и минусах, о воинских доспехах и тактиках ведения боя, развеивая мифы про все красиво снятые голливудские фильмы о викингах и средневековых воинах.

 
 

Три полных дня под палящим солнцем, около 40 часов непрерывной съемки и столько же отснятых и услышанных групп, а также мастер-классов, боев и зрителей… Я была на «Былинном береге» впервые, поэтому и отчет будет, на мой взгляд, более объективным.

 
 

22 июля, пятница, день первый

Открывала фестиваль питерская фолк-рок группа «Хольда», исполняющая веселые и добрые песни собственного сочинения про сказочных лесных героев, использующие элементы скандинавской мифологии. Они одинаково хорошо звучат и в акустике, и в электрическом формате.


Завораживающий голос Елены «Evelin» Степановой отлично дополняет бэк-вокал и волшебная флейта Ангелины Дортман. Слушая эту музыку, теряешься в догадках, где сказка и быль, а где мифы или реальность. Своим творчеством группа пропагандирует, что «радость входит в моду». И глядя на улыбки, не сходящие с лиц музыкантов, охотно в это веришь. Сразу отмечу, что, кроме Большой сцены, группа «Хольда» выступала еще и на Малой – в субботу и воскресенье. И всё те же счастливые улыбки на лицах музыкантов…

Сет-лист «Хольды»: Селенье мастеров / Ангельский край / Лисья песнь / Хозяйка (?) / Ни тропами (?) / Вольный ветер / Выбор / Каменный цветок / Внуки богов / Коник (?) / Звон стекла / У ворот Вальгаллы / Миросотворение / Леший


 

Далее по программе были показательные бои на ристалище. В целях безопасности организаторы убедительно просили зрителей не входить за ограничительные барьеры. Потому что, хотя все острые части сулиц, копий и стрел были закрыты, летать они могли во всех направлениях, попадая в том числе и в зрителей. По этому поводу даже шутили, что если девушка поймает стрелу, то, как и Царевна-лягушка, непременно найдет своего суженого. В меня прилетело копьем, и скажу вам, я до сих пор никого не встретила… Но сказка на то и сказка, чтобы было во что верить. Перед каждым боем маршалы (руководители коллективов) делили всех воинов на поле примерно на равные части, и чтобы зрителям было проще ориентироваться, называли команды просто – «Юг» и «Север». Состояли они из бойцов разных клубов исторической реконструкции. Каждый клуб, как полагается, имел свои знаки отличия – от цвета щитов до формы шлема. Одновременно на ристалище могло быть более 150 воинов.


 

Бои состояли из так называемых «сходок», которых могло быть более 10. За ходом сражения тщательно следили не только сами маршалы, но и дополнительные судьи. Если в кого-либо попадали оружием, то повергнутый воин должен был лечь на землю, показывая, что он убит. Некоторые пытались мухлевать и продолжали сражаться, но им быстро ставили на вид, и таких случаев становилось меньше. Сложности добавляло то, что за одну команду бились воины разных клубов, которые не так хорошо знали друг друга и часто случайно «убивали» своих. Изнуряющая жара, настоящие тяжелые стальные шлемы и кольчуги добавляли сложности, но воины стойко выносили все тяготы боя. Во время коротких пауз между «сходками» девушки в народных костюмах разносили воду бойцам, а многие из них и сами участвовали боях в роли лучников, добивая врагов, уцелевших от основной атаки копейщиков и сулищиков.


После небольшого перерыва музыкальную часть продолжила группа из Воронежа «Планида». Она была образована в 2011 году после того, как из-за музыкальных разногласий распался ещё один воронежский коллектив, «Версия», в котором играли почти все нынешние участники «Планиды». В музыкальном плане ребята оказались весьма интересными. Свой стиль они называют чапауэрметал, и он сочетает в себе скрипку и тяжелые гитары, классические фэнтезийные и в тоже время философски-глубокомысленные тексты о древнерусских временах, а оригинальные аранжировки местами похожи на готику и прогрессив-метал. Песни «Ярославна», «Феникс» и «Дикая охота» мне наиболее приглянулись. На счету у группы несколько полноформатных альбомов, несколько синглов и EP.

Сет-лист «Планиды»: Валькирия / Дикая охота / Символ времен / Ярославна / Феникс / Данко / Планида / Der Tod.


 

Далее на сцену вышли гости из Тулы в мрачных шаманских костюмах с черепами и рогами YaRuGa. В переводе с древнерусского это означает «овраг». Окончательный состав группы утвердился в 2019 году и держится до сих пор. Их музыка похожа на чтение древних мантр, а тексты пронизаны мрачной философией и сочетают фольклор различных северных народов дохристианской Руси, а также древние нордические и скандинавские элементы. Их стиль можно отнести к dark / folk / pagan metal – нечто неопределенное, сакральное, закрытое от посторонних взоров. Конечно, наиболее эффектно они смотрелись бы в более позднее время, когда стало темно, а сцену окутал дым. Но фестиваль на то и фестиваль, чтобы все выступали в назначенное время. Не так давно у YaRuGa вышел новый альбом под названием «Карколист», песни с которого тоже прозвучали. К сожалению, весь сет-лист послушать не удалось, надо же было и другие события снимать… Удалось застать песни «Затмение», «Яруга», «Зов» и «В лесу», и они очень впечатлили: мужское горловое пение в сочетании с женскими распевами вводят в небольшой транс. Кстати, участники группы не только играют на различных древних музыкальных инструментах, но и занимаются их восстановлением.


Следующими были El Mental – яркие, веселые и задорные московские фолк-рокеры, в чьём творчестве есть большая доля иронии. Они с высоким профессионализмом исполняют как песни и мелодии из далекого Средневековья, так и песни собственного сочинения или кавера на известные рок-хиты в фолк-обработке. В их арсенале есть колесная лира, волынки, лютни и другие не менее интересные старинные музыкальные инструменты. В группе аж 11 музыкантов, способных завести даже саму требовательную публику. Этих ребят можно было увидеть и услышать буквально везде: и на большой сцене, и возле торговых шатров, и у прощального костра. И они везде одинаково бодро отплясывали и распевали песни про всякую средневековую дичь. Я успела посмотреть в их исполнении лишь несколько песен, чтобы быть в курсе дела: «Валькирия», «Водка» (она поистине уже стала народной песней), «Средневечок» и «Омен».


Затем на сцену вышла еще одна яркая и веселая московская фолк-рок-группа «Кот Баюн». Я много про них слышала, но до этого раза увидеть их живьем не получалось, поэтому я посмотрела практически всё выступление. На счету у коллектива несколько ЕР и синглов, самый свежий из которых вышел в этом году. Песня «Кикимора» даже получила ротацию на «Наше радио». Как уже понятно из названия, темы для своих песен группа черпает из различных сказок и народного фольклора, а рассказывает их тот самый Кот Баюн, который «идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит», и своим зорким взглядом присматривает за происходящим на сцене и вокруг неё. Хорошая позитивная группа, с понятными текстами и запоминающимися припевами, которым начинаешь подпевать уже после первого куплета. Между песнями были и разные шутки-прибаутки. Есть в их арсенале песня, посвященная «Былинному берегу», которая так и называется «Берег Былин». Под которую все плясали и водили хороводы.

Сет лист группы «Кот Баюн»: Память / Память / Беда / Кикимора / Князь / Берег Былин / Кот Баюн.


На часах 18:00 – «золотое время» для фотосъемки. Солнце уже начало опускаться, жара немного спала, смотреть и снимать стало намного комфортнее. Как раз в это время на сцену поднялись одни из моих любимцев на фестивале – группа Alkonost из Набережных Челнов. Она была образована в 1995 году, выпустила уже девять полноформатных альбомов и стала одной из родоначальниц отечественного эпик-фолк-метала. Музыка у Alkonost очень лиричная и мелодичная, а тексты наполнены глубоким смыслом, их безукоризненно исполняет неподражаемая и грациозная Ксенией Побужанской и изредка подкрепляет своим гроулом Павел Косолапов. А как же без красивых гитарных соло Андрея Лосева! Шоу Alkonost всегда интересны и в музыкальном, и визуальном плане. Это единственная группа если не в мире, то в России точно, способная крутить «мельницы» на протяжении всего выступления. К тому же ребята всегда открыты для общения, после концертов они охотно раздают автографы и фотографируются со всеми желающими.

 
 

Но вернемся к самому выступлению Alkonost. Оно началось с песни «Лента на ветру». В этот раз очаровательная Ксения предстала перед публикой в белоснежном платье с длинной бахромой на рукавах, которое очень гармонично сочеталось с обстановкой вокруг и играло в лучах заходящего солнца. Надо сказать, что во время недавнего приезда группы в Москву Ксения уже «презентовала» свой новый образ, но в темном и задымленном клубе он произвёл совсем другое впечатление. Красиво, спору нет, но не хватало той самой легкости и воздушности, которая была на этом фестивале, чтобы улететь «Птицей» или обернуться «Ведьмой» «Там, где живут ветра» и цветут «Папоротник» и «Белая лилия»…

Сет-лист группы «Alkonost»: Лента на ветру / Там, где живут ветра / Ведьма / Птица / Листопад / Солнце / Тропа к весне / Папоротник / Белая лилия

 
 

Отыграв почти часовой сет, «Алконост» уступили место на сцене не менее уважаемым Butterfly Temple. Эти два коллектива — ровесники, Butterfly Temple тоже возникли в 1995 году и внесли большой вклад в развитие отечественной пэгэн/фолк-метал-сцены. За это время группа выпустила 11 полноформатных альбомов, а также несколько синглов и демо. Музыка интересна во всех отношениях – от самих текстов до их исполнения. Нынешний фронтмен группы Андрей Матюшенко может одинаково хорошо и скримить, и петь чистым вокалом.

Сет-лист группы «Butterfly Temple»:? / Время Мары / Разлетайся черной стаей / Волчье солнце / Мы два крыла / Купала / Солнцестояние / Волки Одина / Сны Северного моря / Смерть дана одна на всех.


 

После насыщенного сета от отцов фолк/пэгэн-метала настало время поплясать и повеселиться под русские народные да молодецкие песни питерских ребят «Отава Ё». Группа была образована в 2005 году, выпустила шесть полноформатных альбомов и несколько синглов. Благодаря своей самобытности коллектив получил мировое признание. Его знают и любят во всех уголках планеты. Выступление «Отава Ё» – это сплошные шутки-прибаутки в лучших традициях ярмарочных музыкантов стародавних времён. Есть в репертуаре артистов и русские народные, и собственные песни, есть и веселая вещь «Дворник» на стихи Даниила Хармса. Шапки-ушанки, гусли и волынки, скрипки и ложки – у «Отавы Ё» есть всё, чтобы завоевать ваше сердце и заставить ноги пуститься в пляс.

Сет-лист группы «Отава Ё»: Что за песни / Заливочка / Сумецкая (?) / Ой, Дуся, ой, Маруся (казачья лезгинка) / Яблочко /? / Шли девчонки с богомолья / Тимоня / Дворник / В роще.


Следующими выступали GjeldRune – подмосковная хэви-фолк-группа, образованная в 2010 году в городе Дубне. Название переводится как «руна Долга», а творчество охватывает почти все этапы истории нашей страны: от древних времён до лихих 90-х. Это песни о героях как ушедших времен, так и современности, о доблести и чести, предательстве и дружбе. В записи и сведении их последнего альбома «Слово посеет смуту» принимал участие Сергей «Лазарь» из «Арконы». В общем, вполне достойный эпическо-героический металл.

Сет-лист группы «GjeldRune»: Степняки / Молотом битв / Боевая / Волк, ворон и сокол / Проклятье / В парусах цвета зари / Оберег / Слово посеет смуту / Рагнарёк / Схоронили / Головы с плеч / Коловрат.


Возьмем небольшой музыкальный перерыв, чтобы посмотреть красочное файер-шоу, устроенное на ристалище. Поскольку представление было с настоящим огнём и факелами, то меры предосторожности тоже были повышенные. Все зрители стояли за ограждением, а для фотографов было выделено специальное безопасное место.

 

Пока все были заняты просмотром огненного шоу, на сцене уже готовились к выходу музыканты из подмосковного Жуковского «Сварга». Эта группа для меня тоже представляла особый интерес. Тоже ветераны отечественной фолк/пэгэн-метал-сцены, с 20-летним опытом и четырьмя полноформатными альбомами за плечами, не считая синглов и EP. Музыка Сварги довольно мрачная и атмосферная, но в тоже время довольно мелодичная, украшенная флейтами, волынками, дудками и аккордеоном. Тематика текстов уходит в глубину древнерусской истории и культуры.

Сет-лист группы «Сварга»: На моем берегу / Звери осени / Голос Лютеня / Прах над яругами / Там, где дремлют леса / Сжечь / Навь / Смерть /? / Северное небо / Дурень.

 

Закрывала первый день фестиваля московская пэгэн/фолк-эмбиент-группа Bjarla. Название это можно примерно перевести как «Яркое сияние». Музыка сочетает в себе мужское горловое пение и приятный женский вокал, дополненный колесной лирой, варганами и шаманскими мотивами северных народов. Они исполнили Khors, Starkadr, Над туманами, Былинный берег и другие песни.

На малой, акустической сцене в этот день выступили Лариса Бартенева, Алексей Жуков, «Русская правда», Helga Alirin, Полина Баранкова c группой «Андрей Рублев» и Faina.

Первый день фестиваля подошел к концу. Завтра будет новый день и новые впечатления. Я же отправляюсь в гостиницу, чтобы немного поспать, зарядить аккумуляторы и освободить карты памяти для будущих событий.

Продолжение следует…

Текст и фото – Наталья БОНДАРЕВА
Выражаю большую благодарность коллегам-фотографам Павлу Чижову и Виктору Карасеву за предоставленные фотографии общих планов, снятых с квадрокоптеров, а также организаторам «Былинного берега» за предоставленную аккредитацию.

Репортажи со следующих дней фестиваля:
http://inrock.ru/live_reports/bylinnyj_bereg_2022_day2
http://inrock.ru/live_reports/bylinnyj_bereg_2022_day3

Полный фотоальбом:

Ещё более полный фотоальбом: https://vk.com/album-2548741_285902507 (концерты) и https://vk.com/album-2548741_285903102 (публика, мастер-классы, бои, файер-шоу).

Общее впечатление

22-24 июля 2022 г.
Тверская обл., Кимрский район

Наталья Бондарева

Наталья Бондарева