Axel Rudi Pell: Харизма против шаблонов
Май 1, 2019
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Axel Rudi Pell: Харизма против шаблонов

Выражаясь словами песни Андрея Макаревича, «не знал я, ей богу, что в мире так много далёких и близких друзей». А также просто знакомых, кто разделяет мою если не пламенную, то уж точно неимоверную страсть к музыке Акселя «Рудольфовича» Пелля, на протяжении трёх десятилетий кующего мелодичный металл высокого качества.

Сколько в этот вечер рукопожатий и братских объятий выдержали мои, соответственно, правая рука и тушка, затрудняюсь сказать. Но несколько десятков уж точно. И это было ещё до разогрева — питерского бэнда по имени «Бойкот». Группа не была заявлена в афишах, да и объявить себя в ходе выступления не торопилась. Попытки найти их сообщество в соцсетях оказались не вполне результативными: страницы «Бойкота» во «Вконтакте» заканчиваются записями как минимум трёхлетней давности. А жаль! Будь команда поактивнее в информационном плане, могла бы побольше приобрести слушателей посредством «сарафанного радио». Да и после этого концерта многие были бы не прочь познакомиться с их песнями поближе.

Играет «Бойкот» неплохо, на сцене держится уверенно. Да и со звуком парням повезло: не часто в столичных клубах таким качественным саундом радуют нас спецгости. И выглядела группа вполне фактурно, да и играет как минимум на «четвёрку».
Учитывая то, как шла промо-кампания мероприятия, отсутствие упоминания в афише «Бойкота» — далеко не самое неожиданное. Афиши мероприятия появились недели за три до концерта, тогда же в онлайн-продажу были пущены билеты по 600 рублей. Трудно было поверить и в реальность таких цен, и в то, что найдется достаточно желающих попасть на концерт, да и насчет приезда немецкого гитариста тоже поначалу думалось, что это не по-настоящему, не взаправду… Однако полный зал «Арбат-холла» не даст соврать: МЫ этого ждали! И те счастливчики, которым достались заветные билеты (в день концерта в онлайн-ресурсах они закончились, а своей кассы у клуба нет), получили настоящий праздник.

Это был первый концерт группы Axel Rudi Pell в Москве за её тридцатилетнюю историю. Не будем брать в расчёт вечер предыдущего дня, когда ARP выступили в Кремлёвском дворце в одной обойме с кучей «артистов» вроде модной (имя забыл, а гуглить не желаю) Лободы, вездесущего Филиппа Киркорова и прочего попсового шлака (от автора: не стесняюсь этих слов!) на премии BraVo. Единственным на мой взгляд достойным быть рядом с Акселем и его командой в этой сомнительной компании был Крис де Бург.

Наконец, группа на сцене, клуб, вмещающий пару тысяч человек, заполнен до отказа, и, воодушевившись аншлагом, музыканты ринулись будто в бой. Перечислим их по старшинству. 63-летний ударник Бобби Рондинелли играл на своём инструменте с достоинством и некоей вальяжностью. Немудрено: послужной список обязывает: среди прочих, это Black Sabbath, Blue Oyster Cult, Rainbow, Quiet Riot, Warlock, Doro, Riot V… Лидер группы имени себя самого, он же гитарист Аксель Руди Пелль — на пять лет младше Рондинелли. На первый взгляд, на сцене он выглядит несколько флегматично. На самом деле – сосредоточен на своей игре. Он виртуозно владеет инструментом, но лишён самолюбования и попыток выйти на первый план. Работает он прекрасно. Никаких понтов, только преданность любимому делу.
Басист Фолькер Кравчак моложе Акселя на пару лет. Людей с такой комплекцией называют амбалами, но он не тучен и не грузен, просто огромен, фактурен и заметен, он знает своё дело, и много его не бывает. Ровно столько, сколько надо. Ещё один здоровячок в компании — клавишник Ферди Дёрнберг, который моложе басиста на пять лет, но не менее харизматичен. Казалось бы, он должен быть прикован к инструменту, но Ферди умудрялся снимать со стойки «стационарные» синтезаторы и делал их мобильными, творя на них чудеса, да ещё и уверенно подпевать. А самым «юным» в группе является её фронтмен Джонни (или Джованни Батиста Джузеппе) Джиоэли. Он почти ровесник Дёрнберга, младше его почти на четыре месяца. Певец – это просто сгусток энергии. Этакий бутуз-пострел, который успевает лавировать между коллегами и всячески их бодрить, а с басистом ещё и вступать в шутейное единоборство, и одновременно работать с залом независимо от того, поёт он или заполняет междупесенную паузу. В разговорах он знает меру, и хотя и выкрикивает много шаблонных признаний в любви и других заезженных фраз, харизма его спасает. И шаблонные приёмы не раздражают, а, напротив, радуют.

Погрел душу и сет-лист. Говорить об идеальном наборе песен у группы с тридцатилетней историей бессмысленно. Чего-то заветного в случае Axel Rudi Pell ждать невозможно. Тем, кому по душе его музыка, отлично «зайдёт» и то, что группа выберет по своему вкусу. Совершенно закономерно в программу не вошли вещи времён двух первых вокалистов — Чарли Хуна и Роба Рока. Эпохе Джеффа Скотта Сото музыканты тоже уделили немного времени: «Warrior» и «Fool Fool» целиком, да «Casbah» в составе одного из трёх попурри. Также двое участников сыграли соло: Бобби Рондинелли хоть и не столь яркий шоумен, как его предшественник Майк Террана, однако наблюдать за ударником, с приходом которого изменился саунд всего коллектива, было небезынтересно. А уж послушать игру такого мэтра – немалое удовольствие. Дроби и переливы, созданные при помощи барабанных палочек, в какой-то момент перешли в игру голыми руками. Интимный момент, достойный публичного внимания. А Ферди Дёрнберг, который любит завернуть неожиданную тему, видимо, специально для России, включил в своё соло немного «клюковки» в виде темы «Катюши» Матвея Блантера.

