Black Sabbath: Живая история
Black Sabbath,Foreign,Москва,обычный,СК ОлимпийскийПервого июня 2014 года в «Олимпийском» состоялся один из самых значимых и грандиозных рок-концертов за всю историю отечественного шоу-бизнеса. Шутка ли – группа, прославившая стиль хэви-метал, выступила в Москве с презентацией нового студийного альбома, даже еще и в «почти золотом» составе: Оззи Озборн, Тони Айомми и Гизер Батлер!
Справедливости ради отметим, что Black Sabbath уже выступали в Москве в 1989-м, дав серию легендарных концертов в том же «Олимпийском», но то был совсем другой состав, где из «отцов-основателей» присутствовал только Айомми, да и вообще, сколько с тех пор утекло воды…
А в марте 2014 года участники Black Sabbath объявили, что после летних гастролей группа, скорее всего, окончательно прекратит свое существование. Музыканты хотят уйти с высоко поднятой головой, «избежав участи молодящихся стариков, едва выползающих на сцену» (из московской пресс-конференции Оззи Озборна). К тому же известно, что Тони Айомми серьезно болен (в 2012 году у него была обнаружена лимфома) и не хочет больше выступать, поскольку гастроли приводят к ухудшению его самочувствия.
Теперь о самом концерте. Выступление началось с известной антивоенной композиции «War Pigs». Услышав громогласный одобрительный рёв публики, музыканты продолжили «шабаш» знаменитой антиутопией «Into the Void». Во время изумительного сольного проигрыша Тони Айомми Оззи по традиции окатил первые ряды ведром холодной воды. Вообще свой имидж «безбашенного князя тьмы» Озборн оправдывал на 100 %. То бился в истерике, изображая припадок, то имитировал зов слетевшей с катушек кукушки, то нецензурно ругался («Я всё еще безумен… А вы, %$#@?»). Зал от такого «праздника непослушания» пришел в полный восторг и не замолкал уже ни на секунду. Одна девушка, танцевавшая рядом со мной, вообще от избытка чувств разделась по пояс и выбросила футболку в толпу (интересно, как она дошла до дома?)
На радость публике практически без пауз прозвучали хиты из дебютного альбома группы: «Black Sabbath» со знакомыми с детства звуками дождя и колокола, «Behind the Wall Of Sleep» и «N.I.B.», разделенные интерлюдией в виде соло на бас-гитаре в исполнении Гизера Батлера.
К счастью, в программе нашлось место двум композициям с последнего диска группы «13»: «End of the Beginning» и «God Is Dead?», которые по качеству и силе воздействия ничуть не уступают лучшим творениям Sabbath. Кроме того, возможность «блеснуть мастерством» представилась барабанщику Томми Клафетосу, который поразил собравшихся невероятным по энергетике барабанным соло (правда, оно могло быть и покороче).
Ближе к концу выступления музыканты представили не столь очевидную для концерта песню «Dirty Women», а после очередной порции оззиевских «кричалок» перешли к ударному хиту «Children of the Grave». В этот момент в зале… практически полностью пропал звук, мимо зрителей «проплывал» никем не слышимый Оззи (смотреть на это было довольно забавно), а намеки на музыку доносились из сценических мониторов. Проблему решить не удалось, и рокеры, доиграв песню до конца, поспешно скрылись со сцены, так и не попрощавшись и не выйдя на бис.
Впрочем, тех, кто на протяжении многих лет мечтал увидеть «живьем» Black Sabbath в боевом составе, это вряд ли могло смутить – группа выложилась на 110 % и дала прекрасный концерт!
P. S. Конечно, большинство публики пришло посмотреть на «великого и ужасного» Оззи, который вопреки всем законам физики и медицины (чему подтверждение – мемуары Шэрон Озборн) до сих пор в строю и «зажигает» не хуже чем в 70-е. А для меня подлинным культурным потрясением стало исполнительское мастерство Айомми и Батлера. Эти двое на своих гитарах творили настоящее волшебство! Батлер играл мощно и точно, не хуже какого-нибудь прог-металлического басового виртуоза, а Айомми с воздушной легкостью варьировал исполнительские техники – от характерных для Black Sabbath мрачных риффов к сшибающим с ног пауэр-аккордам и певучим соло в «Dirty Women».
Надеюсь, что уход Black Sabbath был всё же не окончательным. Хотелось бы еще не раз побывать на этом прекрасном «празднике непослушания».
Фарид ХАЙРУЛЛИН
Фото: Катерина Межекова
Благодарим SAV Entertainment за фотоаккредитацию.