Полностью же прозвучали десять композиций. Так и хочется сказать — «всего-то»… Однако вместе с попурри хедлайнерский сет продолжался без малого два часа, и пролетели они на одном дыхании. Под занавес биса, вместившего объявление состава и финальную «Rock The Nation», резко отключился свет и звук. Но через несколько секунд все поняли, что эта «отключка» была запланированной эксклюзивной «фишкой» концерта. А вот в самом сете эксклюзивности, увы, не случилось. Правда, узнал я об этом уже по пришествии домой, заглянув в setlist.fm. Программу одних и тех же песен и попурри, даже не меняя их порядок, группа катала и катает в туре уже более года! И это, пожалуй, единственный минус. Впрочем, чего я брюзжу!? С поправкой на то, что коллектив впервые за тридцать лет существования доехал до нашей страны, пусть и с единственным полноценным шоу в столице, закончу-ка свой отчёт оценкой: «неплохо для начала»!

Сет-лист: The Wild and the Young, Wildest Dreams, Fool Fool, Oceans of Time, Only the Strong Will Survive, Mystica (включая соло Рондинелли), Long Live Rock, Game of Sins/Tower of Babylon (включая соло Дёрнберга), The Line, Warrior, Edge of the World/Truth and LiesCarousel. Бис: The Masquerade Ball/Casbah, Rock the Nation.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Владимир «Импалер» Миловидов
Редакция выражает благодарность за аккредитацию Дмитрию Старцеву (Apptimizm).

P.S. Несколько слов в дополнение. В отличие от коллеги, творчество «Бойкота» меня не очаровало, хоть за ударными там и восседает экс-барабанщик старых знакомцев, прогметаллистов Face-X Сергей Фридман. Эта музыка совсем другая — доморощенный русскоязычный глэм-рок, в котором то и дело прорезаются нотки какой-то шансонщины, и не отличающийся узнаваемостью голоса или внешней харизмой вокалист. Если от всего этого абстрагироваться — вполне качественный разогрев, драйвовый, но скучноватый.
Аксель же — один из плеяды безумных немецких блондинов-рокеров. От покойного Курта Хауэнштайна из Supermax до ныне здравствующих Ули Йона Рота и Михаэля Шенкера, есть что-то в них общее, это «холодное пламя» блестящей виртуозной игры напоказ, но при этом обращённой внутрь, в какой-то собственный космос. По сравнению с Ротом и Шенкером наш герой, конечно, эпигон, явный представитель блэкморовской школы, но ему ни откажешь в узнаваемости и собственном звуке. Когда Пелл «уходит в отрыв» посреди какого-нибудь эпика типа «Oceans of Time» или «Masquerade Ball», и, закрыв глаза, начинает солировать, есть то самое чувство присутствия, ощущения, что музыка делается здесь и сейчас. Но Акселю и его группе не хватает мелодизма, эти вещи хороши, чтобы раскачать публику на концерте, но недостаточно ярки, чтобы их хотелось напевать про себя и вспоминать потом. Джонни Джиоэли, конечно, старается изо всех сил, иногда даже олицетворяя собой пресловутую песню «Крутится волчок» «Круиза», но есть детали, показывающие, что для него это не дело жизни, а просто работа. Например, планшет с текстами песен, закреплённый навроде пюпитра. Понятно, когда группе 30 лет и на счету пара десятков альбомов, всё запомнить невозможно. Зато для клавишника Ферди Дёрнберга это больше похоже на любимые каникулы — он от души веселится за своими стойками, и даже такая пошлость, как «Катюша» в клавишном соло, не портит впечатлений. Эх, как бы хотелось услышать его здесь вместе с Rough Silk! Что же касается самого именитого участника, барабанщика Бобби Рондинелли, то, может, он не такой шоумён, как Майк Террана, но ещё со времён видеоконцертника Rainbow «Live Between the Eyes» мы знаем, каким зрелищным может быть его барабанное соло. И в его относительно недавние приезды в Москву в составе проекта Over the Rainbow он не растерял этого блеска. Соло Бобби в составе группы Акселя было, пожалуй, поскромнее, чем тогда, но, наверное, ему надо ещё побольше пообжиться в этом коллективе… Так или иначе, главный герой шоу — сам Аксель, и ни разу за концерт не было ощущения, что его слишком много.
Главный результат, если угодно, сенсация — что метал-артисты второго эшелона могут при правильном подходе собирать полные залы, и залы немаленькие. При этом предсказать, где промоутеров ждёт успех, а где провал, по-прежнему очень сложно. В случае с Акселем все звёзды сошлись, и это не может не радовать. Кстати, летом у него ещё одно участие в «попсовом» фестивале, на этот раз в Петербурге, и полноценный рок-концерт вдогонку 14 июля в клубе «А2 Green Concert». Так что, кому не хватило — добро пожаловать в Северную столицу!

Владимир ИМПАЛЕР

Все фотографии:

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев